Для повышения инвестиционной привлекательности регионы формируют систему регулирования инвестиционной деятельности, объединяющую разные по содержанию и направленности формы и методы. Их принято разделять по характеру воздействия на прямые и косвенные, по виду функциональной направленности – на экономические и административные. Существуют различия в систематизации форм и методов государственного регулирования [2, 3, 4], однако в целом мнения авторов достаточно близки. Косвенные формы и методы обеспечивают создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Они включают совершенствование системы налогообложения, амортизационной политики, защиту интересов инвесторов, предоставление им льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, создание и развитие сети информационно-аналитических центров, развитие финансового лизинга и иные аналогичные меры. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности предусматривает финансирование проектов, реализацию адресных инвестиционных программ, выпуск облигационных займов, предоставление концессий российским и иностранным инвесторам, другие формы государственно-частного партнерства.
Административные методы предполагают воздействие с помощью стандартов, регламентов, инструктивных материалов и законодательных актов. Они включают развитие нормативно-правовой базы, формирование механизма гарантий, контроль целевого использования бюджетных средств, прямое управление инвестициями и иные аналогичные методы. Экономические методы направлены на стимулирование принятия инвестиционных решений. К этой группе относятся: установление налоговых льгот, дифференциация налоговых ставок, тарифов, финансирование, дотации, субсидии, возмещение расходов, гранты.
Конкретные меры регулирования, выделяемые в рамках рассмотренных форм и методов, многообразны; ученые обосновывают выбор наиболее эффективных из них, а практика управления инвестиционной деятельностью свидетельствует об их активном внедрении. Однако, ссылаясь на мнение экспертов АСИ, заметим, что задействование максимально полного спектра способов поддержки не гарантирует роста привлекательности территории для инвесторов: «То, что делают наиболее успешные регионы, как правило, делают также и менее успешные». [5] Требуется не столько многообразие форм и способов, сколько возможность моделирования из них неких инструментальных «наборов», вариантов «структурной композиции инструментария реализации» инвестиционной стратегии [4], сгруппированных на основе взаимосвязи предметных и управленческих приоритетов [3], дифференцированных в зависимости от инвестиционных характеристик отраслей и видов деятельности [2, 3], учитывающих специфику конкретного региона и тех аудиторий инвесторов, которые могут рассматриваться для него в качестве целевых.
Анализ приоритетов инвестиционного развития Владимирской области показал, что целевыми внешними инвесторами для региона являются компании (группы компаний, холдинги), успешно работающие на российском рынке в той или иной отрасли, расширяющиеся и открывающие научно-исследовательские, производственные, сбытовые подразделения, в политике развития которых прослеживаются инновационная направленность, социальная ориентированность, а результаты деятельности свидетельствуют о высокой экономической эффективности.
Привлечение таких инвесторов в условиях острой межрегиональной конкуренции требует концентрации усилий на организации адресной работы и создания для них режима наибольшего благоприятствования. Межрегиональные сравнения, выполненные в ходе анализа инвестиционной деятельности, доказали способность Владимирской области быть привлекательным регионом для инновационных и социально-ориентированных компаний. Поиск компаний, отвечающих указанным критериям, показал, что у ряда из них уже открыты производства во Владимирской области. Изучение портфеля проектов области свидетельствует, что такие компании являются стратегическими инвесторами, как правило, их вложения связаны с созданием новых производств.
Интересам собственников действующих предприятий в большей мере отвечает привлечение внешних инвесторов, предоставляющих гранты, целевое финансирование или заемные средства, во взаимосвязи с помощью региона в налаживании контактов с потенциальными потребителями продукции. В роли внешних инвесторов для таких предприятий могут выступать, прежде всего, инвестиционные банки и финансовые институты развития. Выбор целевой аудитории внешних инвесторов ни в коей мере не отменяет равных прав и гарантий для инвесторов-резидентов области. Речь идет о том, какие формы и методы регулирования применяются наиболее активно и как они ранжированы по приоритетности.
Для отраслей и сфер деятельности, состояние которых не обеспечивает высокую привлекательность для внешних инвестиций, определена целевая аудитория «внутренние инвесторы», которую формируют в первую очередь сами хозяйствующие субъекты. Для расширения их финансовых возможностей рассматриваются инвесторы, предоставляющие заемные средства, прежде всего, инвестиционные банки. Работа с данной целевой аудиторией предполагает:
− стимулирование работающих в регионе кредитных организаций к развитию инвестиционного банкинга;
− активизацию работы с крупнейшими лизинговыми компаниями;
− использование средств Регионального инвестиционного фонда, создании Регионального банка развития;
− мобилизацию сбережений населения, в частности, посредством ипотечного кредитования, в том числе в рамках государственной программы по субсидированию;
− создание регионального аналога системы индивидуальных инвестиционных счетов.
Предприятия, относящиеся к высокотехнологичным отраслям, входят в сферу инвестиционных приоритетов институтов развития. Институты развития могут быть включены в целевую аудиторию инвесторов вне зависимости от ряда других характеристик отрасли, и в области есть примеры успешного взаимодействия с ними.
Механизм взаимодействия с инвесторами включает совокупность мер, посредством которых реализуется функция согласования экономических интересов. Адресный подход к процессу выработки механизма взаимодействия с разными целевыми аудиториями позволяет нацелить бизнес на приоритетные виды деятельности. Поэтому система методов и форм поддержки должна давать возможность моделирования разных вариантов инструментария реализации инвестиционной стратегии, дифференцированных в зависимости от инвестиционного приоритета отрасли и целевой аудитории инвесторов. В её составе выделено четыре подсистемы: информационного, кадрового, организационного и экономического обеспечения. Каждая включает как традиционные методы и формы, часть из которых уже предусмотрена Инвестиционной стратегией Владимирской области [1] (отмечены знаком *), так и предлагаемые автором. Подсистемы обеспечения охватывают не только меры собственно поддержки и привлечения инвесторов, но и методы решения выявленных проблем.
Информационное обеспечение
Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:
И1 Формирование банка инновационных идей;
И2 Включение в контент портала кадрового блока с размещением инвесторами информации о потребности в персонале, размещение учебными заведениями региона данных о выпускниках в разрезе профессий и специальностей;
И3 Систематизация материалов Инвестиционного портала (в части представления нормативной базы, приоритетных отраслей, мер поддержки, презентации области как места для жизни);
И4 Размещение новостной информации в СМИ, на сайте;
И5 Организация дистанционного взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти;*
И6 Организация телемостов по проблемам инвестиционного развития региона;
И7 Мониторинг статистики посещения сайта с целью анализа их распределения по странам и регионам России, выявления информационных потребностей посетителей и на этой основе – улучшения информационного обеспечения и наполнения контента Инвестиционного портала.
Дифференцированного применения:
И8 Формирование положительного инвестиционного имиджа;*
И9 Взаимодействие с рейтинговыми агентствами, присвоение рейтинга;*
И10 Региональная геоинформационная система, инвестиционная карта;*
И11 Презентационная деятельность и установление контактов (участие в выставках, форумах, конференциях);*
И12 Выпуск рекламной продукции;*
И13 Инвестиционный справочник;*
И14 Рассылка информационных материалов через Интернет;*
И15 Проведение единых информационных дней на тему «Работа органов государственной власти по привлечению и взаимодействию с инвесторами»;*
И16 Консультационное обслуживание (в первую очередь – малых форм хозяйствования);
И17 Подготовка и размещение на сайте детального и понятного методического пособия по разработке и обоснованию инвестиционных проектов и расчету показателей их эффективности с практическими примерами в среде Excel;
И18. Использование результатов конкурса «Лучшие организации Владимирской области», проводимого Администрацией и Торгово-промышленной палатой Владимирской области для составления рейтинга инвестиционно-привлекательных предприятий с размещением данных рейтинга и инвестиционных паспортов десяти лучших предприятиях отрасли на портале (в матрице инвестиционно-привлекательных отраслей);
И19. Для укрепления инвестиционного имиджа предприятий формирование внутреннего регионального рейтинга надежных организаций, в разрезе отраслей или масштабов бизнеса. Размещение на Инвестиционном портале данных рейтинга, предоставление «Сертификата надежного заемщика».
Кадровое обеспечение
Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:
Ч1 Формирование региональной образовательной системы с разработкой стандарта подготовки кадров и предоставление грантов на конкурсной основе на реализацию образовательных программ по приоритетным направлениям подготовки;
Ч2 Участие госслужащих в обучающих программах, семинарах по инвестиционной деятельности и оценке инвестиционных проектов;*
Дифференцированного применения:
Ч3 Использование опыта Калужской области по установлению зависимости предоставления налоговых льгот от величины инвестиций и уровня средней заработной платы;
Ч4 Субсидирование затрат работодателей на подготовку кадров (по приоритетным направлениям подготовки);
Ч5 Разработка прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах разных направлений;*
Ч6 Проведение обучающих семинаров по вопросам поддержки инвестиционной деятельности;*
Ч7 Формирование целевого заказа на подготовку специалистов на прединвестиционной фазе реализации инвестиционного проекта;
Ч8 Создание системы профессионального обучения трудовых мигрантов;
Ч9 Стимулирование предприятий региона к участию в проекте «Школа производственного менеджера» Российского центра производительности.
Организационное обеспечение
Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:
О1 Упрощение разрешительных процедур;*
О2 Единый регламент сопровождения проектов по принципу «одного окна»;*
О3 Промышленные, индустриальные, логистические, агропромышленные, научно-технологические парки;
О4 Специализированные организации-институты развития;
О5 Содействие инвесторам в размещении производства на территории индустриальных, технологических парков (использование опыта Воронежской области);
О6 Разработка стандартов и регламентов;
О7 Экспертиза инвестиционных проектов.
Дифференцированного применения:
О8 Создание Регионального инвестиционного фонда и Регионального банка реконструкции и развития;
О9 Содействие инвесторам в территориальном размещении производства (использование опыта Воронежской области);
О10 Адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами;
О11 Содействие в создании производств, удовлетворяющих требованиям высокой эффективности: наукоемких материало- и энергосберегающих, экологически чистых технологий, обеспечивающих высокую степень переработки используемого сырья (использование опыта Воронежской области);
О12 Содействие в разработке программ замены изношенного и технологически устаревшего оборудования: оптимизации распределения электрических и тепловых загрузок по энергоисточникам и оборудованию (использование опыта Воронежской области);
О13 Стимулирование организаций региона к участию в проекте Российского центра производительности «Общественная инициатива ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 2.0».
О14 Реализация программ территориально-отраслевой интеграции (кластерного развития);
О15 Организация презентационных мероприятий по приоритетным отраслям в регионе;
О16 Содействие организациям региона в установлении контактов с инвестиционными банками, институтами развития Федерального уровня, подготовке и представлении проектов для рассмотрения;
О17 Проведение встреч и круглых столов с представителями бизнеса;
О18 Предоставление приоритетным проектам специальных сертификатов («Патронажный сертификат» Губернатора).*
Экономическое обеспечение
Актуальное для работы со всеми инвесторами, в любых отраслях:
Э1 Предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита социальным предпринимателям и инноваторам;
Э2 Реализация программы «льготы в обмен на инвестиции», согласно которым право на льготу обусловлено объемами инвестиций и уровнем средней заработной платы работников организации (с исключением из расчета выплат топ-менеджерам);
Э3 Распространение системы налоговых льгот на организации, предоставляющие инвестиционные займы и кредиты.
Дифференцированного применения:
Э4 Предоставление налоговых льгот и инвестиционного кредита организациям, осуществляющим модернизацию и перевооружение основных средств, реализацию программ ресурсосбережения и снижения себестоимости, повышения эффективности производства;
Э5 Субсидирование процентов по инвестиционным кредитам и лизингу, затрат на размещение ценных бумаг;
Э6 Субсидирование затрат на оплату услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
Э7 Финансирование проектов в приоритетных отраслях Региональным инвестиционным фондом и Региональным банком реконструкции и развития;
Э8 Долевое финансирование, использование механизмов ГЧП с оценкой возможности расширения сферы ГЧП на проекты, реализуемые в перспективных наукоемких отраслях промышленности региона, не относящихся к общественному сектору, в том числе в форме участия в управлении, включения представителей органов власти в Совет директоров;
Э9 Государственные гарантии, использование залогового фонда региона (по видам экономической деятельности или по одобренным проектам, для малого бизнеса);
Э10 Льготные условия пользования земельными участками и аренды (по видам экономической деятельности или по одобренным проектам, для малого бизнеса);
Э11 Активизация механизмов мобилизации инвестиционных ресурсов, таких как секьюритизация активов, индивидуальные инвестиционные счета, использование услуг инвестиционного банкинга.
На рисунке 1 отражены результаты моделирования инструментария управления инвестиционной деятельностью в регионе. Формы, методы и конкретные способы поддержки, применимые в управлении вне зависимости от инвестиционных приоритетов, показаны отдельно, дифференцированные инструменты сгруппированы по управленческим приоритетам.
Рисунок 1 – Моделирование инструментария управления инвестиционной деятельностью
Предлагаемые конструкции форм и методов поддержки применяются не механистически. С учетом специфики конкретного предприятия и его отраслевой принадлежности осуществляется выбор оптимальных инструментов. Так, химическое производство – растущая отрасль с высокой инвестиционной привлекательностью, целевой аудиторией для которого являются внешние инвесторы. В управлении инвестиционной деятельностью предприятий этой отрасли, помимо универсальных, могут быть эффективны следующие инструменты:
− информационного обеспечения: презентационная деятельность, включение в инвестиционный справочник, участие в конкурсах «Лучшие организации Владимирской области» с размещением инвестиционного паспорта предприятий, вошедших в число победителей, на портале;
− кадрового обеспечения: использование права на налоговые льготы при установлении высокого уровня оплаты труда, права на субсидирование затрат на подготовку кадров, учет потребностей отрасли в специалистах при прогнозировании
регионального рынка труда;
− организационного обеспечения: содействие инвесторам в территориальном размещении производства, организация презентационных мероприятий в регионе, реализация программы кластерного развития, проведение встреч и круглых столов с представителями бизнеса.
Потребность в экономической поддержке в отраслях с лучшими инвестиционными характеристиками минимальна, поэтому меры усиленной поддержки не целесообразны. Однако поскольку права всех инвесторов равны, могут предоставляться общие меры финансовой поддержки, субсидирование процентов по инвестиционным кредитам и лизингу, государственные гарантии. Для предприятий, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях со средней и низкой инвестиционной привлекательностью, напротив, предлагается максимально возможный набор мер экономической и особенно – организационной поддержки. Следует также подчеркнуть, что основной акцент в данном случае сделан на организационном обеспечении, направленном на решение проблем, связанных со снижением эффективности и производительности труда.
Предложенные меры могут способствовать улучшению инвестиционного имиджа и привлекательности Владимирской области. Использованный в работе принцип моделирования инструментария управления инвестиционной деятельностью может применяться в любом регионе страны с учетом его специфики.
Библиографический список
- Указ Губернатора Владимирской области от 05.05.2014 № 31 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года».
- Горлов А.В. Механизм реализации инвестиционной политики на основе оценки потенциала инвестиционной привлекательности региона (на примере Амурской области) // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 2. С. 247-253
- Губанова Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономике региона / Е.С. Губанова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. – 104 с.
- Круглякова В.М. Региональная инвестиционная политика: теоретико-методологические основы, методическое и инструментальное обеспечение: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. док. эк. наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2013
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти Субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Утвержден решением наблюдательного совета АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 3 мая 2012 г., протокол № 2.
Количество просмотров публикации: Please wait