УДК 338

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РЫНКЕ АВТОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Усачев Андрей Алексеевич
Волгоградский государственный университет
соискатель, кафедра математических методов и информатики в экономике индивидуальный предприниматель "Vagservicevlg"

Аннотация
В статье дан анализ сформировавшихся тенденций на рынке автосервисных услуг и вызвавших их причин. Обоснован тезис о том, что в условиях спада экономики и падения покупательной способности рубля, с одной стороны, расширяется целевая группа потребителей услуг «гаражных» мастерских, с другой – обостряется конкуренция между ними и искажается природа фирмы. Предложено понимание существенного увеличения количества микро-мастерских не как свидетельства низких барьеров входа на рынок или перераспределения прибыли в отрасли в сторону микро-предприятий, а как проявления самозанятости в условиях безработицы.

Ключевые слова: авторизованные сервисы, банкротства, вновь образуемые «гаражные» микро-мастерские, искажение природы фирмы, обострение конкуренции, самозанятость, структура спроса на услуги автосервиса


STRUCTURAL CHANGES IN THE MARKET OF SERVICES IN TIMES OF CRISIS

Usachev Andrei Alekseevich
Volgograd State University
applicant, Department of mathematical methods and Informatics in economy individual entrepreneur "Vagservicevlg"

Abstract
In the article the analysis of the formed tendencies in the market of autoservice and of their causes. Argues that with the downturn in the economy and falling purchasing power of the ruble, on the one hand, expands the target group of consumers of services of "garage" workshops, with another – competition intensifies between them and distorted the nature of the firm. The proposed understanding of a substantial increase in the number of micro workshops not as evidence of low barriers to entry into the market or redistribution of profits in the industry towards micro-enterprises, and as a manifestation of self-employment in terms of unemployment.

Keywords: authorized services, bankruptcy, distortion of the nature of the firm, increased competition, newly formed "garage" micro-workshops, self-employment, structure of demand for car care services


Библиографическая ссылка на статью:
Усачев А.А. Структурные изменения на рынке автосервисных услуг в условиях кризиса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11075 (дата обращения: 29.09.2017).

Национальный рынок автосервисных услуг расширяется по мере увеличения внутреннего автопарка. До изменения курса рубля даже в условиях кризиса прирост 2013 года составил порядка 20%, что  выразилось в 379 млрд. рублей [1]. Спад российской экономики отразился на емкости рынка сервисных услуг, которая сократилась с 540 млрд. рублей в 2014 до 517 млрд. рублей в 2015 году [2].Относительно 2013 года рубль ослаб практически вдвое, следовательно, в ценах 2103 года это составляло менее 300 млрд. рублей и 297 млрд. рублей соответственно. Подорожание в разы оригинальных запасных частей побудило значительную часть автовладельцев изменить свое отношение к ремонтным работам вплоть до самостоятельного использования заведомо контрафактных комплектующих.Наибольшую долю в текущей емкости рынка составляют те услуги, от которых нельзя полностью отказаться или выполнить самостоятельно. В мегаполисах услуги по автомойке составляют 23,4% , по кузовному ремонту – 22,6%.  Наименьший объем  у шиномонтажных работ – 5% [3]. Все это оказывает непосредственное воздействие на структуру отрасли.  Проанализируем сформировавшиеся тенденции и вызвавшие их причины.

Спрос смещается с услуг дилерских сервисов на услуги, предоставляемые «гаражными» микро-мастерскими. Причина – понижение реальных доходов населения с одновременным «старением» отечественного автопарка ( сокращением доли автомобилей до 5 лет). По данным «Автостат-инфо», спустя 10 лет после покупки нового автомобиля  80 % автовладельцев российских моделей и 61% владельцев иномарок получают сервисные услуги у знакомых частных механиков либо пытаются справляться с ремонтными работами собственными силами [2].

Авторизованные сервисы уходят с рынка по причине отказа автовладельцев от оригинальных запчастей и сокращения количества автомобилей, обслуживающихся по гарантии. Причина – резкое подорожание услуг, определяемых  курсом рубля, и  падение объемов продаж новых автомобилей. Вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры»  В.Жигалов  отмечает, что из-за спада продаж, начавшегося в 2013 году,  количество автомобильных дилеров в стране в 2015 сократилось на 10%. Четверть из оставшихся  – около 1000 дилеров – находятся на грани банкротства поскольку снижается выручка дилерских сервисов. Она составляет до  75% операционной прибыли дилеров [4].

Значительно возрастает количество вновь образуемых сервисов и СТО.  Если в  2014 году в РФ количество зарегистрированных автосервисов и СТО увеличилось по сравнению с 2013 годом на 9,6%, то за первые 10 месяцев 2015 в 15 российских городах – «миллионниках», в которых сосредоточена большая часть российского парка легковых автомобилей,  рост оказался в 2 раза выше  и в среднем составил 19,6%. Увеличение количества зарегистрированных СТО по регионам  крайне неравномерно и в процентном, и в абсолютном выражении. В процентном отношении  наибольшие  приросты в Краснодаре, Москве, Ярославле  – от 38% до 47%.  В абсолютных единицах увеличение в Краснодаре составило 376  предприятий, в Москве – 2882 СТО.  Наименьший прирост  в  Волгограде – 3,8 %  , порядка 11 новых СТО [6].  Процентное изменение количества  зарегистрированных сервисов и СТО  отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. Прирост сервисов и СТО за январь – ноябрь 2015г. в городах -«миллионниках».

Общее количество и прирост СТО по регионам коррелирует с рейтингом регионов по качеству жизни [5]. Скачкообразное увеличение  в 2015 году числа сервисов на фоне рухнувших продаж новых автомобилей и  падения реальных доходов населения нельзя расценивать как отклик на высокую доходность в отрасли. Скорее, это отклик на сокращение возможности работы по найму при наличии определенных сбережений.

Увеличение количества СТО происходит и за счет вновь открывающихся  «гаражных»  мастерских,  не зарегистрированных официально, и не учтенных в приведенной выше статистике. Как правило, они  предоставляют  услуги  автосервиса, не требующие дорогостоящего оборудования и аренды специального помещения. Эти мастерские зачастую  работают по демпинговым ценам или на условиях бартера, не неся налогового бремени. Причина – доступность и востребованность  такого вида деятельности в условиях падения реальных доходов населения.

Как показывает практика, обслуживаться в «гаражной» мастерской, изъявляют готовность владельцы автомобилей всего ценового спектра, вплоть до премиум-класса, при соблюдении ряда  условий.

  • Наличии неформальной  гарантии  качества предоставляемой услуги: мастерская должна обладать  сложившейся положительной репутацией.
  • Соответствии запрашиваемой цены ожиданиям потенциального клиента: цена предоставляемой услуги должна быть существенно ниже той, которую назначают авторизованные центры, и соответствовать цене, которую запрашивают конкурирующие «гаражные» мастерские.
  • Удобном для клиента графике работы и расположении сервиса.

Несмотря на то, что в условиях кризиса  происходит объективное расширение целевой группы потребителей услуг микро-автосервисов, официально работающая «гаражная» мастерская испытывает все объективные трудности, вызванные малой формой бизнеса [7].  Она вынуждена привлекать клиентов, одновременно повышая качество предоставляемой услуги и выдерживая ценовую конкуренцию с неофициальными мастерскими. Это приводит к тому, что многие микро-сервисы либо банкротятся, либо перестают быть фирмами в общепринятом понимании. Владельцы средств производств перестают получать прибыль на вложенный капитал, позволяющую привлекать наемный труд, и превращаются в самозанятых предпринимателей с доходом на уровне прожиточного минимума. По мнению экспертов, в частности, главы NGK Spark Plug Eurasia Э.Дигеля,  «самая жесткая борьба за выживание сейчас идет среди мелких неспециализированных, “гаражных” автомастерских, ориентированных на владельцев автомобилей старше 10 лет – их основная клиентура сильнее всего страдает от падения доходов, вызванного экономической ситуацией”[6].

Представляется, что количество вновь образуемых зарегистрированных и незарегистрированных  «гаражных» микро-мастерских, в большей степени, является следствием доступности такой формы самозанятости в условиях сокращения рабочих мест, нежели следствием низких барьеров входа в отрасль или  откликом  на  изменение структуры спроса на услуги сервиса легковых автомобилей. И не может восприниматься в качестве свидетельства существенных изменений в распределении прибыли между средними, малыми и микро-фирмами отрасли.


Библиографический список
  1. Работы прибавиться// Российская  бизнес-газета 18.02.2014 № 6 (935) http://rg.ru/2014/02/18/servis.html
  2. Рынок автосервиса в России// Автостат-инфо: URL:  http://avtostat-info.com
  3. Парк легковых автомобилей в России: URL: http://www.manager-auto.org/articles/analitika
  4. Около четверти российских  автодилеров оказались на грани банкротства// Интерфакс : URL:  http://www.interfax.ru/business/496112
  5. Рейтинг российских регионов по качеству жизни. РИА  Новости. 22.12.2014 http://ria.ru/infografika/20141222/1039549859.html
  6. Официалы подвинулись// Российская  бизнес-газета  22.12.2015 № 50  (1029):   URL:  http://rg.ru/2015/12/22/avtoserviz.html
  7. Усачева Н.Ю. Усачев А.А Ограниченность неолиберальных критериев оценки качества предпринимательской среды// Инновационная наука.  2015. №8-1(80).С.77-79.


Все статьи автора «Усачев Андрей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: