УДК 336.225

ПУТИ ПОПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ ЗА СЧЁТ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Реунова Людмила Валерьевна
Майкопский государственный технологический университет
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

Аннотация
В бюджетной системе России большая часть доходов перераспределяется в федеральный центр, поэтому во многих субъектах РФ остро стоит вопрос обеспечения доходной базы из собственных источников, которых часто недостаточно для удовлетворения потребностей региона. Проблему финансирования бюджетного дефицита необходимо рассматривать как с точки зрения обязательств федерального бюджета, так и с точки зрения бюджетов субъектов Российской Федерации, нуждающихся в получении финансовой помощи. В статье предложены возможные пути повышения доходов регионального бюджета.

Ключевые слова: бюджетная система


WAYS TO REPLENISH TAX REVENUES TO REGIONAL BUDGETS AT THE EXPENSE OF OWN SOURCES

Reunova Ljudmila Valerievna
Maikop State Technological University
Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of finance and credit

Abstract
In the budget system of the Russian most of the revenue is redistributed in the Federal Center, so in many constituent entities of the Russian Federation is the issue of the revenue base from its own sources, which are often insufficient to meet the needs of the region. The problem of financing the budget deficit needs to be considered both in terms of the obligations of the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation, in need of financial assistance. In the article, suggesting possible ways of increasing the income of the regional budget.

Keywords: budget system


Библиографическая ссылка на статью:
Реунова Л.В. Пути пополнения налоговых доходов региональных бюджетов за счёт собственных источников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6620 (дата обращения: 29.09.2017).

Согласно определению Бюджетного кодекса, бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это говорит о том, что эффективность органов власти в плане полноты поступления средств в бюджет и рациональности их расходования определяет, насколько эффективно государство сможет решить поставленные задачи и выполнить свои функции.

В настоящее время как федеральный, так и региональные бюджеты сталкиваются с проблемами, которые требуют от органов государственной власти реформирования в качественном и количественном составе бюджетных показателей, а также в самом принципе организации бюджетной системы Российской Федерации. Расходы бюджетов постоянно растут, что вызывает дефицит бюджета и увеличивает госдолг, т.е. возникает бюджетный дефицит. Проблему его финансирования необходимо рассматривать как с точки зрения о обязательств федерального бюджета, так и с точки зрения бюджетов субъектов Российской Федерации, нуждающихся в получении финансовой помощи. Основную роль регулирования бюджетных процессов в государстве выполняет Бюджетный кодекс РФ.

Практическая реализация положений Бюджетного кодекса и его дальнейшее совершенствование в перспективе будут способствовать увеличению доходной базы и финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ.

В бюджетной системе России большая часть доходов перераспределяется в федеральный центр, поэтому во многих субъектах РФ остро стоит вопрос обеспечения доходной базы из собственных источников. Кроме этого, федеральное правительство стимулирует развитие промышленности путём снижения налоговой нагрузки. И хотя это решение заслуживает всякой поддержки, но в основном оно реализуется за счёт регионов, что не совсем правильно. В качестве примера можем привести отмену в 2003 году налога на пользователей автодорог, а в 2004 году – налога с продаж. В результате регионы недополучили значительную сумму поступлений в бюджет. Снижение ставки НДС также оказало свое негативное влияние на поступление в бюджет регионов. В настоящее время Минфин предлагает стимулировать развитие новых промышленных предприятий в регионах, снизив для них ставку налога на прибыль до 10%, но данный законопроект находится в стадии рассмотрения [3].

Полноценной замены выпадающих доходов региональных бюджетов фактически не получилось, несмотря на обещание федерального правительства их компенсации, поэтому регионам предстоит поиск путей повышения поступлений в бюджет за счёт собственных доходов и параллельной оптимизации расходов, чтобы обеспечить выполнение своих бюджетных обязательств.

Для обеспечения сбалансированности бюджетов региональные органы власти вправе установить предельный размер дефицита бюджета. Его превышение выше определенного бюджетным законодательством уровня ведёт к применению механизма секвестра расходов, т.е. ежемесячного пропорционального снижения государственных расходов по всем статьям бюджета в течение всего периода до конца текущего финансового года.

Возникшие в данном случае проблемы могут быть решены при уменьшении существующего достаточно большого количества встречных финансовых потоков.

Основной риск неплатёжеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает в результате неверного прогнозирования бюджетных доходов. Поэтому с целью увеличения точности прогнозов субъекты Российской Федерации должны оценивать уровень и причины отклонения между планируемыми и фактически полученными доходами за три последних отчетных года и затем на основе выполненной оценки разрабатывать различные прогнозы доходов бюджета для различных социально-экономических сценариев. Для снижения риска неплатёжеспособности субъекта РФ и повышения вероятности получения незапланированных дополнительных доходов рекомендуется разработка консервативного варианта прогноза бюджетных доходов.

Определим для Республики Адыгея наиболее оптимальные пути пополнения доходов регионального бюджета за счёт собственных источников.

Рассмотрим несколько возможных путей повышения реальных поступлений в бюджет.

Доход регионов состоит из налоговых и неналоговых платежей. Однако основные налоги, включая региональные, регламентированы Налоговым кодексом и поэтому региональные органы власти не могут в полной мере влиять на налоговую политику. В отличие от налоговых, особенность неналоговых доходов заключается в том, что их объём, полнота поступления в бюджет, а также своевременность зачисления целиком зависят от региональной политики относительно данных доходов. За исключением земельных платежей в виде земельного налога и арендной платы за землю, зачисление которых в бюджет осуществляется в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, основное внимание в вопросе о повышении поступлений в бюджет необходимо уделить именно мобилизации неналоговых доходов.

В Налоговом кодексе в качестве механизма стимулирования экономической деятельности предусмотрено предоставление налоговых льгот по федеральным и региональным налогам, что позволяет налогоплательщикам использовать пользоваться «серыми схемами» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время возникает проблема расходования эффективно и по целевому назначению средства, высвобождаемых в результате использования льгот.

На территории Республики Адыгея оценка обоснованности и эффективности предусмотренных льгот проводится на основании приказа Министерства финансов Республики Адыгея от 20.10.2010 г. № 177-А «О Порядке оценки обоснованности и эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Среди данных налогов – налог на имущество организаций и транспортный налог.

Всего за 2012 г. налогоплательщикам – юридическим лицам было предоставлено налоговых льгот на сумму 33 728,6 тыс. рублей, что на 31 707,4 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г., что уменьшило выпадающие доходы республиканского бюджета в результате предоставленных налоговых льгот на сумму 15 795,5 тыс. руб. и составило 17 025,3 тыс. руб. В 2013 г. предоставленные налогоплательщикам (юридическим лицам) налоговые льготы составили 49 792,0 тыс. руб. [1, 2].

Объём выпадающих доходов республиканского бюджета за 2012-2013 гг. представим в табл. 1.

Таблица 1. Объём выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2012-2013 гг. в разрезе налогов

Наименование налога 2012 г.,

тыс. руб.

Удельный вес, % 2013 г. Удельный вес, %
Налог на прибыль организаций,

в т. ч.:

42,4 0,2 40,0 0,2
Учреждения, предприятия и организации УФСИН по Республике Адыгея 16,3 38,44% 20,0 50%
Организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди которых составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% 26,1 61,56% 20,0 50%
Налог на имущество организаций, в т. ч.: 16 493,6 96,9 24475,1 97,6
субъекты инвестиционной деятельности 15 133,5 91,75% 23256,0 95,02%
организации здравоохранения, учреждённые общественными организациями и фондами 1 355,9 8,22% 1219,1 4,98%
Транспортный налог, в т. ч.: 489,3 2,9 561,1 2,2
субъекты инвестиционной деятельности 202,4 41,37% 233,5 41,62%
Организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди которых составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% 0,6 0,12% -
организации, выполняющие авиационно-химические работы 286,3 58,51% 327,6 58,39%
ИТОГО 17 025,3 100,0 25076,2 100,0

Из общего объёма предоставленных в 2012 г. льгот 96,9%, а в 2013 г. 97,6%, составил налог на имущество организаций, в том числе более 90,0% – льготы для субъектов инвестиционной деятельности.

Рассмотрим это на следующем примере. Предположим, региональные органы власти снижают уровень налогообложения таким образом, что его доходы падают на 10%. Значит, чтобы покрыть этот недополученный доход, необходим рост реальной налоговой базы не менее чем на 10%, а с учётом инфляции даже выше. При этом предполагаемый рост способен только покрыть затраты, т.е. не приносит региону никаких выгод. Чтобы льготирование было эффективным, рост налогооблагаемой базы должен превышать потери в доходе.

Уровень налогообложения на региональном и местном уровнях снижается с целью увеличения роста деловой активности, что выражается в создании новых рабочих мест и увеличении оборота предприятий. Если это снижение будет значимым для предпринимателя, то можно ожидать роста экономики региона, т.к. предприниматель получает своеобразную прибавку к своему оборотному капиталу, которая будет направлена на развитие предприятия – и, следовательно, приведет к росту налогооблагаемой базы.

Таким образом, изменение уровня доходов регионального бюджета можно рассматривать как своего рода инвестиции в дальнейшее развитие региона, которые теоретически в дальнейшем должны принести определённую прибыль. Но может возникнуть ситуация, когда в результате применения льгот бюджет лишается доходов, но, в то же время, не достигается предполагаемый эффект от их применения.

Например, экономическая эффективность предоставленной льготы по налогу на имущество организаций в Адыгее (табл. 3.5) признана отрицательной в связи с получением убытков в исследуемом периоде по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году – 12 950,5 тыс. рублей, в 2013 году – 12 274,6 тыс. руб.

Решением указанной проблемы может являться налоговых льгот другими мерами государственной поддержки. Например, в Адыгее льготы для субъектов инвестиционной деятельности можно было бы заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. В отличие от налоговых льгот, в случае проблем с реализацией инвестиционного проекта, льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, а налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо.

Поэтому при решении инвестиционных задач рациональней для бюджета использовать кредиты. Кроме того, органы власти субъектов РФ сами разрабатывают условия их предоставления и могут включить, например, условие досрочной уплаты налогов в бюджет в случае выявления нецелевого или неэффективного использования налогового кредита.

В регионах ещё сохраняются значительные земельные площади с неопределёнными и, соответственно, не оформленными правами, из-за чего бюджет также несёт потери.

Перед регионами сейчас стоит задача формирования единых объектов, соответственно, совершенствование градостроительного размежевания и жёсткий контроль за распределением земельных участков под строительство могут пополнить бюджет.


Библиографический список
  1. Оценка обоснованности и эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2012 году [Электронный ресурс] /  Министерство финансов Республики Адыгея, 2013. URL: http://www.minfin01-maykop.ru/Show/File/107. Режим доступа свободный (дата обращения: 12.12.2014).
  2. Оценка обоснованности и эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2013 году [Электронный ресурс] /  Министерство финансов Республики Адыгея, 2013. URL: http://minfin01-maykop.ru/Show/File/223. Режим доступа свободный (дата обращения: 12.12.2014).
  3. Ияшвили В.Б. Пути пополнения доходов региональных бюджетов за счет собственных источников и пути оптимизации расходов. [Электронный ресурс]. URL: http://openbudget.karelia.ru/books/conf4doc/18.htm. Режим доступа свободный(дата обращения: 12.12.2014).
  4. Реунова Л.В. Проблемы местного налогообложения и пути их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3671 (дата обращения: 12.12.2014).


Все статьи автора «Реунова Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: