УДК 658.7

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ХОЛДИНГОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Асташова Юлия Владимировна1, Мараховская Елена Михайловна2
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента
2Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), магистр кафедры маркетинг и менеджмент

Аннотация
В статье определена актуальность и проблематика исследования подходов к управлению финансами в рамках логистических систем холдингов. Холдинги являются одной из наиболее распространенных форм интеграции предприятий в современной экономике. В статье раскрыта актуальность проблемы исследования. Сформулирована ключевая особенность логистических систем холдинга, заключающаяся в специфичной организации движения финансовых потоков.

Ключевые слова: интеграция, логистическая система, управление финансами, финансовый поток, холдинг


MANAGEMENT OF FINANCE OF THE INTEGRATED LOGISTIC SYSTEMS OF HOLDINGS: STATEMENT OF A PROBLEM

Astashova Julia Vladimirovna1, Marakhovskaya Elena Mikhaelovna2
1South Ural State University (National Research University), PhD in Economic Science, Assistant Professor of the Marketing and Management Department
2South Ural State University (National Research University), Master of the Marketing and Management Department

Abstract
In article relevance and a perspective of research of approaches to management of finance within logistic systems of holdings is defined. Holdings are one of the most widespread forms of integration of the enterprises in modern economy. In article relevance of a problem of research is opened. The key feature of logistic systems of holding consisting in the specific organization of the movement of financial streams is formulated.

Keywords: financial stream, integration, logistic system, Management of finance


Библиографическая ссылка на статью:
Асташова Ю.В., Мараховская Е.М. Управление финансами интегрированных логистических систем холдингов: постановка проблемы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6966 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время, успешность предприятия во многом определяется наличием отлаженной системой управления как отдельными подразделениями, так и предприятием в целом. Стремление предприятий уйти от кризиса финансовой неустойчивости способствовало объединению производственных предприятий с финансовыми организациями в промышленные холдинги и финансово-промышленные группы. Это стало важным направлением на пути преодоления кризиса современной экономике. Таким образом, интеграционные процессы способствуют финансовой устойчивости предприятия.

На сегодняшний день многообразные аспекты развития интеграционных процессов стали актуальными задачами современных исследований в различных областях научных знаний [1, с. 148; 2, с. 66; 3, с. 125].

Развитие теории и практики логистического управления привело к формированию нового научного направления – управления цепями поставок, основанного на управлении системами поставщиков и покупателей, интегрированных в логистическую цепь [4, с. 283]. В рамках данной концепции решаются вопросы управления взаимодействием партнеров, интеграции бизнес-процессов предприятий-звеньев логистической цепи, согласование и оптимизация логистических потоков [5, 6].

Целью нашего исследования является развитие концептуальных подходов к   управлению финансами предприятия, входящего в интегрированную структуру на основе методологии интегрированной логистики.

Предметом исследования в работе являются процессы управления финансами в интегрированных логистических системах.

Значительные перемены, происходившие в экономике Российской Федерации в течение последних шестнадцати лет, в наибольшей степени изменили характер и формы деятельности российских компаний. В результате этих изменений организациям необходимо было перейти к новым формам перемещения материальных, информационных и финансовых ресурсов. Опыт развитых зарубежных стран показал, что эти вопросы проще решать при преобразовании предприятий в логистические системы.

В различных источниках встречаются разные понятия логистических систем, это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.

В настоящее время, для крупных промышленных предприятий важную роль играет внедрение интегрированной системы управления, так как для них характерны:

1. достаточно сложная система управления между головной компанией и зависимыми предприятиями (дочерними организациями);

2. многообразие финансовых потоков, характеризуемые наличием вертикальной и горизонтальной интеграции;

3. различие производственного процесса по видам деятельности и как следствие различие способов учета затрат;

4. широкий выбор рынка сбыта;

5. недостаточная оперативность в получении данных для принятия управленческих решений.

Все это способствует внедрению наиболее оптимальной системы управления, которая позволит связать отдельные аспекты хозяйственной деятельности компании в единую хозяйственную политику [7, c. 132].

Интегрированная система управления — система, представляющая собой комплексный механизм управления компанией, состоящая из нескольких основных блоков:

- аналитический блок (обработка учетных данных)

- учетный блок (документооборот)

- организационный блок (структура управления)

- программно-технический блок.

На сегодняшний день холдинги являются наиболее перспективной формой интеграции предприятия. Существует два варианта интеграции холдингов:

- объединение предприятий в группу, перераспределяющую прибыль в интересах каждого из предприятий.

- поглощение предприятий, не входящих в холдинг, и слияние с ними, инициаторами которых могут выступать как оба партнера, так и один из них.

Рассмотрим особенности холдинговых интегрированных систем:

1. В холдинговую систему входит ряд функционально независимых друг от друга предприятий. Что нельзя сказать о компаниях, работающих в одной и той же отрасли.

2. Холдинговые системы стремятся поглотить наиболее перспективные отрасли, обладающие крупными пакетами патентов и ценных бумаг.

3. Так как в систему входит несколько предприятий, объединение происходит с участием банков, что увеличивает финансовые возможности холдинга.

4. Обладая большими финансовыми возможностями, холдинги могут позволить себе долгосрочные инвестиционные вложения, что не могут отдельные предприятия.

5. Холдинговые системы, чаще всего, обладают высокой финансовой устойчивостью, тогда, как отдельные предприятия в его структуре могут иметь большие долги, достигающие до 70% общего капитала.

На основе анализа особенностей холдинговых структур можно сформулировать ключевую особенность логистических систем холдинга. В отличие от материальных потоков, движение которых организовано преимущественно по цепи поставок, финансовые потоки логистической системы холдинга могут аккумулироваться в отдельных звеньях системы, перераспределяться внутри холдинга, т.е. по сути, не являются сопутствующими материальным потокам. Их траектория движения представляется более сложной, в большей степени соответствующей сетевой структуре логистической системы холдинга, нежели линейной структуре интегрированной цепи поставок.

Для выживания в рыночных условиях, логистическая система холдинга должна быть устойчивой – выполнять свои функции и работать рентабельно.

Для оценки финансовой устойчивости логистической системы необходимо изучить ряд показателей. Существует четыре интегрированных показателя: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и рентабельности. Данные коэффициенты рассчитываются индивидуально для каждого предприятия, входящего в холдинг. Сложность траектории движения финансовых потоков вносит корректировки в традиционные подходы оценки систем управления финансами, что в свою очередь обуславливает необходимость развития подходов к управлению финансами, а также разработки алгоритмов оценки эффективности логистических систем холдингов.


Библиографический список
  1. Кузменко Ю.Г., Левина А.Б., Шмидт А.В. Генезис и современное состояние логистической интеграции в условиях глобализации экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 3. С. 148-161.
  2. Козенкова Т.А. Формирование финансовой стратегии в интегрированных предпринимательских структурах //  Финансы. 2008. № 8. С. 66-71.
  3. Козенкова Т.А., Сваталова Ю.С. Особенности управления финансовыми потоками логистической системы холдинга // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 4. С. 124-131.
  4. Каточков В.М., Окольнишникова И.Ю. Принципы управления потоковыми процессами в предпринимательской деятельности промышленных предприятий // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 281-284.
  5. Демченко А.И. Управление взаимоотношениями с клиентами в логистических цепях // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6045 (дата обращения: 05.11.2014)
  6. Демченко А.И. Логистическая цепь как объект системного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3762 (дата обращения: 10.10.2014).
  7. Шевров В.Ю., Окольнишникова И.Ю. К вопросу формирования стратегии повышения эффективности использования ресурсного потенциала предпринимательской структуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 130-135.


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: