УДК 332,37

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Видяшева Ирина Алексеевна1, Мидюк Ольга Николаевна2
1ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», студентка
2ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы управления земельными ресурсами в Оренбургской области в условиях реализации земельной реформы. Проведенный анализ выявил необходимость решения ряда проблем, связанных с управлением земельными ресурсами области. Предложены мероприятия по их устранению.

Ключевые слова: земельная реформа, земельные ресурсы Оренбургской области, Земельный кодекс РФ, земли сельско-хозяйственного назначения, мониторинг земель, невостребованные земли, планирования и прогнозирование использования земель


PROBLEMS OF MANAGEMENT OF LAND RESOURCES IN THE ORENBURG REGION IN SALES TERMS OF LAND REFORM

Vidyasheva Irina Alekseevna1, Midyuk Olga Nikolaevna2
1Orenburg State University, student
2Orenburg State University, research supervisor, the senior teacher of chair of the public and municipal authority

Abstract
In this article problems of management of land resources in the Orenburg region in sales terms of land reform are considered. The carried-out analysis revealed need of the solution of a number of the problems connected with management of land resources of area. Actions for their elimination are offered.

Keywords: earth of agricultural purpose, Land code Russian Federation, land reform, land resources of the Orenburg region, monitoring of lands, planning and forecasting of use of lands, unclaimed lands


Библиографическая ссылка на статью:
Видяшева И.А., Мидюк О.Н. Проблемы управления земельными ресурсами в Оренбургской области в условиях реализации земельной реформы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10627 (дата обращения: 30.09.2017).

В соответствии с основным законом Российской Федерации земля и прочие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. [1]

Земля обладает особой ценностью и отличается от других материальных объектов. Земельные ресурсы ограничены в пространстве, служат основой для локации производственных сил. Основная ценность земли как природного ресурса содержится в том, что земля выступает и  как средство производства, и как объект отраслевого законодательства, и как объект сделок связанных с недвижимостью.

В 2015 году в Российской Федерации проведена крупная земельная реформа, которая сопровождалась изменением Земельного Кодекса РФ. Преобразования позволили решить многие проблемы, связанные с необходимостью совершенствования земельного законодательства, а именно были внесены следующие изменения:

1) введены нормы, которые  определяют и регламентируют последовательность проведения земельного контроля на муниципальном уровне, в том числе мероприятий по проверке нарушений требований в сфере земельного законодательства;

2) с 1 марта 2015 года был исключен производственный контроль над использованием земель (а также установлены пределы действий и компетенций должностных лиц, которые уполномочены осуществлять государственный земельный надзор);

3) охрану земель, согласно изменениям в Земельном кодексе РФ, связывают не только с предотвращением, но и с полном устранением отрицательных воздействий (к основным целям охраны земель добавились такие, как: необходимость обеспечения рационального использования земель, а также ликвидация истощения, порчи, уничтожения земель и другого отрицательного воздействия на землю);

4) мониторинг земель теперь состоит не столько в наблюдении, сколько в оценке и построение прогнозов, которые направленны на получение достоверных сведений о состоянии земель и плодородия почв, их количественных и качественных показателях.[1]

Земельная реформа актуальна и для Оренбургской области. В Оренбургской области к основным органам и должностным лицам, уполномоченным совершать управление и распоряжение земельными ресурсами относятся: Губернатор Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Законодательное Собрание Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области.

Ключевыми элементами в управлении земельными ресурсами Оренбургской области являются следующие:

1)      планирование в области использования земельных ресурсов;

2)      мониторинг земель, землеустройство и государственный кадастровый учет земельных участков;

3)      государственный земельный надзор;

4)      экономическое стимулирование использования и охраны земель на территории области.

Необходимо отметить, что в Оренбургской области существует ряд проблем, связанных с управлением земельными ресурсами: отсутствие долгосрочного планирования  и прогнозирования использования земельных ресурсов, недостаточность результативных мероприятий по экономическому стимулированию и охраны земель.[2]

С этой целью целесообразно предложить органам власти, уполномоченным совершать управлении и распоряжение земельными ресурсами, разработать программу, ориентированную на экономическое стимулирование использования и охрану земельных ресурсов.

Ниже приведен примерный перечень мероприятий, которые могут быть указаны в программе.

 

Рисунок 1 – Примерный перечень мероприятий по развитию экономического стимулирования использования и охраны земель

Важно отметить, что в Оренбургской области свыше 1,1 миллиона гектаров невостребованных земель. Освобождение от платы за земельные участки, такой категории стимулировало бы жителей области осваивать данные территории земель. Также значимым шагом к преодолению проблемы не востребованности земель послужило бы формирование открытого банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов, доступ к которому имел бы каждый житель региона.

Открытость данной информации позволила бы повысить осведомленность жителей о землях, которые не имеют высокой востребованности, а также льготах, которые приобретет собственник при их покупке, условия открытости представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Условия открытости автоматизированных баз данных кадастра земель

Банк данных кадастра земель должен содержать в себе достоверную и полную информацию. Искажение информации о статусе и положении земель значительно снижает эффективность их использовании.

Доступ к информации, хранящейся в автоматизированной системе кадастра, должен быть быстрым и удобным для всех жителей области.

Автоматизированные базы данных должны иметь единые форматы и классификаторы всех объектов кадастровой информации. Данное условие необходимо для удобного использования баз данных для всех органов власти и жителей Оренбургской области.

Отсутствие долгосрочного планирования – еще один фактор, задерживающий развитие управления земельными ресурсами Оренбургской области. Планирование использования земельных ресурсов должно быть направлено, прежде всего, на анализ состояния земель, организацию их рационального и целенаправленного использования, а так же охрану.

На основании изучения опыта других регионов, был составлен примерный перечень мероприятий по развитию данной функции управления в Оренбургской области, который отражен в таблице 1. Так как в земельном фонде Оренбургской области земли сельскохозяйственного назначения составляют 89%, прежде всего, необходимо развивать планирование использования земель, пригодных для сельского хозяйства. [3]

Таблица 1 – Перечень мероприятий по планированию использования земель сельскохозяйственного назначения

Направление

Планируемые мероприятия

1) Упорядочивание прав на земли сельскохозяйственного назначения

 

1.1) Проведение встреч с сельскохозяйственными товаропроизводителями, с целью разработки практических рекомендаций и издания пособий по рациональному и эффективному применению земельного законодательства для осуществления сделок с землями, предназначенными для ведения хозяйства
1.2) Оказание консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по оформлению в муниципальную собственность земель, не имеющих востребованности
1.3) Организация работ по выявлению и оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей
2) Содействие вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения
3) Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения 3.1) Содействие в организации работ по агрохимическому и почвенному обследованию сельскохозяйственных угодий
3.2) Содействие в организации работ по повышению плодородия почв
4) Определение объема средств, необходимых на подготовку проектов межевания земельных участков, проведение кадастровых работ

При планировании использования земель сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие ключевые цели:

1) получение сведений о качественном и количественном состоянии земель;

2) упорядочение земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) улучшение качества земель сельскохозяйственного назначения;

4) совершенствование распределения земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с теми перспективами развития экономики и сельского хозяйства, которые выделены в Оренбургской области.

Прогнозирование использования земельных ресурсов – это выявление изменений в структуре земельного фонда, а так же степени использования земель на конкретный срок, разработка направлений для организации рационального их использования. Обычно под прогнозированием использования земельных ресурсов понимают прогнозирование на длительный срок.

В Оренбургской области необходимо развивать данный вид прогнозирования, так как наличие земельных прогнозов позволяют эффективнее управлять земельными ресурсами.

На рисунке предложен процесс по разработки прогноза использования земель Оренбургской области.

Рисунок 3 – Процесс разработки прогноза использования земель Оренбургской области

Таким образом, данные нововведения помогут в решении проблем управления земельными ресурсами в Оренбургской области.


Библиографический список
  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001, №136 [с изм. и доп. На 28.11.2015].- М.: Эксмо,2015.-109 с
  2. Российская Федерация. Законы. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ // Система КонсультантПлюс: Информационно – правовой портал. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2014 году. – М.: Росреестр.


Все статьи автора «Видяшева Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: