Для того чтобы активам предприятий была обеспечена необходимая сохранность, а материальные, трудовые и финансовые ресурсы использовались качественно, необходим соответствующий контроль. Поэтому грамотная постановка контроля является необходимым условием перехода субъектов предпринимательской деятельности в рыночные взаимоотношения. Достижением данной цели служит разработка новых форм и методов контроля, из которых наиболее действенными по праву являются ревизия и аудит.
В экономической структуре общества контроль является наиболее распространенным и взаимосвязанным с иными явлениями. Из-за этого, в процессах управления производством не всегда можно обнаружить его важную роль. Чтобы понять, почему так важен контроль, существует необходимость в качественном, самостоятельном анализе данной сферы практики управления.
Контроль неразрывно связан с процессом управления и является одной из основных его частей. Ранее принятые решения и планы корректируются на основе его данных. Контроль, производимый с высоким уровнем эффективности, прежде всего, направлен на определенную стратегию, нацеленную на результат. Он должен быть в достаточной мере прост и своевременен. Из вышесказанного следует, что контролем является система проверки и наблюдения за процессом функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.
В свою очередь, ревизия является одной из более действенных видов последующего контроля, в ходе которого проходит проверка хозяйственных процессов и финансовых операций, отраженных в первичной документации и записях бухгалтерского учёта в учреждениях, связанных с предпринимательской деятельностью. Контролирующими органами ведется проверка контроля исполнения законодательства в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного их отражения в бухгалтерском учете.
Ревизия занимается исследованием финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений исходя из документально закрепленного плана проведения проверок. Одна из основных ее задач – это проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. При ее решении проводится сверка результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета.[1]
При проверке финансовых операций, хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни учреждения, ревизорами устанавливается соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.
Одним из объектов изучения также является управленческая деятельность проверяемого учреждения. Ревизией проводится проверка организации работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля над исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля над работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. [2]
Ревизия осуществляет контроль над:
- соблюдением государственной дисциплины;
- экономным использованием государственных средств;
- сохранностью материальных и финансовых ресурсов;
- правильностью постановки бухгалтерского учета;
- пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок.
Субъектами государственного финансового контроля (ревизии) являются:
- государственные органы и структуры;
- промышленные и коммерческие организации с государственным участием;
- предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
- общественные неправительственные организации и учреждения;
- предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществлении деятельности, регулируемой государством.
Ревизия позволяет изучить все аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации или учреждения. Она всегда имеет особый правовой статус, который определяет границы ее распространения, сроки, права и обязанности лиц, проводящих проверку, и чиновников, деятельность которых проверяется. [3]
Отличия ревизии от аудита представлены в таблице 1.
Таблица 1. Отличия ревизии от аудита
№ |
Признаки |
Ревизия |
Аудит |
1 | Цель | Выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц | Предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации |
2 | Задачи | 1. Обнаружить незаконные и нецелесообразные операции.
2. Принять меры относительно возмещения нанесенного вред и привлечения к ответственности виновных лиц. 3. Профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций. |
1. Подтверждение заключением проверенной информации.
2. Функциональные: - корректирования; - оперативного контроля; - стратегическая |
3 | По характеру отношений | Исполнительная деятельность | Предпринимательская деятельность |
4 | По объектам | Ревизия выявляет все, что нарушает действующие законодательство, ее выводы максимально точные | Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации, снижению платежеспособности, ухудшению финансового состояния предприятия. Данные аудита не точные, а приблизительные |
5 | По затратам | Оплату проводит вышестоящая или государственная организация; первая осуществляет затраты за счет отчислений на ее удержание, вторая – за счет бюджета | Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и в себестоимость продукции |
6 | По правовому регулированию | Отношения между ревизором и клиентом осуществляются по вертикальным связям на основании инструкций и приказов вышестоящей организации или государственных органов. Клиент не выбирает ревизора, его назначают | Отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом регулируются гражданским правом: на основании хозяйственного договора клиент самостоятельно выбирает аудитора. Отношения имеют горизонтальную связь, которой характерны добровольность, равноправие и подотчетность аудитора клиенту |
7 | По практическим задачам | Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений | Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, осуществление помощи и предоставление консультационных услуг |
8 | По ответственности | Ревизор несет ответственность перед органом, который назначил ревизию согласно норм трудового права | Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и третьими лицами согласно нормам гражданского права и перед АПУ – согласно закону РФ «Об аудиторской деятельности» |
9 | По результатам | Ревизор составляет акт ревизии, где указывает все выявленные недостатки, делает заключение относительно установленных нарушений, вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба, передает информацию вышестоящему органу, а при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным является освещение информации, доведение ее всему трудовому коллективу, а с помощью средств массовой информации – всему населению. | Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудированной информации, подтверждает ее достоверность, предоставляет рекомендации для клиента, сохраняет в тайне полученную информацию. Сохранение профессиональной тайны является первой заповедью аудитора |
С 1 августа 2011 года вступил в силу Закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данный документ введены некоторые новые правила ведения государственного и муниципального контроля.
Основы осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В содержание этого документа входят нормы, которые касаются видов, предмета, сроков, методов проведения проверок.
Федеральный закон № 242-ФЗ создал новую редакцию Федерального закона № 294-ФЗ. Из области его применения полностью устранены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль над выполнением клиринговой деятельности, контроль над исполнением законодательства о государственных закупках (ст. 1).
Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
В п. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Новой статьей 13.1 введен ранее не существовавший институт – режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на объектах атомной энергии, опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. д.[4]
В то же время большая часть общих правил проведения государственного и муниципального контроля остается на сегодняшний день неизменной.
Библиографический список
- Шаламова О.В., Степанец Н.А. Система внутреннего контроля и управления на предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4885
- Мещеряков С.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие. Санкт-Петербург изд-во Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 2008. 77 с.
- Волков А.Г., Чернышева А.Н. Контроль и ревизия: Учебное пособие. Москва: изд-во Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2011, 223 с.
- Грязнова А.Г. Финансовое регулирование социально-экономических процессов http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/06.htm