УДК 331.103.4

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Курченко Сергей Сергеевич1, Лымарева Ольга Александровна2
1Кубанский Государственный Университет, магистр кафедры прикладной экономики и управления персоналом
2Кубанский Государственный Университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики и управления персоналом

Аннотация
Данная статья посвящена важному вопросу адаптации персонала как важной и неотъемлемой части кадрового менеджмента. Множество предприятий не уделяют этому большого внимания, что является серьёзной ошибкой при составлении кадровой политики. Официальное ознакомление нового работника с должностью представляет собой весьма важный аспект теории адаптации в управлении персоналом. Не для никого не секрет, что первые дни работы в компании наиболее важны для работников. Поэтому, для заблаговременного избегания стресса и ошибок в работе, а также снижения рисков несчастных случаев компаниям необходима грамотная и понятная программа адаптации.

Ключевые слова: адаптация персонала, классификация адаптации, управление адаптацией, факторы адаптации, эффективность адаптации


MANAGEMENT BY ADAPTATION OF PERSONNEL OF TRADE ENTERPRISE

Kurchenko Sergey Sergeevich1, Lymareva Olga Aleksandrovna2
1Kuban State University, Undergraduate of the Department of Applied Economics and Management Personnel
2Kuban State University, PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Economics and Management Personnel

Abstract
This article is devoted to the adaptation of the personnel as an important part of personnel management. Most businesses do not pay much attention to that is a big mistake. The official introduction of the new employee to the position is a very important aspect of the theory of adaptation in personnel management. Not for no secret that the first days of work in the company's most important to employees. Therefore, for the avoidance of early stress and errors in the work, as well as reduce the risks of accidents companies need competent and straightforward adaptation program.

Keywords: adaptation of management, adaptation of the staff, factors of adaptation, the classification of adaptation, the effectiveness of adaptation


Библиографическая ссылка на статью:
Курченко С.С., Лымарева О.А. Управление адаптацией персонала торгового предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10311 (дата обращения: 26.05.2017).

Начиная работу в организации, работник практически сразу попадает в систему внутренних корпоративных и организационных взаимоотношений. Социальная роль работника в коллективе как правило определяется совокупностью обязанностей, норм и правил поведения. В итоге, новый сотрудник берет на себя сразу множество социальных ролей (работник, коллега, подчиненный, руководитель или член коллективного органа управления), находясь в которой ему необходимо придерживаться определенной модели поведения. Нанимаясь на работу в организацию, человек преследует определенные цели и потребности, в соответствии с которыми он ставит требования к организации, условиям труда и мотивации. Для того чтобы помочь новым сотрудникам приспособиться в новых условиях, а организации добиться целевой продуктивности своих сотрудников за наименьший срок, необходимо организовать эффективную программу по адаптации нового персонала [4, с. 2].

Таким образом, адаптация персонала – это двусторонний процесс приспособления человека и организации, который реализуется, через структурированный ряд организационных и управленческих мероприятий, запускается работодателем при изменениях либо характеристик среды, либо состояния самого работника. Основными частями такого процесса является, во-первых, получение определенного результата, во-вторых, ограниченность временным интервалом, по истечении которого эти результаты должны быть достигнуты, в-третьих, направленность на цели организации и согласованность со стратегией фирмы. Алгоритмы его реализации различны для вновь принятых сотрудников (первичная адаптация) и тех, кто изменил свой статус внутри предприятия (вторичная адаптация) [3, с. 125].

Адаптация оказывает положительный эффект как на организацию, так и на работника, поэтому обеим сторонам выгодна в её быстрая реализация.

Плюсом внедрения программы адаптации для торгового предприятия являться снижение уровня издержек за счет следующих факторов:

1.      Ускорение процесса вступления нового сотрудника в должность:

-        снижение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей;

-       достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки.

2.      Уменьшение уровня текучести кадров:

-        уменьшение количества сотрудников, которые покинули компанию в течение первого года работы;

-       снижение количества сотрудников, которым не удалось пройти испытательный срок.

Плюсами от реализации процесса адаптации для работника, являются:

-        получение полной и объективной информации, требуемой для эффективной работы;

-        снижение уровня неопределенности и беспокойства;

-        улучшение морального состояния работников и их отношения к предприятию;

-        изучение базовых пунктов корпоративной культуры предприятия;

-        налаживание контактов в рабочем коллективе [6, с. 269].

Существует несколько классификаций видов адаптации, мы систематизировали основные из них (табл. 1) [5, с. 100].

Таблица 1

Основание классификации

Виды адаптации

Содержание

По субъекту адаптации Адаптация работника Процесс приспособления работника к организации
Адаптация организации Процесс приспособление трудовой среды к работнику
По результату воздействия Прогрессивная На участника адаптации было оказано благоприятное воздействие
Регрессивная Адаптация к среде с отрицательным содержанием
По уровню Первичная Адаптация работников, без трудового опыта
Вторичная Адаптация работников, имеющих трудовой стаж
По сфере воздействия К новой должности Введение работника в новую должность
К понижению в должности Адаптация работников, пониженных в должности
К увольнению Адаптация увольняемых работников (поиск новых рабочих мест, организация подготовки и переподготовки и т. д.)
Реадаптация Адаптация работников, вновь приступивших к выполнению своих обязанностей (женщин после декретного отпуска, сотрудников из длительных командировок и т. д.)
По степени завершенности процесса Полная Характеризуется высокими показателями адаптации работника во всех ее аспектах
Частичная Работник приспособился лишь к отдельным аспектам трудовой среды
Дезадаптация Работник не смог приспособиться ни к одному из аспектов работы в организации

Как правило, субъектами адаптации считаются специализированные службы адаптации кадров, специалисты по управлению адаптацией, менеджеры по управлению персоналом, которым определена данная функция как основная, непосредственный руководитель нового сотрудника, а также наставник или куратор. В частности, в торговой организации, персонал которой стал объектом исследования, субъектами адаптации являются непосредственный руководитель адаптанта и менеджер по персоналу, выполняющих определенные функции [2, с. 165].

Анализ и учет факторов адаптации необходимы для ускорения адаптации работников к новым условиям работы. Факторы адаптации персонала необходимо расценивать как условия, влияющие на реализацию, длительность и эффективность данного процесса. Существуют множество критериев, по которым можно классифицировать факторы, что позволяет оценить и выбрать наиболее важные из них для анализа в зависимости от поставленных целей (рис. 1).

Следует также провести классификацию факторов, влияющих на адаптацию персонала в организации по следующим критериям:

  • возможность управления факторами;
  • сила влияния на процесс адаптации;
  • степень объективности;
  • источник возникновения;
  • частота проявления [1, с. 33].

Рисунок 1. Факторы адаптации персонала в организации

По данным исследований западных организаций, качественно проведенная программа адаптации способна привести к уменьшению текучести кадров на 15-25% в год. Как правило, стихийная или неуправляемая адаптация длится до полутора лет, однако при рациональном управлении ее срок уменьшается до нескольких месяцев. Известный факт, что в большинстве предприятий не уделяется достаточно внимания такому элементу, как адаптации сотрудников. Ниже приведены некоторые практические мероприятия по организации адаптации новых работников для торговой организации.

Список мероприятий для организации адаптации сотрудников:

-        проведение презентации (краткой лекции) о компании;

-        формирование справочника с наиболее важной информацией о компании, для обязательного ознакомления для нового сотрудника;

-        создание и предоставление должностной инструкции;

-        закрепление для новых работников наставника;

-        регулярное проведение корпоративных мероприятий;

-        привлечение рабочего коллектива к исполнению социальных функций (выполнение общественных обязанностей).

Для самого же нового сотрудника существуют ряд рекомендаций, способствующих скорейшей адаптации:

-        изучение основной нормативной документации, а также должностной инструкции;

-        проявление терпеливости и сдержанности для избегания возможных неловких ситуаций;

-        адекватная оценка своих собственных сил и возможностей;

-        формирование четкого представления о своих функциональных обязанностях, задачах, а также способах оценки своей текущей деятельности в компании.

Для ускорения процесса адаптации сотрудника в организации, ему необходимо как можно четче понять основную суть работы и особенности организации его труда, а также не делать для себя поспешных выводов.

Адаптация протекает значительное время и завещается лишь тогда, когда работник окончательно включается в коллектив и работу. Для одних направлений деятельности это может занимать несколько месяцев, для других – до нескольких лет.

Однако многие предприятия, желая сэкономить, не организуют политику по адаптации персонала, что чаще всего приводит к неблагоприятным последствиям:

-        рост текучести кадров;

-        повышение нервозности и неуверенности работника;

-        увеличение времени и, что важно издержек в ожидании того, что новый работник начнет в полной мере придерживаться установленных в организации стандартов выполнения работ;

-        увеличение количества ошибок, совершаемых новым работником [6, с. 270].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, управление адаптацией в любой, в том числе и в торговой организации, является важным и неотъемлемым элементом в общей системе мотивации и управления персонала. Эффективность реализации новой программы адаптации персонала для торговой организации состоит в снижении товарных потерь, росте производительности труда, а также в увеличении количества вновь прибывших сотрудников. Исходя из оценки зарубежных консалтинговых агентств и организаций, институт наставничества позволяет увеличит производительность труда персонала минимум на 5%.  Результатами внедрения перечисленных в статье мероприятий по развитию системы адаптации для сотрудников в торговой организации будут являться: снижение текучести персонала; повышение скорости и качества выполнения работ; повышение удовлетворенности сотрудников трудом.


Библиографический список
  1. Авдеенко М. А., Слепцова Е. В. Анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, № 2 (46) / 2015.
  2. Васильцова Л. И., Александрова Н. А. Управление адаптацией сотрудников в организации: инструментальный аспект // Известия уральского государственного экономического университета № 1, том 39, 2012.
  3. Волкова Н. В. Социально-психологические особенности персонала как фактор организационной социализации и первичной адаптации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова выпуск № 1, том 18, 2012.
  4. Кейта Секу. Адаптация нового персонала на предприятии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета выпуск № 105, 2015.
  5. Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели // Воронежский государственный университет №1, 2008.
  6. Сказка И.А., Казакова А.Н. Вопросы адаптации персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики выпуск № 6, том 2, 2010.
  7. Лымарева О.А. Роль коучинга в раскрытии потенциала руководителя в условиях формировании корпоративной культуры организации // Экономика устойчивого развития №1(21).


Все статьи автора «Курченко Сергей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: