Малые инновационные предприятия – данный термин с недавних пор прочно закрепился в экономической терминологии. Для того чтобы понять отличие данной категории от малых предприятий, нужно осознать для чего она выделена в отдельную категорию и какова её роль.
В первую очередь стоит проанализировать определения, формулируемые учеными. По мнению автора, наиболее полное определение было дано Ефимцевой Т.В.: «малое инновационное предприятие – это коммерческая организация в форме хозяйственного товарищества, общества или партнерства, средняя численность работников которой не превышает 100 человек, а выручка от реализации продукции которой составляет не более 400 млн. руб. в год, систематически осуществляющая инновационную деятельность, в результате которой производится инновационная продукция» [1]. Из выше приведенного определения, можно сделать вывод, что основной задачей для малого инновационного предприятия (далее мип), является осуществление инновационной деятельности, в результате которой будет производиться инновационная продукция. На практике, большое количество предприятий, не только разрабатывает, но и самостоятельно сбывает инновационную продукцию.
Сбытовая деятельность может оказать негативное влияние на предприятие. Во-первых, реализация продукта собственными силами не позволит получить предприятию максимальную выгоду. Это происходит в силу небольших размеров фирмы, и как следствие, ограниченных возможностей по увеличению производственных мощностей [2]. Если же предприятие сможет увеличить собственные мощности и сбывать большое количество продукции, то это приведет к переходу предприятия из категории малых в средние или крупные, и следовательно, потере таких преимуществ малых предприятий как гибкость (экономическая, организационная, финансовая), высокая эффективность использования капитала и прочие. Соглашусь, что наращивание мощностей предприятия не всегда является целью предприятия. Но, получение максимальной выгоды, полагаю, обладает высоким приоритетом в дереве целей любого коммерческого предприятия.
Во-вторых, сбытовая деятельность приводит к снижению научной активности инновационного предприятия. Причиной этому является совокупность нескольких факторов: ограниченные финансовые ресурсы и небольшой штат предприятия. Первая причина не позволяет отдать данный бизнес-процесс на аутсорсинг. Вторая – приводит к невозможности создания отдела или отдельной штатной единицы для сбыта и продвижения продукции. Компромиссом в сложившейся ситуации является делегирование полномочий имеющимся сотрудникам. Таким образом, чем большее количество усилий будет прикладывать организация на продвижение и сбыт своей продукции, тем более негативно это будет сказывается на её научно-исследовательской деятельности.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что существующая функциональная модель малых инновационных предприятий, не позволяет достичь их максимальной эффективности или может привести к их полному краху. Эта, на первый взгляд «тупиковая» ситуация проясняется, если проанализировать определение инновационной деятельности, приведенное в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”. Изучив его, можно сделать вывод, что инновационная деятельность осуществляется предприятиями не так, как изначально планировалось законодательными органами. А именно, инновационная деятельность предполагает два направления действий [3]:
- деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию комплекса мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;
- деятельность, направленная на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Стоит отметить, что в этих направлениях, четко описывается место малых инновационных предприятий в экономической системе. А именно, мип должны являться научно исследовательским сектором, поставляющим инновационные технологии и продукты для прочих предприятий. При этом основными задачами малых инновационных предприятий должны быть: осуществление систематической разработки инновационных проектов, их патентование и внедрение на предприятия, оказание консультационных услуг в целях сопровождения и развития проекта.
Таким образом, реализация указанных выше задач, позволит малым инновационным предприятиям являться постоянным катализатором для предприятий Российской Федерации. В свою очередь предприятия, сотрудничающие с мипами, будут конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и на мировой арене. Авторское право на инновации будет приносить ощутимый доход «без отрыва» от научно-исследовательской деятельности. По-моему мнению, реализация и успешное функционирование описанной выше системы взаимодействия предприятий, позволит изменить существующий экспортно-сырьевой характер российской экономики и максимально снизить зависимость от мирового экономического климата.
Библиографический список
- Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий: проблемы определения и закрепления // Предпринимательское право. Приложение “Бизнес и право в России и за рубежом”. 2013. N 2. С. 28 – 32.
- Драгунова Е.В. Стратегическое планирование на малых промышленных предприятиях // Сборник научных трудов НГТУ. – 2004. – № 1. – 105 – 110
- Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) “О науке и государственной научно-технической политике”