Современный мир полон противоречий. Они существуют в любой сфере, а особенно ярко проявляются в экономике и управлении. Но поиск путей разрешения этих противоречий дает мощный толчок к прогрессу и открывает новые горизонты в глобальном мире науки, политики и экономики.
Одним из основополагающих элементом современного инновационного развития экономики является социально-экономическая интеграция науки, образования и производства, выступающая одновременно как связующее начало и как источник противоречий.
Интеграция науки, образования и производства – это совместное использование потенциала научных, образовательных и производственных организаций с учетом взаимных интересов. Эти процессы очень разнообразны [1]. По мнению д.э.н. А. Н. Борисова, наука, образования и производство не могут развиваться независимо и изолированно друг от друга. И причина этому – ускоренное развитие наукоемких производств, внедрение инноваций в производство, увеличение скорости обновления промышленного оборудования, усиленная переподготовки кадров и общая информатизация экономики [2]. Все ученые единодушны в том, что увеличение инновационного потенциала российской экономики зависит от успешной интеграции образования, науки и производства. Эта интеграция является одним из основных условий инновационного развития экономики России [3].
Отдельные аспекты интеграции науки, образования и производства, развивались и в Советском Союзе, и в России в середине и в конце XX века. В начале XXI века многие аспекты взаимодействия получили законодательное закрепление и государственную поддержку. Но реализовать интеграционный потенциал рассматриваемых сообществ мешают правовая и социальная независимость науки, образования и производства и слабое развитие механизмов интеграции.
Понятие «интеграция» является признанным и широко употребляемым. Тем не менее, оно многозначно. В словарях интегра́ция (от лат. integratio – «соединение») обозначает процесс восстановления, объединения частей в целое. Ученые имеют свое мнение по вопросам терминологии. Так, некоторые авторы уточняют, что это может быть как процесс включения единицы в целое, так и процесс создание совершенно новой структуры. А может быть и процесс сильного или незначительного изменения. В статье В.В. Маковеевой употребляются два термина. «Классическая интеграция» подразумевает установление полного контроля над собственностью и над управлением объединенными активами. При «квазиинтеграции» организации остаются формально самостоятельными и автономными и отсутствует юридический контроль над их собственностью [4].
Подразумевающая «слияние» отдельных структур, полная интеграция, в настоящее время характерна для процессов, происходящих внутри научных, образовательных и производственных систем. Например, в процессе реформы высшего образования, которая происходит в России в последние годы, происходит интеграция, представляющая собой слияние учебных заведений с полным объединением их юридических, финансовых и других систем. Это интеграция в пределах одной системы. Частичная интеграция характерна для межсистемных процессов.
В нашем случае под социально-экономической интеграцией образования и производства понимается развитие связей и усиление взаимодействия между компонентами этих систем. Интеграция может проявляться в совместном использовании ресурсов и потенциала, расширении и углублении производственно-технологических связей, объединении капиталов. Также это может быть создание благоприятных условий при осуществлении экономической деятельности, учитывая социальные факторы.
Социально-экономическая интеграция науки, образования и производства в России на современном этапе имеет ряд особенностей, обобщенных и систематизированных автором в результате выполнения диссертационной работы «Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы» и изложенных в автореферате диссертации. К ним относятся следующие:
1. Интеграция происходит в условиях инновационного развития экономики России. Интеграция ориентирована на инновационные изменения в науке, образовании и производстве.
2. Государство законодательно поддерживает интеграционные процессы и декларирует их важное значение. Государство и частные структуры материально стимулирует интеграционные процессы.
3. Некоторая часть полномочий по стратегическому и тактическому планированию интеграционных процессов передается государством самим участникам интеграции.
4. С позиций управления на интеграционный процесс влияют три: структурный, финансово-экономический и правовой аспекты.
5. Ключевое звено интеграционных процессов – это организации высшего образования, и на них влияет происходящая в настоящее время реформа системы высшего образования.
6. На предприятия, бизнес, и всех участников интеграционных процессов влияют последствия экономического кризиса.
7. Интеграция науки, образования и производства в России происходит в контексте влияния мировых интеграционных процессов. Интеграционные процессы, учитывая отечественный опыт, ориентируются и на передовой международный.
8. На современном этапе развития инновационной экономики большая роль отводится интеграционным процессам с участием науки. Наука становится все менее автономной.
9. Для развития инновационной экономики предъявляются повышенные требования к подготовке кадров.
10. Интеграция осуществляется в различных направлениях, в разнообразных формах, с разной степенью глубины. Интеграция может происходить и между рассматриваемыми системами, и внутри этих систем [5].
По результатам анализа отечественных и зарубежных источников в этой же работе можно выявлены следующие признаки проблемной ситуации современного интеграционного взаимодействия науки, образования и производства в России:
– недостаточные масштабы поддержки интеграционных процессов со стороны государства;
– прохождение интеграционных процессов в условиях реформы образования;
– ограниченность финансовых условия и необходимость поисков источников и способов финансирования;
– влияние последствий экономического кризиса на предприятия;
– несоответствие структуры подготовки кадров требованиям современной экономики.
Как один из примеров возникших и в большинстве случаев неразрешенных противоречий внутри одной из подсистем триады «Наука – образование – производство», а именно – внутри системы высшего образования, является процесс оптимизации высших учебных заведений, включающий в том числе и интеграцию вузов друг с другом. С одной стороны, ясна цель подобных процессов, заключающаяся в повышении качества обучения студентов и увеличении отдачи от научной деятельности профессорско-преподавательского состава, экономия бюджетных средств, перераспределение их потока в наиболее экономически обоснованных направлениях. С другой стороны, процесс интеграции, выражаясь ранее рассмотренной терминологией, заявленный как «квазиинтеграция», часто выливаются в «классическую» интеграцию. То есть, происходит полное поглощение более «сильным» вузом более слабого. Как следствие, проявляются проблемы, которые имеют кроме экономических последствий и высокий социальный статус. К ним относятся и высвобождение части профессорско-преподавательского состава, и уменьшение учебных площадей и мощностей и необходимость приспособления к новым условиям обучения студентам и аспирантам и многие другие факторы. Подобные процесс в 2011–2015 году происходили по всей России. Наибольший резонанс они вызвали в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно в этих регионах России исторически сосредоточено наибольшее количество высших учебных заведений, имеющих богатую историю и традиции и выпустившие ни одно поколение высокообразованных и востребованных специалистов.
С одной стороны, нахождение экономики России в очередном глубоком экономическом кризисе, которое мы наблюдаем сейчас, и влияние последствий текущего мирового экономического кризиса еще больше усугубляют описанные выше проблемы. Тем не менее, возникающие проблемы побуждают все стороны, участвующие в этом взаимодействии и институты, оказывающие на него влияние, искать новые пути решения проблем, новые грани сотрудничества и институциональные пути разрешения возникающих противоречий.
Библиографический список
- Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). – С. 48-56.
- Борисов, А.Н. Формирование интеграции науки, образования и производства: [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов, С.С. Кириллова // Институт экономики и права Ивана Кушнира / Материалы международного экономического форума. – Режим доступа: http:/www.be5.biz/ekonomika1/r2011/1868.htm. – Дата обращения: 09.12.2013.
- Изаак, С.А. К вопросу интеграции образования, науки и производства [Электронный ресурс] / С.А. Изаак. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-424147.html. – Дата обращения: 09.12.2013.
- Маковеева, В.В. Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования / В.В. Маковеева // Вестник Томского государственного университета. − № 2 (355). − 2012. − С. 115-119
- Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 24 с.