РЕВИЗИЯ КАК ФОРМА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Шаламова Оксана Васильевна1, Черных Андрей Андреевич1
1Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В статье раскрыты основные формы и методы контроля финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях, освещены основные изменения в законодательстве, касаемо проведения ревизионных проверок.

Ключевые слова: ревизия, финансово-хозяйственный контроль


THE AUDIT AS A FORM OF FINANCIAL AND ECONOMIC CONTROL

Shalamova Oksana Vasilyevna1, Chernyh Andrey Andreevich1
1South Ural State University

Abstract
The article deals with the basic forms and methods of control of financial and economic activity of enterprises, highlight the major changes in the law with regards to conduct audits.

Библиографическая ссылка на статью:
Шаламова О.В., Черных А.А. Ревизия как форма финансово-хозяйственного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6481 (дата обращения: 12.03.2024).

Для того чтобы активам предприятий была обеспечена необходимая сохранность, а материальные, трудовые и финансовые ресурсы использовались качественно, необходим соответствующий контроль. Поэтому грамотная постановка контроля является необходимым условием перехода субъектов предпринимательской деятельности в рыночные взаимоотношения. Достижением данной цели служит разработка новых форм и методов контроля, из которых наиболее действенными по праву являются ревизия и аудит.

В экономической структуре общества контроль является наиболее распространенным и взаимосвязанным с иными явлениями. Из-за этого, в процессах управления производством не всегда можно обнаружить его важную роль. Чтобы понять, почему так важен контроль, существует необходимость  в качественном, самостоятельном анализе данной сферы практики управления.

Контроль неразрывно связан с процессом управления и является одной из основных его частей. Ранее принятые решения и планы корректируются на основе его данных. Контроль, производимый с высоким уровнем эффективности, прежде всего, направлен на определенную стратегию, нацеленную на результат. Он должен быть в достаточной мере прост и своевременен. Из вышесказанного следует, что контролем является система проверки и наблюдения за процессом функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

В свою очередь, ревизия является одной из более действенных видов последующего контроля, в ходе которого проходит проверка хозяйственных процессов и финансовых операций, отраженных в первичной документации и записях бухгалтерского учёта в учреждениях, связанных с предпринимательской деятельностью. Контролирующими органами ведется проверка контроля исполнения законодательства в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного их отражения в бухгалтерском учете.

Ревизия занимается исследованием финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений исходя из документально закрепленного плана проведения проверок. Одна из основных ее задач – это проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. При ее решении проводится сверка результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета.[1]

При проверке финансовых операций, хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни учреждения, ревизорами устанавливается соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Одним из объектов изучения также является управленческая деятельность проверяемого учреждения. Ревизией проводится проверка организации работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля над исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля над работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. [2]

Ревизия осуществляет контроль над:

- соблюдением государственной дисциплины;

- экономным использованием государственных средств;

- сохранностью материальных и финансовых ресурсов;

- правильностью постановки бухгалтерского учета;

- пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок.

Субъектами государственного финансового контроля (ревизии) являются:

- государственные органы и структуры;

- промышленные и коммерческие организации с государственным участием;

- предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

- общественные неправительственные организации и учреждения;

- предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществлении деятельности, регулируемой государством.

Ревизия позволяет изучить все аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации или учреждения. Она всегда имеет особый правовой статус, который определяет границы ее распространения, сроки, права и обязанности лиц, проводящих проверку, и чиновников, деятельность которых проверяется. [3]

Отличия ревизии от аудита представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отличия ревизии от аудита

Признаки

Ревизия

Аудит

1 Цель Выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц Предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации
2 Задачи 1. Обнаружить незаконные и нецелесообразные операции.

2. Принять меры относительно возмещения нанесенного вред и привлечения к ответственности виновных лиц.

3. Профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.

1. Подтверждение заключением проверенной информации.

2. Функциональные:

- корректирования;

- оперативного контроля;

- стратегическая

3 По характеру отношений Исполнительная деятельность Предпринимательская деятельность
4 По объектам Ревизия выявляет все, что нарушает действующие законодательство, ее выводы максимально точные Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации, снижению платежеспособности, ухудшению финансового состояния предприятия. Данные аудита не точные, а приблизительные
5 По затратам Оплату проводит вышестоящая или государственная организация; первая осуществляет затраты за счет отчислений на ее удержание, вторая – за счет бюджета Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и в себестоимость продукции
6 По правовому регулированию Отношения между ревизором и клиентом осуществляются по вертикальным связям на основании инструкций и приказов вышестоящей организации или государственных органов. Клиент не выбирает ревизора, его назначают Отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом регулируются гражданским правом: на основании хозяйственного договора клиент самостоятельно выбирает аудитора. Отношения имеют горизонтальную связь, которой характерны добровольность, равноправие и подотчетность аудитора клиенту
7 По практическим задачам Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, осуществление помощи и предоставление консультационных услуг
8 По ответственности Ревизор несет ответственность перед органом, который назначил ревизию согласно норм трудового права Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и третьими лицами согласно нормам гражданского права и перед АПУ – согласно закону РФ «Об аудиторской деятельности»
9 По результатам Ревизор составляет акт ревизии, где указывает все выявленные недостатки, делает заключение относительно установленных нарушений, вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба, передает информацию вышестоящему органу, а при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным является освещение информации, доведение ее всему трудовому коллективу, а с помощью средств массовой информации – всему населению. Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудированной информации, подтверждает ее достоверность, предоставляет рекомендации для клиента, сохраняет в тайне полученную информацию. Сохранение профессиональной тайны является первой заповедью аудитора

С 1 августа 2011 года вступил в силу Закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данный документ введены некоторые новые правила ведения государственного и муниципального контроля.

Основы осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В содержание этого документа входят нормы, которые касаются видов, предмета, сроков, методов проведения проверок.

Федеральный закон № 242-ФЗ создал новую редакцию Федерального закона № 294-ФЗ. Из области его применения полностью устранены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль над выполнением клиринговой деятельности, контроль над исполнением законодательства о государственных закупках (ст. 1).

Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В п. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Новой статьей 13.1 введен ранее не существовавший институт – режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на объектах атомной энергии, опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. д.[4]

В то же время большая часть общих правил проведения государственного и муниципального контроля остается на сегодняшний день неизменной.


Библиографический список
  1. Шаламова О.В., Степанец Н.А. Система внутреннего контроля и управления на предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4885
  2. Мещеряков С.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие. Санкт-Петербург изд-во Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 2008. 77 с.
  3. Волков А.Г., Чернышева А.Н. Контроль и ревизия: Учебное пособие. Москва: изд-во Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2011, 223 с.
  4. Грязнова А.Г. Финансовое регулирование социально-экономических процессов http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/06.htm


Все статьи автора «Оксана»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: