УДК 338.2

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Федорова Алина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
кандидат экономических наук, главный специалист

Аннотация
В статье уточнено определение понятия интеграции науки, образования и производства. Определены основные особенности социально-экономической интеграции науки, образования и производства в России на современном этапе и выявлены признаки проблемной ситуации.

Ключевые слова: инновационное развитие, интеграционные процессы, образовательные организации, проблемная ситуация


KEY FACTORS AND CONTRADICTIONS OF THE SOCIO-ECONOMIC INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND INDUSTRY IN MODERN RUSSIA

Fedorova Alina Vladimirovna
Institute for Regional Economics of the Russian Academy of Sciences
PhD in Economic Science, chief expert

Abstract
The article clarifies the definition of integration of science, education and production. Defines the main features of the socio-economic integration of science, education and production in Russia at the present stage and showed signs of a problem situation.

Библиографическая ссылка на статью:
Федорова А.В. Ключевые факторы и противоречия социально-экономической интеграция науки, образования и производства в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10258 (дата обращения: 26.05.2017).

Современный мир полон противоречий. Они существуют в любой сфере, а особенно ярко проявляются в экономике и управлении. Но поиск путей разрешения этих противоречий дает мощный толчок к прогрессу и открывает новые горизонты в глобальном мире науки, политики  и экономики.

Одним из основополагающих элементом современного инновационного развития экономики является социально-экономическая интеграция науки, образования и производства, выступающая одновременно как связующее начало и как источник противоречий.

Интеграция науки, образования и производства – это совместное использование потенциала научных, образовательных и производственных организаций с учетом взаимных интересов. Эти процессы очень разнообразны [1]. По мнению д.э.н. А. Н. Борисова, наука, образования и производство не могут развиваться независимо и изолированно друг от друга. И причина этому – ускоренное развитие наукоемких производств, внедрение инноваций в производство, увеличение скорости обновления промышленного оборудования, усиленная переподготовки кадров и общая информатизация экономики [2]. Все ученые единодушны в том, что увеличение инновационного потенциала российской экономики зависит от успешной интеграции образования, науки и производства. Эта интеграция является одним из основных условий инновационного развития экономики России [3].

Отдельные аспекты интеграции науки, образования и производства, развивались и в Советском Союзе, и в России в середине и в конце XX века. В начале XXI века многие аспекты взаимодействия получили законодательное закрепление и государственную поддержку. Но реализовать интеграционный потенциал рассматриваемых сообществ мешают правовая и социальная независимость науки, образования и производства и слабое развитие механизмов интеграции.

Понятие «интеграция» является признанным и широко употребляемым. Тем не менее, оно многозначно. В словарях интегра́ция (от лат. integratio – «соединение») обозначает процесс восстановления, объединения частей в целое. Ученые имеют свое мнение по вопросам терминологии. Так, некоторые авторы уточняют, что это может быть как процесс включения единицы в целое, так и процесс создание совершенно новой структуры. А может быть и процесс сильного или незначительного изменения. В статье В.В. Маковеевой употребляются два термина. «Классическая интеграция» подразумевает установление полного контроля над собственностью и над управлением объединенными активами. При «квазиинтеграции» организации остаются формально самостоятельными и автономными и отсутствует юридический контроль над их собственностью [4].

Подразумевающая «слияние» отдельных структур, полная интеграция, в настоящее время характерна для процессов, происходящих внутри научных, образовательных и производственных систем. Например, в процессе реформы высшего образования, которая происходит в России в последние годы, происходит интеграция, представляющая собой слияние учебных заведений с полным объединением их юридических, финансовых и других систем. Это интеграция в пределах одной системы. Частичная интеграция характерна для межсистемных процессов.

В нашем случае под социально-экономической интеграцией образования и производства понимается развитие связей и усиление взаимодействия между компонентами этих систем. Интеграция может проявляться в совместном использовании ресурсов и потенциала, расширении и углублении производственно-технологических связей,  объединении капиталов. Также это может быть создание благоприятных условий при осуществлении экономической деятельности, учитывая  социальные факторы.

Социально-экономическая интеграция науки, образования и производства в России на современном этапе имеет ряд особенностей, обобщенных и систематизированных автором в результате выполнения диссертационной работы «Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы» и изложенных в автореферате диссертации. К ним относятся следующие:

1. Интеграция происходит в условиях инновационного развития экономики России. Интеграция ориентирована на инновационные изменения в науке, образовании и производстве.

2. Государство законодательно поддерживает интеграционные процессы и декларирует их важное значение. Государство и частные структуры материально стимулирует интеграционные процессы.

3. Некоторая часть полномочий по стратегическому и тактическому планированию интеграционных процессов передается государством самим участникам интеграции.

4. С позиций управления на интеграционный процесс влияют три: структурный, финансово-экономический и правовой аспекты.

5. Ключевое звено интеграционных процессов –  это организации высшего образования, и на них влияет происходящая в настоящее время реформа системы высшего образования.

6. На предприятия, бизнес, и всех участников интеграционных процессов влияют последствия экономического кризиса.

7. Интеграция науки, образования и производства в России происходит в контексте влияния мировых интеграционных процессов. Интеграционные процессы, учитывая отечественный опыт, ориентируются и на передовой международный.

8. На современном этапе развития инновационной экономики большая роль отводится интеграционным процессам с участием науки. Наука становится все менее автономной.

9. Для развития инновационной экономики предъявляются повышенные требования к подготовке кадров.

10. Интеграция осуществляется в различных направлениях, в разнообразных формах, с разной степенью глубины. Интеграция может происходить и  между рассматриваемыми системами, и внутри этих систем [5].

По результатам анализа отечественных и зарубежных источников в этой же работе можно выявлены следующие признаки проблемной ситуации современного интеграционного взаимодействия науки, образования и производства в России:

– недостаточные масштабы поддержки интеграционных процессов со стороны государства;

– прохождение интеграционных процессов в условиях реформы образования;

­– ограниченность финансовых условия и необходимость поисков источников и способов финансирования;

– влияние последствий экономического кризиса на предприятия;

– несоответствие структуры подготовки кадров требованиям современной экономики.

Как один из примеров возникших и в большинстве случаев неразрешенных противоречий внутри одной из подсистем триады «Наука – образование – производство», а именно – внутри системы высшего образования, является процесс оптимизации высших учебных заведений, включающий в том числе и интеграцию вузов друг с другом. С одной стороны, ясна цель подобных процессов, заключающаяся в повышении качества обучения студентов и увеличении отдачи от научной деятельности профессорско-преподавательского состава, экономия бюджетных средств, перераспределение их потока в наиболее экономически обоснованных направлениях. С другой стороны, процесс интеграции, выражаясь ранее рассмотренной терминологией, заявленный как «квазиинтеграция», часто выливаются в «классическую» интеграцию. То есть, происходит полное поглощение более «сильным» вузом более слабого. Как следствие, проявляются проблемы, которые имеют кроме экономических последствий и высокий социальный статус. К ним относятся и высвобождение части профессорско-преподавательского состава, и уменьшение учебных площадей и мощностей и необходимость приспособления к новым условиям обучения студентам и аспирантам и многие другие факторы. Подобные процесс в 2011–2015 году происходили по всей России. Наибольший резонанс они вызвали в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно в этих регионах России исторически сосредоточено наибольшее количество высших учебных заведений, имеющих богатую историю и традиции и выпустившие ни одно поколение высокообразованных и востребованных специалистов.

С одной стороны, нахождение экономики России в очередном глубоком экономическом кризисе, которое мы наблюдаем сейчас, и влияние последствий текущего мирового экономического кризиса еще больше усугубляют описанные выше проблемы. Тем не менее, возникающие проблемы побуждают все стороны, участвующие в этом взаимодействии и институты, оказывающие на него влияние, искать новые пути решения проблем, новые грани сотрудничества и институциональные пути разрешения возникающих противоречий.


Библиографический список
  1. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). –  С. 48-56.
  2. Борисов, А.Н. Формирование интеграции науки, образования и производства:  [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов, С.С. Кириллова // Институт экономики и права Ивана Кушнира / Материалы международного экономического форума. – Режим доступа: http:/www.be5.biz/ekonomika1/r2011/1868.htm. – Дата обращения: 09.12.2013.
  3. Изаак, С.А. К вопросу интеграции образования, науки и производства [Электронный ресурс] / С.А. Изаак. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-424147.html. – Дата обращения: 09.12.2013.
  4. Маковеева, В.В. Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования / В.В. Маковеева // Вестник Томского государственного университета. − № 2 (355). − 2012. − С. 115-119
  5. Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 24 с.


Все статьи автора «Федорова Алина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: