МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Панягина Ася Евгеньевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Аннотация
В статье представлены результаты моделирования инструментария реализации инвестиционной политики региона. Формы и методы поддержки дифференцированы в зависимости от группы приоритета отраслей, уровня их инвестиционной привлекательности и целевой аудитории инвесторов.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инструментарий управления инвестициями, формы и методы


MODELING OF TOOLS OF MANAGEMENT OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE REGION

Panyagina Asya Evgenevna
Murom Institute (branch), Vladimir State University of a name of A and N Stoletovykh, Murom

Abstract
Results of modeling of tools of realization of investment policy of the region are presented in article. Forms and methods of support are differentiated depending on group of a priority of branches, level of their investment appeal and target audience of investors.

Библиографическая ссылка на статью:
Панягина А.Е. Моделирование инструментария управления инвестиционной деятельностью в регионе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10902 (дата обращения: 19.03.2024).

Для повышения инвестиционной привлекательности регионы формируют систему регулирования инвестиционной  деятельности, объединяющую разные по содержанию и направленности формы и методы. Их принято разделять по характеру воздействия на прямые и косвенные, по виду функциональной направленности – на экономические и  административные. Существуют различия в систематизации форм и методов государственного регулирования [2, 3, 4], однако в целом мнения авторов достаточно близки. Косвенные формы и методы обеспечивают создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Они включают совершенствование системы налогообложения, амортизационной политики, защиту интересов инвесторов, предоставление им льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, создание и развитие сети информационно-аналитических центров, развитие финансового лизинга и иные аналогичные меры. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности предусматривает финансирование проектов, реализацию адресных инвестиционных программ, выпуск облигационных  займов, предоставление концессий российским и иностранным инвесторам, другие формы государственно-частного партнерства.

Административные методы предполагают воздействие с помощью стандартов, регламентов, инструктивных материалов и законодательных актов. Они включают развитие нормативно-правовой базы, формирование механизма гарантий, контроль целевого использования  бюджетных средств, прямое управление инвестициями и иные аналогичные методы. Экономические методы направлены на стимулирование принятия инвестиционных решений. К этой группе относятся: установление налоговых льгот, дифференциация налоговых ставок, тарифов, финансирование, дотации, субсидии, возмещение расходов, гранты.

Конкретные меры регулирования, выделяемые в рамках рассмотренных форм и методов, многообразны; ученые обосновывают выбор наиболее эффективных из них, а практика управления инвестиционной деятельностью свидетельствует об их активном внедрении. Однако, ссылаясь на мнение экспертов АСИ, заметим, что задействование максимально полного спектра способов поддержки не гарантирует роста привлекательности территории для инвесторов: «То, что делают наиболее успешные регионы, как правило, делают также и менее успешные». [5]  Требуется не столько многообразие форм и способов, сколько возможность моделирования из них неких инструментальных «наборов», вариантов «структурной композиции инструментария реализации» инвестиционной стратегии [4], сгруппированных на основе взаимосвязи предметных и управленческих приоритетов [3], дифференцированных в зависимости от инвестиционных характеристик отраслей и видов деятельности [2, 3], учитывающих специфику конкретного региона и тех аудиторий инвесторов, которые могут рассматриваться для него в качестве целевых.

Анализ приоритетов инвестиционного развития Владимирской области показал, что целевыми  внешними инвесторами для региона являются компании (группы компаний, холдинги), успешно работающие на российском рынке в той или иной отрасли, расширяющиеся и открывающие научно-исследовательские, производственные, сбытовые подразделения, в политике развития которых прослеживаются инновационная направленность, социальная ориентированность, а результаты деятельности свидетельствуют о высокой экономической эффективности.

Привлечение таких  инвесторов в условиях острой межрегиональной конкуренции требует концентрации усилий на организации адресной работы и создания для них режима наибольшего благоприятствования. Межрегиональные сравнения, выполненные в ходе анализа инвестиционной деятельности, доказали способность Владимирской области быть привлекательным регионом для инновационных и социально-ориентированных компаний. Поиск компаний, отвечающих указанным критериям, показал, что у ряда из них уже открыты производства во Владимирской области. Изучение портфеля проектов области свидетельствует, что такие компании являются стратегическими инвесторами, как правило, их вложения связаны с созданием новых производств.

Интересам собственников действующих предприятий в большей мере отвечает привлечение внешних инвесторов, предоставляющих гранты, целевое финансирование или заемные средства, во взаимосвязи с помощью региона в налаживании контактов с потенциальными потребителями продукции. В роли внешних инвесторов для таких предприятий могут выступать, прежде всего, инвестиционные банки и финансовые институты развития. Выбор целевой аудитории внешних инвесторов ни в коей мере не отменяет равных прав и гарантий для инвесторов-резидентов области. Речь идет о том, какие формы и методы регулирования применяются наиболее активно и как они ранжированы по приоритетности.

Для отраслей и сфер деятельности, состояние которых не обеспечивает высокую привлекательность для внешних инвестиций, определена целевая аудитория «внутренние инвесторы», которую формируют в первую очередь сами хозяйствующие субъекты. Для расширения их финансовых возможностей рассматриваются инвесторы, предоставляющие заемные средства, прежде всего, инвестиционные банки. Работа с данной целевой аудиторией предполагает:

− стимулирование работающих в регионе кредитных организаций к развитию инвестиционного банкинга;

− активизацию работы с крупнейшими лизинговыми компаниями;

− использование средств Регионального инвестиционного фонда, создании Регионального банка развития;

− мобилизацию сбережений населения, в частности, посредством ипотечного кредитования, в том числе в рамках государственной программы по субсидированию;

− создание регионального аналога системы индивидуальных инвестиционных счетов.

Предприятия, относящиеся к высокотехнологичным отраслям, входят в сферу инвестиционных приоритетов институтов развития. Институты развития могут быть включены в целевую аудиторию инвесторов вне зависимости от ряда других характеристик отрасли, и в области есть примеры успешного взаимодействия с ними.

Механизм взаимодействия с инвесторами включает совокупность мер, посредством которых реализуется функция согласования экономических интересов. Адресный подход к процессу выработки механизма взаимодействия с разными целевыми аудиториями позволяет нацелить бизнес на приоритетные виды деятельности. Поэтому система методов и форм поддержки должна давать возможность моделирования разных вариантов инструментария реализации инвестиционной стратегии, дифференцированных в зависимости от инвестиционного приоритета отрасли и целевой аудитории инвесторов. В её составе выделено четыре подсистемы: информационного, кадрового, организационного и экономического обеспечения. Каждая включает как традиционные методы и формы,  часть из которых уже предусмотрена Инвестиционной стратегией Владимирской области [1] (отмечены знаком *), так и предлагаемые автором.  Подсистемы обеспечения охватывают не только меры собственно поддержки и привлечения инвесторов, но и методы решения выявленных проблем.

Информационное обеспечение

Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:

И1 Формирование банка инновационных идей;

И2 Включение в контент портала кадрового блока с размещением инвесторами информации о потребности в персонале, размещение учебными заведениями региона данных о выпускниках в разрезе профессий и специальностей;

И3 Систематизация материалов Инвестиционного портала (в части представления нормативной базы, приоритетных отраслей, мер поддержки, презентации области как места для жизни);

И4 Размещение новостной информации в СМИ, на сайте;

И5 Организация дистанционного взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти;*

И6 Организация телемостов по проблемам инвестиционного развития региона;

И7 Мониторинг статистики посещения сайта с целью анализа их распределения по странам и регионам России, выявления информационных потребностей посетителей и на этой основе – улучшения информационного обеспечения и наполнения контента Инвестиционного портала.

Дифференцированного применения:

И8 Формирование положительного инвестиционного имиджа;*

И9 Взаимодействие с рейтинговыми агентствами, присвоение рейтинга;*

И10 Региональная геоинформационная система, инвестиционная карта;*

И11 Презентационная деятельность и установление контактов (участие в выставках, форумах, конференциях);*

И12 Выпуск рекламной продукции;*

И13 Инвестиционный справочник;*

И14 Рассылка информационных материалов через Интернет;*

И15 Проведение единых информационных дней на тему «Работа органов государственной власти по привлечению и взаимодействию с инвесторами»;*

И16 Консультационное обслуживание (в первую очередь – малых форм хозяйствования);

И17 Подготовка и размещение на сайте детального и понятного методического пособия по разработке и обоснованию инвестиционных проектов и расчету показателей их эффективности с практическими примерами в среде Excel;

И18. Использование результатов конкурса «Лучшие организации Владимирской области», проводимого  Администрацией и Торгово-промышленной палатой Владимирской области для составления рейтинга инвестиционно-привлекательных предприятий с размещением данных рейтинга и инвестиционных паспортов десяти лучших предприятиях отрасли на портале (в матрице инвестиционно-привлекательных отраслей);

И19. Для укрепления инвестиционного имиджа предприятий формирование внутреннего регионального рейтинга надежных организаций, в разрезе отраслей или масштабов бизнеса. Размещение на Инвестиционном портале данных рейтинга, предоставление «Сертификата надежного заемщика».

Кадровое обеспечение

Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:

Ч1 Формирование региональной образовательной системы с разработкой стандарта подготовки кадров и предоставление грантов на конкурсной основе на реализацию образовательных программ по приоритетным направлениям подготовки;

Ч2 Участие госслужащих в обучающих программах, семинарах по инвестиционной деятельности и оценке инвестиционных проектов;*

Дифференцированного применения:

Ч3 Использование опыта Калужской области по установлению зависимости предоставления налоговых льгот от величины инвестиций и уровня средней заработной платы;

Ч4 Субсидирование затрат работодателей на подготовку кадров (по приоритетным направлениям подготовки);

Ч5 Разработка прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах разных направлений;*

Ч6 Проведение обучающих семинаров по вопросам поддержки инвестиционной деятельности;*

Ч7 Формирование целевого заказа на подготовку специалистов на прединвестиционной фазе реализации инвестиционного проекта;

Ч8 Создание системы профессионального обучения трудовых мигрантов;

Ч9 Стимулирование предприятий региона к участию в проекте «Школа производственного менеджера» Российского центра производительности.

Организационное обеспечение

Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:

О1 Упрощение разрешительных процедур;*

О2 Единый регламент сопровождения проектов по принципу «одного окна»;*

О3 Промышленные, индустриальные, логистические, агропромышленные, научно-технологические парки;

О4 Специализированные организации-институты развития;

О5 Содействие инвесторам в размещении производства на территории индустриальных, технологических парков (использование опыта Воронежской области);

О6 Разработка стандартов и регламентов;

О7 Экспертиза инвестиционных проектов.

Дифференцированного применения:

О8 Создание Регионального инвестиционного фонда и Регионального банка реконструкции и развития;

О9 Содействие инвесторам в территориальном размещении производства (использование опыта Воронежской области);

О10 Адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами;

О11 Содействие в создании производств, удовлетворяющих требованиям высокой эффективности: наукоемких материало- и энергосберегающих, экологически чистых технологий, обеспечивающих высокую степень переработки используемого сырья (использование опыта Воронежской области);

О12 Содействие в разработке программ замены изношенного и технологически устаревшего оборудования: оптимизации распределения электрических и тепловых загрузок по энергоисточникам и оборудованию  (использование опыта Воронежской области);

О13  Стимулирование организаций региона к участию в проекте Российского  центра производительности «Общественная инициатива ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 2.0».

О14  Реализация программ территориально-отраслевой интеграции (кластерного  развития);

О15 Организация презентационных  мероприятий по приоритетным отраслям в регионе;

О16 Содействие организациям региона в  установлении контактов с инвестиционными банками, институтами развития Федерального уровня, подготовке и представлении проектов для рассмотрения;

О17 Проведение встреч и круглых столов с  представителями бизнеса;

О18 Предоставление приоритетным проектам  специальных сертификатов («Патронажный сертификат» Губернатора).*

Экономическое  обеспечение

Актуальное  для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:

Э1 Предоставление налоговых льгот и  инвестиционного налогового кредита социальным предпринимателям и инноваторам;

Э2 Реализация программы «льготы в обмен  на инвестиции», согласно которым право на льготу обусловлено объемами  инвестиций и уровнем средней заработной платы работников организации (с  исключением из расчета выплат топ-менеджерам);

Э3 Распространение системы налоговых  льгот на организации, предоставляющие инвестиционные займы и кредиты.

Дифференцированного  применения:

Э4 Предоставление налоговых льгот и  инвестиционного кредита организациям, осуществляющим модернизацию и  перевооружение основных средств, реализацию программ ресурсосбережения и  снижения себестоимости, повышения эффективности производства;

Э5 Субсидирование процентов по  инвестиционным кредитам и лизингу, затрат на размещение ценных бумаг;

Э6 Субсидирование затрат на оплату услуг  за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;

Э7 Финансирование проектов в  приоритетных отраслях Региональным инвестиционным фондом и Региональным банком  реконструкции и развития;

Э8 Долевое финансирование, использование  механизмов ГЧП с оценкой возможности расширения сферы ГЧП на проекты,  реализуемые в перспективных наукоемких отраслях промышленности региона, не  относящихся к общественному сектору, в том числе в форме участия в управлении,  включения представителей органов власти в Совет директоров;

Э9  Государственные гарантии, использование залогового фонда региона (по  видам экономической деятельности или по одобренным проектам, для малого  бизнеса);

Э10 Льготные  условия пользования земельными участками и аренды (по  видам экономической деятельности или по одобренным проектам, для малого  бизнеса);

Э11 Активизация механизмов мобилизации  инвестиционных ресурсов, таких как секьюритизация активов,  индивидуальные  инвестиционные счета, использование услуг инвестиционного банкинга.

На рисунке 1 отражены  результаты моделирования инструментария управления инвестиционной деятельностью  в регионе. Формы, методы и конкретные способы поддержки, применимые в  управлении вне зависимости от инвестиционных приоритетов, показаны отдельно,  дифференцированные инструменты сгруппированы по управленческим приоритетам.

Рисунок 1 – Моделирование инструментария управления инвестиционной деятельностью

Предлагаемые конструкции форм и методов поддержки применяются не  механистически. С учетом специфики конкретного предприятия и его отраслевой  принадлежности осуществляется выбор оптимальных инструментов. Так, химическое  производство – растущая отрасль с высокой инвестиционной привлекательностью,  целевой аудиторией для которого являются внешние инвесторы. В управлении  инвестиционной деятельностью предприятий этой отрасли, помимо универсальных,  могут быть эффективны следующие инструменты:

− информационного обеспечения: презентационная деятельность, включение в  инвестиционный справочник, участие в конкурсах «Лучшие организации Владимирской  области» с размещением инвестиционного паспорта предприятий, вошедших в число победителей, на портале;

− кадрового обеспечения: использование права на налоговые льготы при  установлении высокого уровня оплаты труда, права на субсидирование затрат на  подготовку кадров, учет потребностей отрасли в специалистах при прогнозировании
регионального рынка труда;

− организационного обеспечения: содействие инвесторам в территориальном  размещении производства, организация презентационных мероприятий в регионе,  реализация программы кластерного развития, проведение встреч и круглых столов с  представителями бизнеса.

Потребность в экономической поддержке в отраслях с лучшими инвестиционными характеристиками минимальна, поэтому меры усиленной поддержки не целесообразны. Однако поскольку права всех инвесторов равны, могут  предоставляться общие меры финансовой поддержки, субсидирование процентов по инвестиционным кредитам и  лизингу, государственные гарантии. Для предприятий, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях со средней и низкой инвестиционной привлекательностью, напротив, предлагается максимально возможный набор мер экономической и особенно – организационной поддержки. Следует также подчеркнуть, что основной акцент в данном случае сделан на организационном обеспечении, направленном на решение проблем, связанных со снижением эффективности и производительности труда.

Предложенные меры могут способствовать улучшению инвестиционного имиджа и привлекательности Владимирской области. Использованный в работе принцип моделирования инструментария управления инвестиционной деятельностью может применяться в любом регионе страны с учетом его специфики.


Библиографический список
  1. Указ Губернатора Владимирской области от 05.05.2014 № 31 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года».
  2. Горлов А.В. Механизм реализации инвестиционной политики на основе оценки потенциала инвестиционной привлекательности региона (на примере Амурской области) // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 2. С. 247-253
  3. Губанова Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономике региона / Е.С. Губанова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. – 104 с.
  4. Круглякова В.М. Региональная инвестиционная политика: теоретико-методологические основы, методическое и инструментальное обеспечение: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. док. эк. наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2013
  5. Стандарт деятельности органов исполнительной власти Субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Утвержден решением наблюдательного совета АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 3 мая 2012 г., протокол № 2.


Все статьи автора «Панягина Ася Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: