УДК 338

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Шаламова Оксана Васильевна1, Степанец Никита Алексеевич1
1Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В статье раскрыты структура системы внутреннего контроля (СВК) и возможные формы организации внутреннего контроля на предприятии, освещены основные достоинства и недостатки СВК и косорсинга, аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, косорсинг, СВК, система внутреннего контроля


ENTERPRISE MANAGEMENT AND INTERNAL CONTROL SYSTEM

Shalamova Oksana Vasilyevna1, Stepanec Nikita Alekseyevich1
1South Ural State University

Abstract
The paper discloses the structure of system of the internal control (SIC), as well as the possible forms of the organization of the interna control in enterprises. The authors describe the merits and demerits of SIC and co-sourcing, outsourcing.

Keywords: co-sourcing, outsourcing, system of the internal control


Библиографическая ссылка на статью:
Шаламова О.В., Степанец Н.А. Система внутреннего контроля и управления на предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4885 (дата обращения: 28.09.2017).

Бесперебойная высокоэффективная работа предприятия торговли в современных условиях может проводиться эффективно только при принятии ее руководителями и специалистами обоснованных и своевременных управленческих решений, основывающихся на материалах, подготавливаемых плановыми, учетными и нормативными системами организации. Бесперебойная работа и прозрачность этих систем обеспечивается путем создания систем внутреннего контроля.

До 2013 г. создание системы внутреннего контроля было правом предприятий (кроме кредитных организаций, для них внутренний контроль- обязанность).

С 1 января 2013 г. в силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) все субъекты экономики обязаны осуществлять внутренний контроль всех фактов своей хозяйственной жизни. А те субъекты, которые обязаны проводить аудит, – также должны осуществлять еще внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (кроме случаев, когда обязанность ведения бухгалтерского учета руководитель принял на себя). Руководитель субъекта малого или среднего предпринимательства вправе принять решение о ведении бухгалтерского учета им самим, и, в такой организации нужно вести только внутренний контроль осуществляемых фактов хозяйственной жизни.

По существу внутренний контроль – это одна из самых важных составляющих системы управления. Так, согласно п. 3 проекта рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля осуществляемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности под ним следует понимать процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что субъект экономики обеспечивает:

- результативность и эффективность своей деятельности, в том числе достижение операционных и финансовых показателей, сохранность активов;

- своевременность и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- выполнение требований законодательства, в том числе при осуществлении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.[1]

Система внутреннего контроля признается эффективной, если руководители осуществляют организацию и планирование деятельности таким способом, при котором задачи и цели организации будут достигаться экономично и рационально. Разработка системы организации начинается с постановки задачи целей. Потом следует увязывание или объединение компонентов, концепций, видов деятельности и людей так, чтобы они взаимодействовали для достижения предполагаемых целей и задач.

Систему внутреннего контроля организации можно обозначить как систему финансового и иного контроля, организованную руководителем в целях эффективной и упорядоченной работы организации, обеспечения выполнения политики руководства, охраны активов, а также обеспечения полноты и точности документов. [2]

Главными целями внутреннего контроля являются:

- достоверность, надежность и полнота информации;

- соответствие законодательству, политике, процедурам  и планам;

- сохранность активов;

- эффективность использования ресурсов;

- достижение задач и целей организации.

Система внутреннего контроля многих предприятий состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, отдельных средств контроля.

Система бухгалтерского учета считается эффективной, если при записи хозяйственных операций выполняются следующие требования:

- операции в учете отражают правильно временной период их осуществления;

- операции в учете указаны в правильных суммах;

- операции верно и в соответствии с действующими ПБУ и учетной политикой предприятия отражены на счетах бухгалтерского учета;

- ограничена возможность возникновения злоупотреблений.

Контрольная среда – это позиция, осведомлённость и практические действия руководителя организации, в целях установления и поддержания системы внутреннего контроля. Контрольная среда охватывает:

- основные принципы и стиль управления организации;

- организационную структуру организации;

- распределение  полномочий и ответственности;

- проводимую кадровую политику;

- алгоритм составления бухгалтерской отчетности для внешних целей;

- алгоритм  подготовки отчетности для внутренних пользователей и проведения внутреннего управленческого учета;

- соответствие хозяйственной деятельности субъекта экономики нормам законодательства.

Рассмотрим основные области контрольной среды более подробно. Ответственность за  внедрение и разработку системы внутреннего контроля несет руководитель организации. От него зависит, будет ли СВК отвечать специфике и размерам деятельности предприятия, функционировать эффективно  и регулярно.

Организационная структура субъекта экономики – эффективная организационная структура, которая предусматривает оправданное разделение полномочий и ответственности работников, затрудняющая попытки отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивающая разделение несовместимых функций. Функции работника несовместимы, если их наличие у одного работника может способствовать совершению случайных или намеренных нарушений и ошибок и затруднять обнаружение таких нарушений и ошибок.

СВК включает следующие элементы:

- грамотный персонал с четко прописанными обязанностями и правами;

- разделение этих обязанностей;

- совершение нужных формальных процедур при выполнении хозяйственных операций;

- физический контроль над документацией и активами;

- своевременное формирование  первичной документации;

- внутренний  аудит.

Компетентный, заслуживающий доверия персонал с четко определенными правами и обязанностями – самый важный элемент внутреннего контроля. Если персонал не будет отвечать самым высоким требованиям, вся система будет неэффективной, даже при том, что остальные составляющие системы будут правильно организованы. [3]

Разделение обязанностей необходимо для предупреждения хищений и злоупотреблений  и для обнаружения случайных ошибок. Если один и тот же сотрудник выполняет хозяйственную операцию, потом  сам в учете отражает ее или выполняет все учетные функции, от составления первичных документов и до составления баланса, увеличивается вероятность того, что ошибка будет не замечена.

Выполнение всех нужных формальных процедур при совершении хозяйственных операций работниками организации должно неукоснительно исполняться. Данный объект внутреннего контроля непосредственно связан с четким определением обязанностей и прав отдельного сотрудника. Каждый работник должен, во-первых, знать, какие формальные процедуры ему необходимо совершить при исполнении своих должностных обязанностей, и, во-вторых, правильно их выполнять. Для этого для каждого работника в организации разработаны должностные инструкции, где четко прописаны ответственность и обязанности сотрудника.

Физический контроль над активами включает:

- охрану имущества организации;

- плановые инвентаризации имущества организации согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и учетной политикой предприятия;

- инвентаризацию имущества в предусмотренных Методическими указаниями случаях. [4]

Физический контроль за документацией выполняется:

- ведением графика документооборота предприятия;

- последовательной нумерацией первичных документов каждого вида за отчетный период (это необходимо для обеспечения поиска документов и выявления отсутствующих документов);

- гашением оправдательных и первичных документов в предусмотренных случаях (это нужно для исключения повторного их использования);

- сшиванием документов в папки по отчетным периодам;

- организацией архива;

- помещением в архив папок документов по истечении сроков оперативного хранения документов в бухгалтерии организации, согласно графика документооборота предприятия.

Первичные документы на предприятии должны:

- оформляться при совершении хозяйственных операций или непосредственно после из окончания, так как при значительном отрезке времени между совершением операции и ее учетом увеличивается вероятность ошибок записей в первичном документе. В этом случае, операция вообще может остаться не отраженной в учете;

- включать обязательные реквизиты в соответствии с законом №402-ФЗ;

- составляться по типовым унифицированным формам, если такие установлены;

- соответствовать формам документов, указанным в учетной политике.

Контроль за своевременным оприходованием материально-производственных запасов может осуществляться путем предоставления руководителю каждую пятницу оборотно-сальдовой ведомости по счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» с подписями ответственных лиц, чем осуществляется контроль за фактическим оприходованием товара на дату отчета спустя некоторое время.

Можно выделить три главных способа построения функции внутреннего контроля:

- создание своей службы внутреннего контроля, если предприятие обладает для этого необходимыми ресурсами;

- аутсорсинг – функция внутреннего контроля целиком передается внешнему консультанту (специализированной компании);

- косорсинг – служба внутреннего контроля создается в рамках предприятия; к выполнению задач также привлекаются эксперты внешнего консультанта (специализированной компании), имеющие соответствующий опыт и знания.

Такие подходы могут применяться в хозяйствующих субъектах в разных комбинациях. При выборе из возможных вариантов следует оценить преимущества и недостатки каждого из них (табл. 1).[5]

Таблица 1 – Сравнение достоинств и недостатков СВК, косорсинга и аутсорсинга

Достоинства

Недостатки

Служба внутреннего контроля

Работники отлично знают внутреннюю

культуру и особенности работы хозяйствующего субъекта

Опыт и навыки внутренних аудиторов останутся в хозяйствующем субъекте

Более высок размер затрат на

создание службы

Косорсинг, аутсорсинг

Доступ к независимым и профессиональным аудиторским кадрам

Возможность применять услуги экспертов в разных областях

Применение новых, современных методик и технологий проведения внутреннего аудита

Сторонней организации или человеку трудно “почувствовать” проверяемое предприятие изнутри

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что целью организации должно быть не создание системы контроля, которая бы полностью исключала ошибки, отклонения и неэффективность работы, а системы, которая помогла бы их своевременно обнаруживать  и устранять, увеличивая эффективность работы. Необходимо отметить, что создание органа внутреннего контроля – достаточно затратное мероприятие, а эффективность его работы не всегда можно определить в денежном выражении.


Библиографический список
  1. Тойц М. «Внутренний контроль: рекомендации минфина» “Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2013, N 38/[Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» 2014 г.
  2. Нестерова О.В. Оценка системы внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки // О.В. Нестерова // Аудиторские ведомости. 2009. / [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» 2014 г.
  3. Овчинникова М.С., Иванов А.Е.  Экономика организации: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 70 с.
  4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: [ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49] – [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2014.
  5. Лушпина Е.В., Иванов А.Е.  Определение целесообразности перехода организации к аутсорсингу учетных функций  //  Экономика, управление и инвестиции: электронный научный журнал.  2013. №2(2). URL: http://euii-journal.ru/3-18


Все статьи автора «Оксана»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: