Национальный рынок автосервисных услуг расширяется по мере увеличения внутреннего автопарка. До изменения курса рубля даже в условиях кризиса прирост 2013 года составил порядка 20%, что выразилось в 379 млрд. рублей [1]. Спад российской экономики отразился на емкости рынка сервисных услуг, которая сократилась с 540 млрд. рублей в 2014 до 517 млрд. рублей в 2015 году [2].Относительно 2013 года рубль ослаб практически вдвое, следовательно, в ценах 2103 года это составляло менее 300 млрд. рублей и 297 млрд. рублей соответственно. Подорожание в разы оригинальных запасных частей побудило значительную часть автовладельцев изменить свое отношение к ремонтным работам вплоть до самостоятельного использования заведомо контрафактных комплектующих.Наибольшую долю в текущей емкости рынка составляют те услуги, от которых нельзя полностью отказаться или выполнить самостоятельно. В мегаполисах услуги по автомойке составляют 23,4% , по кузовному ремонту – 22,6%. Наименьший объем у шиномонтажных работ – 5% [3]. Все это оказывает непосредственное воздействие на структуру отрасли. Проанализируем сформировавшиеся тенденции и вызвавшие их причины.
Спрос смещается с услуг дилерских сервисов на услуги, предоставляемые «гаражными» микро-мастерскими. Причина – понижение реальных доходов населения с одновременным «старением» отечественного автопарка ( сокращением доли автомобилей до 5 лет). По данным «Автостат-инфо», спустя 10 лет после покупки нового автомобиля 80 % автовладельцев российских моделей и 61% владельцев иномарок получают сервисные услуги у знакомых частных механиков либо пытаются справляться с ремонтными работами собственными силами [2].
Авторизованные сервисы уходят с рынка по причине отказа автовладельцев от оригинальных запчастей и сокращения количества автомобилей, обслуживающихся по гарантии. Причина – резкое подорожание услуг, определяемых курсом рубля, и падение объемов продаж новых автомобилей. Вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» В.Жигалов отмечает, что из-за спада продаж, начавшегося в 2013 году, количество автомобильных дилеров в стране в 2015 сократилось на 10%. Четверть из оставшихся – около 1000 дилеров – находятся на грани банкротства поскольку снижается выручка дилерских сервисов. Она составляет до 75% операционной прибыли дилеров [4].
Значительно возрастает количество вновь образуемых сервисов и СТО. Если в 2014 году в РФ количество зарегистрированных автосервисов и СТО увеличилось по сравнению с 2013 годом на 9,6%, то за первые 10 месяцев 2015 в 15 российских городах – «миллионниках», в которых сосредоточена большая часть российского парка легковых автомобилей, рост оказался в 2 раза выше и в среднем составил 19,6%. Увеличение количества зарегистрированных СТО по регионам крайне неравномерно и в процентном, и в абсолютном выражении. В процентном отношении наибольшие приросты в Краснодаре, Москве, Ярославле – от 38% до 47%. В абсолютных единицах увеличение в Краснодаре составило 376 предприятий, в Москве – 2882 СТО. Наименьший прирост в Волгограде – 3,8 % , порядка 11 новых СТО [6]. Процентное изменение количества зарегистрированных сервисов и СТО отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Прирост сервисов и СТО за январь – ноябрь 2015г. в городах -«миллионниках».
Общее количество и прирост СТО по регионам коррелирует с рейтингом регионов по качеству жизни [5]. Скачкообразное увеличение в 2015 году числа сервисов на фоне рухнувших продаж новых автомобилей и падения реальных доходов населения нельзя расценивать как отклик на высокую доходность в отрасли. Скорее, это отклик на сокращение возможности работы по найму при наличии определенных сбережений.
Увеличение количества СТО происходит и за счет вновь открывающихся «гаражных» мастерских, не зарегистрированных официально, и не учтенных в приведенной выше статистике. Как правило, они предоставляют услуги автосервиса, не требующие дорогостоящего оборудования и аренды специального помещения. Эти мастерские зачастую работают по демпинговым ценам или на условиях бартера, не неся налогового бремени. Причина – доступность и востребованность такого вида деятельности в условиях падения реальных доходов населения.
Как показывает практика, обслуживаться в «гаражной» мастерской, изъявляют готовность владельцы автомобилей всего ценового спектра, вплоть до премиум-класса, при соблюдении ряда условий.
- Наличии неформальной гарантии качества предоставляемой услуги: мастерская должна обладать сложившейся положительной репутацией.
- Соответствии запрашиваемой цены ожиданиям потенциального клиента: цена предоставляемой услуги должна быть существенно ниже той, которую назначают авторизованные центры, и соответствовать цене, которую запрашивают конкурирующие «гаражные» мастерские.
- Удобном для клиента графике работы и расположении сервиса.
Несмотря на то, что в условиях кризиса происходит объективное расширение целевой группы потребителей услуг микро-автосервисов, официально работающая «гаражная» мастерская испытывает все объективные трудности, вызванные малой формой бизнеса [7]. Она вынуждена привлекать клиентов, одновременно повышая качество предоставляемой услуги и выдерживая ценовую конкуренцию с неофициальными мастерскими. Это приводит к тому, что многие микро-сервисы либо банкротятся, либо перестают быть фирмами в общепринятом понимании. Владельцы средств производств перестают получать прибыль на вложенный капитал, позволяющую привлекать наемный труд, и превращаются в самозанятых предпринимателей с доходом на уровне прожиточного минимума. По мнению экспертов, в частности, главы NGK Spark Plug Eurasia Э.Дигеля, «самая жесткая борьба за выживание сейчас идет среди мелких неспециализированных, “гаражных” автомастерских, ориентированных на владельцев автомобилей старше 10 лет – их основная клиентура сильнее всего страдает от падения доходов, вызванного экономической ситуацией”[6].
Представляется, что количество вновь образуемых зарегистрированных и незарегистрированных «гаражных» микро-мастерских, в большей степени, является следствием доступности такой формы самозанятости в условиях сокращения рабочих мест, нежели следствием низких барьеров входа в отрасль или откликом на изменение структуры спроса на услуги сервиса легковых автомобилей. И не может восприниматься в качестве свидетельства существенных изменений в распределении прибыли между средними, малыми и микро-фирмами отрасли.
Библиографический список
- Работы прибавиться// Российская бизнес-газета 18.02.2014 № 6 (935) http://rg.ru/2014/02/18/servis.html
- Рынок автосервиса в России// Автостат-инфо: URL: http://avtostat-info.com
- Парк легковых автомобилей в России: URL: http://www.manager-auto.org/articles/analitika
- Около четверти российских автодилеров оказались на грани банкротства// Интерфакс : URL: http://www.interfax.ru/business/496112
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни. РИА Новости. 22.12.2014 http://ria.ru/infografika/20141222/1039549859.html
- Официалы подвинулись// Российская бизнес-газета 22.12.2015 № 50 (1029): URL: http://rg.ru/2015/12/22/avtoserviz.html
- Усачева Н.Ю. Усачев А.А Ограниченность неолиберальных критериев оценки качества предпринимательской среды// Инновационная наука. 2015. №8-1(80).С.77-79.
Количество просмотров публикации: Please wait