УДК 338.465.4

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Фищенко Кристина Сергеевна
Дальневосточный институт управления – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
аспирант, Управление экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре, главный специалист

Аннотация
Статья раскрывает содержание понятия «качество образования», отображенное в современных исследованиях. В ней представлена характеристика подходов к определению и использованию понятия, его особенностей в различных системах оценки качества. Основное внимание в работе уделено подходам на основе релятивизма и объективизма, внутренней и внешней оценки, оценки со стороны субъектов. Основное содержание работы составляет изучение и анализ практической значимости рассматриваемых определений. Автор делает вывод, что на основании полученного материала возможно выявление основных характеристик, присущих современному образованию.

Ключевые слова: качество образования, образовательные стандарты, система показателей, факторы и оценка эффективности


THE MODERN APPROACHES TO THE DEFINITION OF QUALITY OF EDUCATION IN DIFFERENT EFFICIENCY ASSESSMENT SYSTEMS

Fishchenko Kristina Sergeevna
The Far-Eastern institute of management – RANEPA branch by the President of the Russian Federation
postgraduate student, Department of economic development of the city administration Komsomolsk-on-Amur, main specialist

Abstract
The article reveals the content of the concept «quality of education» in the modern scientific researches. It presents a description of the approaches to concept definition and usage, its specifics in the different systems of quality assessment. Particular attention in the article is paid to approaches, which are based on relativism and objectivism, internal and external assessment, assessment from the point of view of subjects. The main content of this research is a study and analysis of practical importance of the considered definitions. The author concludes that the obtained material allows to define main characteristics of modern education.

Keywords: education standards, factors and assessment of efficiency, quality of education, system of indicators


Библиографическая ссылка на статью:
Фищенко К.С. Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10729 (дата обращения: 26.05.2017).

Любой анализ отрасли образования, разработка любого рейтинга результатов деятельности образовательных организаций или систем всегда связан с выбором оценки. Она становится определяющим фактором в формировании подходов изучения параметров качества образования как самостоятельной категории. Исследованием вопросов повышения качества образования, поиском возможностей для развития системы образования занимаются педагоги, экономисты, политики. Заинтересованность в получении качественного образования, в формировании кадрового потенциала выражается в разработке новых стандартов, во внедрении новых механизмов систем оценки качества.

Зачастую для получения актуальной и достоверной информации о текущем состоянии и удовлетворенности качеством предоставления услуг образования является мониторинг: результатов подготовки учащихся, работы педагогического состава, учебных программ, материально-технического обеспечения, необходимого количества образовательных учреждений (начиная дошкольным и заканчивая высшим образованием) и др. Поэтому для комплексного анализа выделим несколько подходов в рамках классификаций в зависимости от способов и от субъектов оценки.

Согласно первой классификации рассматривают два подхода: объективистский и релятивистский. В соответствии с объективистским подходом под качеством понимаются возможность объективных измерений, констатации фактов и сравнимость результатов различных учебных учреждений, уровней и форм обучения. Данные, получаемые в ходе исследования, являются показателями развития конкретно взятого учебного заведения и позволяют дать сравнительный анализ системы образования в целом. Такой подход применяется как утверждение значений, которые необходимо достигнуть к определенному сроку, выстраивание рейтингов школ, вузов согласно показателям эффективности деятельности.

Различные системы оценки используют целевые показатели эффективности деятельности. Мониторинг показателей представляет собой отражение всей деятельности: успеваемость учащихся, реализация новых проектов, методическая деятельность и многое другое. Зачастую в системы входят значения показателей, индикаторов, целевых значений, предусмотренных официальной формой отчетности, государственными, региональными и местными планами развития.

Применение рейтингов дает возможность с одной стороны – совершенствовать организационный механизм управления, с другой – реализовывать идеологию «управление результатом» на всех уровнях. В первом случае, введение четкого разграничения ответственности за результат своих действий. Во втором – сравнение индивидуальных итогов в зависимости от того, что является объектом оценки: учащиеся, учителя, руководители образовательных организаций, образовательные организации, образование в целом по региону. Такая идея обуславливает «эффективный контракт»: взаимосвязь результатов работы с заработной платой и кадровыми назначениями. [4, с. 86]

Таким образом, объективистский подход отражает положительную сторону в планировании показателей «эффективности» учеников, учителей, школ, образования в целом, однако в образовании, как в социальной сфере, некоторые направления имеют ярко выраженную качественную составляющую, характеризовать которую объективно в процентном исполнении достаточно сложно. И, в первую очередь, ставится проблема выбора показателей, которые представляют особую роль, поскольку от правильной постановки, применения и анализа достигнутых значений будет зависеть верность принимаемых решений.

Что касается относительно самого определения «качества образования», то в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под ним понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОСам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. [1] Это достаточно емкое понятие, больше охватывающее стандартные правовые нормы. Оно согласуется с определением, которое дается в ГОСТ ISO9000-2011: качество – это степень соответствия совокупности присущих объекту характеристик предъявляемым требованиям. [3]

Законодательное определение опять же представляет собой уровень соответствия или несоответствия выстроенной государством системы образования новым образовательным стандартам, требованиям и условиям. Однако такой подход не учитывает субъективную сторону категории. Он предполагает формулировку строго в соответствии с пониманием: образование – это услуга. Механизмы воздействия используются для улучшения государственной политики в области образования и науки, а также дальнейшей подготовки квалифицированных специалистов учитывая требования инновационной экономики (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N599), создают направления развития нового образования. При этом при достижении «качества» необходимо соблюдать грань между рыночной и социально-значимой составляющей.

Следующий подход – релятивистский. Он отрицает абсолютные критерии (показатели / индикаторы), которыми можно было бы оценить эффективность или качество образования. С точки зрения этого подхода оценивается не столько поступательные шаги достижения того или иного мероприятия, сколько получение результата – достижение конечной цели, конкретных успехов в развитии системы образования. Здесь категория «качество образования» – это абсолютная величина, которую необходимо оценить. Примером применения такого подхода является проведение социологических исследований. Именно опросы (анкетирование, интервьюирование) позволяет дать обобщенную оценку проделанной работы в дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном образовании. Ответ респондентов, в данном случае, единый показатель результатов работы, проведенной: законодателями (в части совершенствования системы образования), органами исполнительной власти (в части планирования учебного процесса, дополнительного финансирования), руководителями образовательных учреждений (в части реализации учебного процесса, организации непосредственной работы). Однако, при осуществлении такого подхода, нельзя не учитывать его субъективного характера. В первую очередь это различное представление о качестве, о тех составляющих, которые респонденты вкладывают в это понятие. Во-вторых, это разное финансирование образовательных учреждений, благодаря которому проводится процесс обучения, предоставляются научные возможности для исследований школьников и студентов.

Таким образом, основной вклад релятивистского подхода в том, что он показывает результат всех изменений системы образования, ее влияния на жизнь общества. Подход не выделяет этапы, которые были достигнуты для конечного результата: разработка и реализация программы, проведение внешкольных мероприятий или повышение доли учеников, занимающихся на «4» и «5». Он оценивает конечную цель – удовлетворено ли общество качеством образования, создана ли основа для интеллектуального, творческого, культурного, нравственного развития детей и молодежи.

Если рассматривать подходы к определению категории «качество образования» с позиции отношения к образовательному процессу и деятельности образовательных учреждений, то объективистский и релятивистский подходы отвечают за внешнюю сторону оценки. Третий подход основывается на анализе процессов, проходящих в самом учреждении, а именно исследование в рамках «концепции развития». Ключевым значением такого подхода является не внешняя оценка, даваемая вышестоящим органом, а внутреннее самообследование. Целью такого изучения становятся условия для обеспечения качества образования в настоящий момент. Такая проверка включает в себя и показатели, и опросы. Первое учитывается для установления уровня успеваемости, педагогического (преподавательского) состава, второе помогает оценить отношение к самому учебному учреждению, его роли в учебном процессе, выявить причины неудовлетворенности. Данный подход не может являться заменой внешних оценок, однако он полнее раскрывает положительный опыт или причины недостатков, которые сказываются на учебном процессе в целом. Подобный инструмент предполагает усовершенствование изнутри, в отличие от объективистского и релятивистского подходов, которые сравнивают качество образования с качеством деятельности учреждения и в результате сводится к распределению ресурсов.

Классификация подходов со стороны субъектов заключает в себе ту смысловую нагрузку, которую дает понятию «качество образования» субъект (заказчик и потребитель) этой оценки. В системе внутренних оценок это обучающиеся, обучающие, образовательные учреждения, органы управления образованием. В системе внешних оценок – личность, производство, общество, государство, система образования. Данный подход полно и наглядно описал А.М. Новиков в работе «Как оценивать качество образования?» Он представил систему оценок через взаимосвязи субъектов и объектов.

Качество образования, согласно такому подходу, имеет разные определения поскольку оценивается разными показателями. К примеру:

  • для общества «качество образования» – это уровень образования населения; возможность получения и доступность образования для любого жителя страны (при учете различных критериев: финансового, территориального и т.д.); зависимость профессионального образования и уровня занятости населения, безработицы; влияние образования на формирование гражданского общества, на уменьшение социальной напряженности, количества правонарушений, и т.д.;
  • для производства «качество образования» – это соответствие подготовленности выпускников учреждений общего и полученного профессионального образования, квалификации; создание экономически-обоснованной профессионально-квалификационной структуры выпускников – соотношение потребности рабочих и специалистов в отраслях по требуемым профессиям, специальностям; обучение по новейшим образовательным технологиям и в учреждениях с соответствующей материально-технической оснащенностью; уменьшение затрат на внутрифирменное переобучение в структуре себестоимости продукции и т.д.;
  • для личности (в т.ч. родителей, семьи) – это уровень полученного образование (например, содержанием дисциплин, составляющими учебную программу, уровнем преподавания и компетентностью педагогических работников, условиями обучения – комфортностью, личной безопасностью, инклюзивностью и т. д.); возможность капитализации полученного образования, выражающийся в востребованности на рынке труда, а также повышении личных доходов (зарплаты) человека. [5]

Комплексный подход к развитию образования как целостной системы устанавливает основные идеи образовательного процесса:

а)  идея гуманизации образования (образование – личность) рассматривается как поворот к гуманистическим целям развития личности, создания условий для ее самореализации;

б)  идея демократизации образования (образование – общество) как переход от централизованной системы обучения к созданию условий и реализации возможностей для учебного заведения, учителя и учащегося в ходе раскрытия индивидуальных способностей;

в)  идея опережающего образования (образование – производство) как повышение уровня общего и профессионального образования людей, уровня развития личности, который должен формировать развитие производства, новые технологии;

г)   идея непрерывного образования: рассматриваются принципы многоуровневости образовательных программ, преемственности, интеграции образовательных структур. [6, с. 42]

Таким образом, подход к определению «качество образования» со стороны субъектов отражает управление качеством, доступностью и эффективностью образования (при сравнении с традиционным пониманием менеджмента). При этом в таком управлении участвуют не только руководители, но и все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся, родители. [7, с. 149]

В научной литературе подход к определению «качества образования» с точки зрения разных субъектов принимается зачастую как связь (субъект оценки: объект оценки): во внешней системе – общество, государство: система образования, во внутренней системе – образовательные учреждения: обучающиеся, обучающие, образовательные программы.

Повышение качества образования как результат решения комплекса образовательных задач, который должен содержать не только результаты учебы, но и социализацию обучающихся, в т.ч. «овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе», развитие гражданского самосознания, является примером подхода внешней системы оценки. Такой процесс обучения должен проходить при соответствии образовательных услуг по составу, содержанию и ожиданиям потребителя, а также основываться на соблюдении условий обучения, нормативным требованиям стандартов. [8, с. 7]

Пример подхода внутренней системы оценки – это определение качества образования как установленного уровня знаний и умений, учитывая оценку умственного, нравственного и физического развития, достигнутого обучаемыми в соответствии с планируемыми целями и реализуемыми задачами; как степени удовлетворенности ожиданий образовательными услугами, предоставляемыми образовательными учреждениями. [9, с. 120] Другие примеры определения этого же подхода: категория есть комплексный показатель, учитывающий все этапы формирования личности, условия, используемый потенциал учебно-воспитательного процесса; качество образования – это критерий эффективности образовательного учреждения, уровень соответствия достигаемых результатов как нормативным требованиям, так и социальным и личностным ожиданиям. [10]

Таким образом, категория «качество образования» в настоящее время имеет различные подходы. В данной работе были проанализированы современные определения, применяемые в исследованиях и практиках использования различных оценок качества. Согласно релятивистскому подходу качество образования – это совокупность основных составляющих результатов образования, удовлетворяющих потребности обучающихся, общества, заказчиков на образование или степень соответствия ожиданий участников процесса образования качества услуг, которыепредоставляются образовательным учреждением. [11] Объективистский подход, представленный на примере законодательства и разработанных методик оценки, устанавливает качество образования сегодня как соответствие достигнутых обучающимися результатов принятым в образовании требованиям и нормам. [12] Вышеуказанные определения, где за основу принимается субъект исследования, также являются материалом для изучения, поскольку не все взаимозависимости и взаимосвязи учитываются при формировании новых стандартов обучения.

Приведенные примеры представляют собой не просто различные подходы, а выбираемую сторону исследования. Целью данной работы было показать разнообразие требований к образовательному процессу и сущность самого понятия «результат образования». Происходит существенное расширение социально-экономического содержания. Там, где прежде основой были социум и культура (чистое знание), встала экономика (чистая образовательная услуга). Результат образования, а значит и определение качества, отождествляется с:

  • конкурентоспособностью выпускников школ, техникумов и ВУЗов (способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда и производства в целом, быть востребованным в различных организациях);
  • знаниями рабочих и специалистов, практическими навыками;
  • стремлением к регулярному пополнению и обновлению своих знаний (умение увидеть новое, способность его освоения и готовность к практическому применению).

Рассмотренные подходы являются или унифицированными, отражающими основную сущность понятия, или специализированными, выделяющими узкую направленность изучения. Поэтому в рамках исследования автором принимается следующее определение. Качество образования – это соответствие процесса и результата обучения требованиям, которые являются основополагающими в данный период развития общества, его социальной, экономической, политической и культурной жизни. Проанализированные в работе подходы, а также приведенные примеры их использования в теоретическом осмыслении и практическом применении дают возможность выявить основные характеристики, присущие современному образованию.


Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства. – 2012. –N 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
  2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки[Текст]:Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. N 599 // Собрание законодательства. – 2012. – N 19. –Ст. 2336.
  3. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Режимдоступа: http://protect.gost.ru/ v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=12&year=2012&search=%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%209000&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=171911, свободный.
  4. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям [Текст] : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 175 с. – ISBN 978-5-7598-1245-6.
  5. Новиков, А.М. Как оценивать качество базового профессионального образования? [Электронный ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.Ю. Посталюк. // Журнал «Специалист», 2007 – № № 9, 10. – Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kach_bpo.htm, свободный.
  6. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития (публицистическая монография) [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2000. – 272 с. – ISBN-5-71148-080-х.
  7. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с. – ISBN 6-85449-578-3.
  8. Агранович, М.Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М. Агранович, П. Кондрашов // Директор школы, 2007. – № 5.
  9. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр«МарТ», 2005. – 448 с.
  10. Болотов, В.А.Система оценки качества российского образования [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. – Альманах «День за днем»: Наука. Культура. Образование. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=150, свободный.
  11. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Электронный ресурс] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 354 с. – ISBN 5-86825-064-8.
  12. Болотов, В.А.Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Г.С. Ковалева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. Режим доступа: http://www.in-exp.ru/proekt/333-pro-05-10.html, свободный.


Все статьи автора «Фищенко Кристина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: