СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ABC-АНАЛИЗА

Жилкин Сергей Александрович1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье рассматривается анализ ассортимента товаров при помощи ABC-анализа. Раскрыта сущность ABC-анализа, приведен процесс анализа. Произведён ABC-анализ реальных данных объёма продаж товаров медицинского назначения компании в г.Биробиджане. Для улучшения спроса товаров для организации сделаны выводы по ABC-анализу.

Ключевые слова: АВС-анализ, принцип Парето, товарный ассортимент


IMPROVING THE RANGE OF MEDICAL PRODUCTS ON THE BASIS OF ABC-ANALYSIS

Zhilkin Sergey Aleksandrovich1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article discusses the range of products using the ABC-analysis. The essence of ABC-analysis, and the process of analysis. Promoted ABC-analysis of real data in sales of health products company in Birobidzhan. To improve the supply of goods for the organization of the conclusions on the ABC-analysis.

Keywords: ABC analysis, Pareto principle, product assortment


Библиографическая ссылка на статью:
Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6681 (дата обращения: 13.03.2024).

В любой торговой организации есть разные виды деятельности. Так, ассортиментная политика является основным видом деятельности, позволяющая организации оставаться и развиваться на рынке. У каждого человека есть свои предпочтения и критерии к товару. Каждое предприятие должно предоставлять покупателю ту продукцию, которая действительно будет ему необходима. Поэтому оно должно проводить аналитику проданных товаров, и выявлять те, которые действительно важны при продаже. Этим и занимается ABC-анализ. 

ABC-анализ является эффективным инструментом анализа. Метод позволяет определить нерентабельные и низко-рентабельные группы товаров, своевременно улучшить и оптимизировать ассортиментный портфель. Преимущество ABC-анализа: простота; универсальность; наглядность.

Увеличение эффективности продажи товаров зависит от правильности оценки прибыли каждой товарной группы. Для реализации ABC-анализа используется принцип Парето.
Он формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата» [1], то есть 20% товаров обеспечат 80% прибыли, а оставшиеся 80% товаров обеспечат только 20% прибыли.

При проведении ABC-анализа происходит классификация товаров на группы по их эффективности:1) A- группа: самые эффективные, обеспечивают 80% прибыли, это составляет около 15-20% от всех товарных групп.
2) B- группа: её основные характеристики- стабильность и постоянная прибыль, обеспечивает 15% прибыли, это составляет около 35-20% от всех товарных групп.
3) C- группа: малоэффективные, обеспечивают 5% прибыли, это составляет около 50-60% от всех товарных групп.
Границы групп могут изменяться в зависимости от установок индивидуально каждой организацией. 

Применение ABC- анализа, довольно широко используется по всему миру. Российские учёные проводили ABC-анализ в разных отраслях экономики. В.Л.Бурковский и И.А.Войтовский провели реализацию ABC-анализа в условиях региональной фармацевтической сети [2]. Рассмотрели ABC-анализ и сезонную компоненту промышленного предприятия В.Т.Денисов и Е.С.Авдеева [3]. А.П.Бровин показал управление запасами широкой номенклатуры с использованием ABC-анализа [4]. Методы анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании рассмотрели С.В.Ласковец и др. [5]. А.А.Наумов [6-8] исследовал методы анализа экономических систем. А.И.Репичев [9-10] провел анализ товарного портфеля предприятия сельского хозяйства. Различные методы структурно-динамического анализа товарного портфеля предприятий изучал А.М.Либо [11]. Л.П.Киченко и В.А.Шалимов применяли ABC-анализ для совершенствования системы управления запасами на предприятиях оптовой торговли [12]. Р.И.Баженов и др. исследовали использование различных видов анализа [13-20]. Зарубежные ученые также активно применяют ABC-анализ [21, 22].

Рассмотрим ABC-анализ продаж товаров для улучшения зрения (медицинские оправы, контактные линзы, солнцезащитные очки). Предоставленные нам данные о продажах ассортимента, были выданы компанией находящейся в г. Биробиджане. Весь ассортимент взят из программы 1C:Предприятие. Для размещения ABC-анализа для общего доступа, компания выдвинула следующие условия: неразглашение названия фирмы; неразглашение имя предпринимателя фирмы; неразглашение номенклатурных данных по товарам. В проведённом анализе находится около 600 различных номенклатурных наименований товара.

Предоставленный список, выгружен в формате MS Excel, показывает количество проданного товара (рис. 1) и объём продаж (рис. 2) за ноябрь 2013-апрель 2014 гг.


Рисунок 1 – Фрагмент данных (количество проданного товара)
Рисунок 2 – Фрагмент данных (объем продаж товара)

Произведём сортировку объектов товаров за весь период (Ноябрь 2013-Апрель 2014) в порядке убывания единиц товара каждой позиции. Сделаем расчёт доли с накоплением результата анализа ассортимента и разобьём номенклатуру по группам (Группа А-80%, Группа В-15%, Группа С-5%) (рис.3, рис. 4).


Рисунок 3 – Фрагмент разбиения ассортимента (шт.) по группам

Рисунок 4- Обобщённый итог по группам (количество штук)

Оценивая ситуацию на рис.4 делаем вывод:1. Группа A содержит 344 наименования, что составляет 78% от общей численности номенклатурных позиций. Доля выручки на данную группу составляет 80% в общем объёме продаж товара. 
2. Группа B включает в себя 214 наименования, что составляет 16% от общей численности номенклатурных позиций. Доля выручки на данную группу составляет 15% в общем объёме продаж товара.
3. Группа C включает в себя 72 наименования, что составляет 6% от общей численности номенклатурных позиций. Доля выручки на данную группу составляет 5% в общем объёме продаж товара.
Сделаем то же самое с объемом продаж (рис. 5, рис. 6).


Рисунок 5 – Фрагмент разбиения ассортимента (руб.) по группам

Рисунок 6 – Обобщённый итог по группам (объем продаж)

Можно сделать следующий вывод:группа A содержит 264 наименований, что составляет 42% единиц номенклатуры. Доля выручки 80%;
группа B содержит 203 наименований, что составляет 32% единиц номенклатуры. Доля выручки 15%;
группа C содержит 163 наименований, что составляет 26 % единиц номенклатуры. Доля выручки 5%.
Для сравнения полученных нами данных, сделали совмещение ассортиментов проданного количества товара и его объём продаж в рублях (рис.7)


Рисунок 7 – Сцепление групп

После совмещения в количества и объёма продаж товара в группы, мы проанализировали, какие товары будут более успешными по количеству проданного товара (первая буква) и вырученной прибыли компании (вторая буква) (рис.8). 


Рисунок 8 – Количество наименований ассортимента и их доля для сцепленных групп

Таким образом, можно сказать, что товарная группа AA- является самой прибыльной и эффективной в данной организации, притом, что она является самой крупной по численности товаров (185 наименований). Следовательно, компания предоставляет те товары обществу, которые действительно ему необходимы. Так же есть товары группы CC (34 наименования), которые негативно влияют на общую прибыль. Следовательно, нужно либо исключить данные товары, либо подвергнуть их доработке и улучшению. Для компании которой важен верный выбор ассортимента товара, данный анализ необходим, так как он обеспечивает информационную базу товарных предложений. ABC-анализ универсален и в то же время прост, что даёт возможность его использования начинающим управленцам компании или обучению специалистов [23-27].


Библиографический список
  1. Закон Парето / Википедия. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Парето
  2. Бурковский В.Л., Войтовский И.А. Реализация ABC-анализа в условиях региональной фармацевтической сети // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 10. С. 30-32.
  3. Денисов В.Т., Авдеева Е.С. ABC-анализ и сезонная компонента промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2011. № 1-2. С. 104-109.
  4. Бровин А.П. Управление запасами широкой номенклатуры с использованием ABC-анализа // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 313-318.
  5. Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
  6. Наумов А.А. О проблемах некоторых классических методов анализа экономических систем и путях их разрешения // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 112-114.
  7. Наумов А.А. Использование метода детализации финансовых потоков в задачах оценивания эффективности проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 48 (186). С. 35-41.
  8. Наумов А.А., Баженов Р.И. О неустойчивости метода нормализации критериев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40408 (дата обращения: 14.12.2014).
  9. Репичев А.И. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 59-64.
  10. Репичев А.И. Методы анализа продуктового портфеля фирмы // Научная жизнь. 2010. № 3. С. 47-49.
  11. Либо А.М. Методы структурно-динамического анализа товарного портфеля предприятий // Путеводитель предпринимателя. 2012. № 16. С. 155-160.
  12. Киченко Л.П., Шалимов В.А. Совершенствование системы управления запасами на предприятиях оптовой торговли // Вестник ПГУ. Серия: Экономика . 2010. №1. С.6-16.
  13. Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
  14. Баженов Р.И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 37-42.
  15. Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
  16. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7(39). С.45-49.
  17. Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 52-59.
  18. Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. №10 (37). С. 73-81.
  19. Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6312 (дата обращения: 14.12.2014).
  20. Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6541 (дата обращения: 14.12.2014).
  21. Viswanathan S., Bhatnagar R. The application of ABC analysis in production and logistics: an explanation for the apparent contradiction // International Journal of Services and Operations Management. 2005. Т. 1. №. 3. С. 257-267.
  22. Chu C. W., Liang G. S., Liao C. T. Controlling inventory by combining ABC analysis and fuzzy classification // Computers & Industrial Engineering. 2008. Т. 55. №. 4. С. 841-851.
  23. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
  24. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  25. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  26. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  27. Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G.  Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: