Финансовый менеджмент, как наука, базируется на ряде фундаментальных концепций: теоретических и методических, разработанных в рамках современной теории финансов и служащих методологической основой для понимания сути тенденций на финансовых рынках, логики принятия финансовых решений.
Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег: мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления, и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
Система финансового менеджмента представлена взаимосвязанными элементами: субъектами, объектами, целями, задачами, функциями, принципами и механизмом реализации поставленных задач. Эффективное взаимодействие всех вышеперечисленных компонентов-процессов финансового менеджмента в банковской сфере позволит поднять управление в кредитных организациях на качественно новый уровень. Финансовый менеджмент способствует минимизации воздействия различных рисков, осуществлению достижения намеченных планов.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке – разработка систем и методов планирования и реализации финансовых операций в процессе привлечения и размещения денежных средств.
Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в обороте коммерческого банка. Также, среди немаловажных объектов финансового менеджмента в коммерческом банке, можно выделить:
- финансовая политика с конкретной стратегией и тактикой по отдельным сферам деятельности банка;
- активы и пассивы коммерческого банка;
- собственный капитал;
- кредитный портфель;
- риск-менеджмент;
- банковский маркетинг;
- ликвидность;
- прибыль.
Субъектом управления финансового менеджмента являются подразделения банка (отделы), которые с помощью различных форм управленческого воздействия обеспечивают эффективное управление финансами. К ним относятся: аналитические службы, службы планирования, казначейство, службы контроля.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке – это комплексная система управления финансовыми потоками, которая взаимодействует и зависит от внешней среды, включает в себя процессы разработки и реализации финансовых стратегий, контролирующих движение финансовых потоков, и направленных на достижение максимизации прибыли и развитие банка.
Проще говоря, финансовый менеджмент можно определить как целенаправленную деятельность субъекта управления, т.е. высшего руководства и его финансовых служб, направленную на достижение желаемого финансового состояния управляемого объекта, иначе говоря, управления банком для достижения им намеченных финансовых результатов и их эффективности.
Главной и основной задачей финансового менеджера в коммерческом банке стоит задача определения стратегических целей и миссии банка. Данная задача является основополагающей, а все остальные задачи плавно вытекают из основной.
Конкуренция считается отправным моментом в разработке стратегии банка. Для разработки своей стратегии, банк должен создать свою систему мониторинга и проанализировать конкурентную среду, тем самым повысить способность адаптации к переменам, и быть готовым к любым изменениям на внешнем рынке и вовремя на них реагировать, чтобы оставаться стабильным и конкурентоспособным, при этом не терять привлекательность и быть интересным для клиента.
В банковской деятельности существует множество стратегий. Как правило, банк выбирает несколько стратегий одновременно, расставляя по ним приоритеты. Можно выделить ряд основных банковских стратегий:
- финансовая стратегия – направлена на повышение рыночной стоимости банка, акций, текущих доходов, показателей ликвидности и рентабельности, а также на выбор приоритетов для расширения доли рынка;
- корпоративная стратегия – общий план развития, который основывается на управлении прибылью, когда события оцениваются с учетом будущего потока наличности;
- продуктовая стратегия, заключается в выделении приоритетных банковских продуктов и услуг, методов их реализации, способов их улучшения и внедрения;
- стратегия поглощений, направлена на приобретение акций других банков или кредитно-финансовых институтов для укрепления своих позиций на рынке;
- инновационная стратегия, заключается во внедрении новых инновационных технологий и разработку новых видов продуктов, исходя из требований клиентов на определенном этапе;
- маркетинговая стратегия, имеет своей целью правильное внедрение и повышение спроса на определенные банковские продукты;
- информационная стратегия, направлена на расширения доли клиентов, предпочитающих использовать автоматизированные операции, операции он-лайн и системы «банк-клиент»;
- IT-стратегия - ориентирована на создание единой базы для хранения данных со всех сторон деятельности банка.
Деятельность коммерческого банка на территории Российской Федерации жестко регулируется и контролируется государственными органами. Главный регулятор – Центральный банк. Немаловажную роль играет – Министерство финансов.
В круг полномочий регулятора входит издание нормативных актов, законов, инструкций, контроль за их исполнением и применение санкций за нарушения.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
На сегодняшний день устойчивость коммерческих банков на рынке напрямую зависит от эффективного финансового менеджмента, что в свою очередь приводит к стабильному функционированию, что очень актуально, в связи с большим количеством банкротств на рынке банковских услуг.
В последнее время увеличилось число отзыва лицензий, что также может быть связано с неправильным финансовым менеджментом в банковском секторе. С июня 2013 года, когда началась активная работа по выявлению сомнительных банков, лицензии лишились более 100 банков.
Существует довольно много причин, почему происходит закрытие мелких банков, а также тех, которые определенным образом нарушают законодательство или условия работы, выставленные Центральным банком. Можно выделить причины отзыва лицензий, по которым возникла данная ситуация.
1. Стандартная работа Центрального банка. Отзывом лицензий занимается Центробанк, который также специализируется на их выдаче. Соответственно, данная организация должна постоянно контролировать деятельностью любой кредитной организации, выявлять нарушения, следить за работой банков, а также при необходимости отзывать лицензию. Центральный банк России – это регулятор для всех существующих коммерческих организаций, поэтому он имеет право распоряжаться выданными лицензиями по своему усмотрению.
2. Оздоровление банковского сектора – на рынке функционирует огромное количество банков, однако не все они располагают необходимым капиталом, поэтому необходимость в них полностью отсутствует, а их услуги не пользуются должным спросом. В результате Центробанк проводит политику, направленную на оздоровление данного сектора, поскольку ликвидация некоторых кредитных учреждений приведет к хорошим результатам.
3. Отсекание сомнительных организаций. Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что население не доверяет различным банкам, поскольку нередко определенные кредитные организации обманывали их. В результате растет недоверие ко всему банковскому сектору в целом.
В интересах Центрального банка улучшить отношение потенциальных клиентов к банкам, поэтому он проводит политику, которая нацелена на устранение с рынка некомпетентных или недобросовестных банков. В результате – рост доверия увеличит спрос и прибыль крупных и достойных кредитных учреждений.
4. Подготовка к предстоящему кризису в России. Существует мнение о том, что в Российской Федерации в ближайшее время начнется крупный экономический кризис, а чтобы во время тяжелой ситуации не отвлекаться на лишние проблемы, осуществляется устранение с рынка всех ненадежных и сомнительных организаций.
Библиографический список
- Банковская система в современной экономике: учебное пособие / Под ред. О.И.Лаврушина.- М.:КНОРУС, 2012.
- Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. — М.: Перспектива, 2010.
- Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. — М., 2012.
- http://www.ra-national.ru