Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.
В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [2, с.75].
В таблице 1 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.
Таблица 1 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, 2013/2011 |
1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц |
499,5 |
544,3
|
583,4 |
116,8 |
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. |
123 053,9
|
128 361,4
|
143 346,8
|
116,5 |
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, тыс.руб. |
246,4 |
235,8 |
245,7 |
99,7 |
4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц |
87,4 |
87,5
|
80,6 |
92,2 |
5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: |
50 027,8
|
68 235,9
|
47 200,6
|
94,4 |
5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО |
41 557,7
|
58 133,7
|
37 609,8
|
90,5 |
6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб. |
572,4 |
780 |
585,6 |
102,3 |
Данные таблицы 1 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 17% в 2013г. по сравнению с 2011г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 16%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция снижения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика на 0,7 тыс.руб., с 246,4 тыс.руб. в 2011г. до 245,7 тыс.руб. в 2013г.
Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде снижается с 87,4 тыс. единиц в 2011г. до 80,6 тыс.руб. в 2013г. Однако сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 572,4 тыс.руб. в 2011г. до 585,8 тыс.руб. в 2013г., что наглядно отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое лицо
Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.
При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.
В таблице 2 отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.
Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, 2013/ 2011 |
1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц |
27 407,1 |
29 525
|
30 634,6 |
111,8 |
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. |
19 448, 3 |
22 985,9 |
28 475,5 |
146,4 |
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, руб. |
709,6 |
779 |
928,5 |
130,8 |
4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц |
3 790,1 |
3 863,1 |
3 812,9 |
100,6 |
5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: |
1 572,3 |
1 904,1
|
2 079,2 |
132,2 |
5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО |
1 475,7 |
1 805,4 |
1 964,8
|
133,2 |
6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, руб. |
415 |
493 |
545,3 |
131,4 |
Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2011г. до 30,6 млн. в 2013г.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2011г. до 28,5 млрд.руб. в 2013г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%. Соотношение сумм земельного налога , подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо
Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.
На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки
При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества. [1,с.192]
Основные резервы роста доходов для муниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд лежат в пересмотре ряда льгот и в совершенствовании механизмов налогового администрирования.
Библиографический список
- Белоусова С.Н., Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам. //Известия ЮЗГУ,2012.-№ 2, с. 191-195
- Белоусова С.Н., Перспективные направления регулирования налоговых источников доходной части местных бюджетов// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. – №3 - С.74-79
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/rn46/