В соответствии с основным законом Российской Федерации земля и прочие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. [1]
Земля обладает особой ценностью и отличается от других материальных объектов. Земельные ресурсы ограничены в пространстве, служат основой для локации производственных сил. Основная ценность земли как природного ресурса содержится в том, что земля выступает и как средство производства, и как объект отраслевого законодательства, и как объект сделок связанных с недвижимостью.
В 2015 году в Российской Федерации проведена крупная земельная реформа, которая сопровождалась изменением Земельного Кодекса РФ. Преобразования позволили решить многие проблемы, связанные с необходимостью совершенствования земельного законодательства, а именно были внесены следующие изменения:
1) введены нормы, которые определяют и регламентируют последовательность проведения земельного контроля на муниципальном уровне, в том числе мероприятий по проверке нарушений требований в сфере земельного законодательства;
2) с 1 марта 2015 года был исключен производственный контроль над использованием земель (а также установлены пределы действий и компетенций должностных лиц, которые уполномочены осуществлять государственный земельный надзор);
3) охрану земель, согласно изменениям в Земельном кодексе РФ, связывают не только с предотвращением, но и с полном устранением отрицательных воздействий (к основным целям охраны земель добавились такие, как: необходимость обеспечения рационального использования земель, а также ликвидация истощения, порчи, уничтожения земель и другого отрицательного воздействия на землю);
4) мониторинг земель теперь состоит не столько в наблюдении, сколько в оценке и построение прогнозов, которые направленны на получение достоверных сведений о состоянии земель и плодородия почв, их количественных и качественных показателях.[1]
Земельная реформа актуальна и для Оренбургской области. В Оренбургской области к основным органам и должностным лицам, уполномоченным совершать управление и распоряжение земельными ресурсами относятся: Губернатор Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Законодательное Собрание Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области.
Ключевыми элементами в управлении земельными ресурсами Оренбургской области являются следующие:
1) планирование в области использования земельных ресурсов;
2) мониторинг земель, землеустройство и государственный кадастровый учет земельных участков;
3) государственный земельный надзор;
4) экономическое стимулирование использования и охраны земель на территории области.
Необходимо отметить, что в Оренбургской области существует ряд проблем, связанных с управлением земельными ресурсами: отсутствие долгосрочного планирования и прогнозирования использования земельных ресурсов, недостаточность результативных мероприятий по экономическому стимулированию и охраны земель.[2]
С этой целью целесообразно предложить органам власти, уполномоченным совершать управлении и распоряжение земельными ресурсами, разработать программу, ориентированную на экономическое стимулирование использования и охрану земельных ресурсов.
Ниже приведен примерный перечень мероприятий, которые могут быть указаны в программе.
Рисунок 1 – Примерный перечень мероприятий по развитию экономического стимулирования использования и охраны земель
Важно отметить, что в Оренбургской области свыше 1,1 миллиона гектаров невостребованных земель. Освобождение от платы за земельные участки, такой категории стимулировало бы жителей области осваивать данные территории земель. Также значимым шагом к преодолению проблемы не востребованности земель послужило бы формирование открытого банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов, доступ к которому имел бы каждый житель региона.
Открытость данной информации позволила бы повысить осведомленность жителей о землях, которые не имеют высокой востребованности, а также льготах, которые приобретет собственник при их покупке, условия открытости представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Условия открытости автоматизированных баз данных кадастра земель
Банк данных кадастра земель должен содержать в себе достоверную и полную информацию. Искажение информации о статусе и положении земель значительно снижает эффективность их использовании.
Доступ к информации, хранящейся в автоматизированной системе кадастра, должен быть быстрым и удобным для всех жителей области.
Автоматизированные базы данных должны иметь единые форматы и классификаторы всех объектов кадастровой информации. Данное условие необходимо для удобного использования баз данных для всех органов власти и жителей Оренбургской области.
Отсутствие долгосрочного планирования – еще один фактор, задерживающий развитие управления земельными ресурсами Оренбургской области. Планирование использования земельных ресурсов должно быть направлено, прежде всего, на анализ состояния земель, организацию их рационального и целенаправленного использования, а так же охрану.
На основании изучения опыта других регионов, был составлен примерный перечень мероприятий по развитию данной функции управления в Оренбургской области, который отражен в таблице 1. Так как в земельном фонде Оренбургской области земли сельскохозяйственного назначения составляют 89%, прежде всего, необходимо развивать планирование использования земель, пригодных для сельского хозяйства. [3]
Таблица 1 – Перечень мероприятий по планированию использования земель сельскохозяйственного назначения
Направление |
Планируемые мероприятия |
1) Упорядочивание прав на земли сельскохозяйственного назначения
|
1.1) Проведение встреч с сельскохозяйственными товаропроизводителями, с целью разработки практических рекомендаций и издания пособий по рациональному и эффективному применению земельного законодательства для осуществления сделок с землями, предназначенными для ведения хозяйства |
1.2) Оказание консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по оформлению в муниципальную собственность земель, не имеющих востребованности | |
1.3) Организация работ по выявлению и оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей | |
2) Содействие вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения | |
3) Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения | 3.1) Содействие в организации работ по агрохимическому и почвенному обследованию сельскохозяйственных угодий |
3.2) Содействие в организации работ по повышению плодородия почв | |
4) Определение объема средств, необходимых на подготовку проектов межевания земельных участков, проведение кадастровых работ |
При планировании использования земель сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие ключевые цели:
1) получение сведений о качественном и количественном состоянии земель;
2) упорядочение земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) улучшение качества земель сельскохозяйственного назначения;
4) совершенствование распределения земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с теми перспективами развития экономики и сельского хозяйства, которые выделены в Оренбургской области.
Прогнозирование использования земельных ресурсов – это выявление изменений в структуре земельного фонда, а так же степени использования земель на конкретный срок, разработка направлений для организации рационального их использования. Обычно под прогнозированием использования земельных ресурсов понимают прогнозирование на длительный срок.
В Оренбургской области необходимо развивать данный вид прогнозирования, так как наличие земельных прогнозов позволяют эффективнее управлять земельными ресурсами.
На рисунке предложен процесс по разработки прогноза использования земель Оренбургской области.
Рисунок 3 – Процесс разработки прогноза использования земель Оренбургской области
Таким образом, данные нововведения помогут в решении проблем управления земельными ресурсами в Оренбургской области.
Библиографический список
- Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001, №136 [с изм. и доп. На 28.11.2015].- М.: Эксмо,2015.-109 с
- Российская Федерация. Законы. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ // Система КонсультантПлюс: Информационно – правовой портал. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2014 году. – М.: Росреестр.