ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Белоусова Светлана Николаевна1, Сысоева Анастасия Юрьевна2
1Юго-Западный государственный университет
2Юго-Западный государственный университет

Аннотация
В статье рассмотрен земельный налог, сделан акцент на его фискальной функции. Производится обоснование пересмотра ряда льгот, а также совершенствования механизмов налогового администрирования.

Ключевые слова: земельный налог, налоговые льготы


LAND TAX AND ITS FISCAL FUNCTION

Belousova Svetlana Nikolaevna1, Sysoeva Anastasiya Yurievna2
1Southwest state University
2Southwest state University

Abstract
The article considers the land tax, the emphasis on its fiscal functions. Is the basis for the revision of a number of benefits, as well as improving the mechanisms of tax administration.

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Сысоева А.Ю. Земельный налог и его фискальная функция // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9738 (дата обращения: 18.03.2024).

Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [2, с.75].

В таблице 1 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.

Таблица 1 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам

 Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, 2013/2011

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц

499,5

544,3

583,4

116,8

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб.

123 053,9

128 361,4

143 346,8

116,5

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, тыс.руб.

246,4

235,8

245,7

99,7

4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц

87,4

87,5

80,6

92,2

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе:

50 027,8

68 235,9

47 200,6

94,4

5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО

41 557,7

58 133,7

37 609,8

90,5

6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб.

572,4

780

585,6

102,3

Данные таблицы 1 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 17% в 2013г. по сравнению с 2011г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет  на 16%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция снижения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика на 0,7 тыс.руб., с 246,4 тыс.руб. в 2011г. до 245,7 тыс.руб. в 2013г.

Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде снижается с 87,4 тыс. единиц в 2011г. до 80,6 тыс.руб. в 2013г. Однако сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 572,4 тыс.руб. в 2011г. до 585,8 тыс.руб. в 2013г., что наглядно отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое  лицо

Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма  земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.

При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и  нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.

В таблице 2  отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

 Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, 2013/

2011

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц

27 407,1

29 525

30 634,6

111,8

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб.

19 448, 3

22 985,9

28 475,5

146,4

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, руб.

709,6

779

928,5

130,8

4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц

3 790,1

3 863,1

3 812,9

100,6

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе:

1 572,3

1 904,1

2 079,2

132,2

5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО

1 475,7

1 805,4

1 964,8

133,2

6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, руб.

415

       493

545,3

131,4

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2011г. до 30,6 млн. в 2013г.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2011г. до 28,5 млрд.руб. в 2013г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%.             Соотношение сумм земельного налога , подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки

При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества. [1,с.192]

Основные  резервы роста  доходов для му­ниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд  лежат в пересмотре ряда льгот и в  совершенствовании   механизмов налогового администрирования.


Библиографический список
  1. Белоусова С.Н., Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам. //Известия ЮЗГУ,2012.-№ 2, с. 191-195
  2. Белоусова С.Н., Перспективные направления регулирования налоговых  источников  доходной части местных бюджетов// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. – №3 -  С.74-79
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/rn46/


Все статьи автора «Сысоева Анастасия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: