УДК 338

РОЛЬ И МЕСТО МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Филатов Егор Павлович
Ивановский государственный энергетический университет
старший преподаватель

Аннотация
Статья раскрывает роль и место малых инновационных предприятий в экономике страны, описывает их задачи, угрозы. Проанализировано определение инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, малые инновационные предприятия, роль инновационных предприятий


ROLE AND PLACE OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES IN THE NATIONAL ECONOMY

Filatov Egor Pavlovich
Ivanovo state power university
senior lecturer

Abstract
The article reveals the role and place of small innovative enterprises in the economy, describes their tasks threat. Analyzed the definition of innovation.

Библиографическая ссылка на статью:
Филатов Е.П. Роль и место малых инновационных предприятий в экономике страны // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6813 (дата обращения: 26.05.2017).

Малые инновационные предприятия – данный термин с недавних пор прочно закрепился в экономической терминологии. Для того чтобы понять отличие данной категории от малых предприятий, нужно осознать для чего она выделена в отдельную категорию и какова её роль.

В первую очередь стоит проанализировать определения, формулируемые учеными. По мнению автора, наиболее полное определение было дано Ефимцевой Т.В.: «малое инновационное предприятие – это коммерческая организация в форме хозяйственного товарищества, общества или партнерства, средняя численность работников которой не превышает 100 человек, а выручка от реализации продукции которой составляет не более 400 млн. руб. в год, систематически осуществляющая инновационную деятельность, в результате которой производится инновационная продукция» [1]. Из выше приведенного определения, можно сделать вывод, что основной задачей для малого инновационного предприятия (далее мип), является осуществление инновационной деятельности, в результате которой будет производиться инновационная продукция. На практике, большое количество предприятий, не только разрабатывает, но и самостоятельно сбывает инновационную продукцию.

Сбытовая деятельность может оказать негативное влияние на предприятие. Во-первых, реализация продукта собственными силами не позволит получить предприятию максимальную выгоду. Это происходит в силу небольших размеров фирмы, и как следствие, ограниченных возможностей по увеличению производственных мощностей [2]. Если же предприятие сможет увеличить собственные мощности и сбывать большое количество продукции, то это приведет к переходу предприятия из категории малых в средние или крупные, и следовательно, потере таких преимуществ малых предприятий как гибкость (экономическая, организационная, финансовая), высокая эффективность использования капитала и прочие. Соглашусь, что наращивание мощностей предприятия не всегда является целью предприятия. Но, получение максимальной выгоды, полагаю, обладает высоким приоритетом в дереве целей любого коммерческого предприятия.

Во-вторых, сбытовая деятельность приводит к снижению научной активности инновационного предприятия. Причиной этому является совокупность нескольких факторов: ограниченные финансовые ресурсы и  небольшой штат предприятия. Первая причина не позволяет отдать данный бизнес-процесс на аутсорсинг. Вторая – приводит к невозможности создания отдела или  отдельной штатной единицы для сбыта и продвижения продукции. Компромиссом в сложившейся ситуации является делегирование полномочий имеющимся сотрудникам. Таким образом, чем большее количество усилий будет прикладывать организация на продвижение и сбыт своей продукции, тем более негативно это будет сказывается на её научно-исследовательской деятельности.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что существующая функциональная модель малых инновационных предприятий, не позволяет достичь их максимальной эффективности или может привести к их полному краху. Эта, на первый взгляд «тупиковая» ситуация проясняется, если проанализировать определение инновационной деятельности, приведенное в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”. Изучив его, можно сделать вывод, что инновационная деятельность осуществляется предприятиями не так, как изначально планировалось законодательными органами. А именно, инновационная деятельность предполагает два направления действий [3]:

  • деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию комплекса мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
  • деятельность, направленная на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Стоит отметить, что в этих направлениях, четко описывается место малых инновационных предприятий в экономической системе. А именно, мип должны являться научно исследовательским сектором, поставляющим инновационные технологии и продукты для прочих предприятий. При этом основными задачами малых инновационных предприятий должны быть: осуществление систематической разработки инновационных проектов, их патентование и внедрение на предприятия, оказание консультационных услуг в целях сопровождения и развития проекта.

Таким образом, реализация указанных выше задач, позволит малым инновационным предприятиям являться постоянным катализатором для предприятий Российской Федерации. В свою очередь предприятия, сотрудничающие с мипами, будут конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и на мировой арене. Авторское право на инновации будет приносить ощутимый доход «без отрыва» от научно-исследовательской деятельности. По-моему мнению, реализация и успешное функционирование описанной выше системы взаимодействия предприятий, позволит изменить существующий экспортно-сырьевой характер российской экономики и максимально снизить зависимость от мирового экономического климата.


Библиографический список
  1. Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий: проблемы определения и закрепления // Предпринимательское право. Приложение “Бизнес и право в России и за рубежом”. 2013. N 2. С. 28 – 32.
  2. Драгунова Е.В. Стратегическое планирование на малых промышленных предприятиях // Сборник научных трудов НГТУ. – 2004. – № 1. – 105 – 110
  3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) “О науке и государственной научно-технической политике”


Все статьи автора «Филатов Егор Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: