Бесперебойная высокоэффективная работа предприятия торговли в современных условиях может проводиться эффективно только при принятии ее руководителями и специалистами обоснованных и своевременных управленческих решений, основывающихся на материалах, подготавливаемых плановыми, учетными и нормативными системами организации. Бесперебойная работа и прозрачность этих систем обеспечивается путем создания систем внутреннего контроля.
До 2013 г. создание системы внутреннего контроля было правом предприятий (кроме кредитных организаций, для них внутренний контроль- обязанность).
С 1 января 2013 г. в силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) все субъекты экономики обязаны осуществлять внутренний контроль всех фактов своей хозяйственной жизни. А те субъекты, которые обязаны проводить аудит, – также должны осуществлять еще внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (кроме случаев, когда обязанность ведения бухгалтерского учета руководитель принял на себя). Руководитель субъекта малого или среднего предпринимательства вправе принять решение о ведении бухгалтерского учета им самим, и, в такой организации нужно вести только внутренний контроль осуществляемых фактов хозяйственной жизни.
По существу внутренний контроль – это одна из самых важных составляющих системы управления. Так, согласно п. 3 проекта рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля осуществляемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности под ним следует понимать процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что субъект экономики обеспечивает:
- результативность и эффективность своей деятельности, в том числе достижение операционных и финансовых показателей, сохранность активов;
- своевременность и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- выполнение требований законодательства, в том числе при осуществлении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.[1]
Система внутреннего контроля признается эффективной, если руководители осуществляют организацию и планирование деятельности таким способом, при котором задачи и цели организации будут достигаться экономично и рационально. Разработка системы организации начинается с постановки задачи целей. Потом следует увязывание или объединение компонентов, концепций, видов деятельности и людей так, чтобы они взаимодействовали для достижения предполагаемых целей и задач.
Систему внутреннего контроля организации можно обозначить как систему финансового и иного контроля, организованную руководителем в целях эффективной и упорядоченной работы организации, обеспечения выполнения политики руководства, охраны активов, а также обеспечения полноты и точности документов. [2]
Главными целями внутреннего контроля являются:
- достоверность, надежность и полнота информации;
- соответствие законодательству, политике, процедурам и планам;
- сохранность активов;
- эффективность использования ресурсов;
- достижение задач и целей организации.
Система внутреннего контроля многих предприятий состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, отдельных средств контроля.
Система бухгалтерского учета считается эффективной, если при записи хозяйственных операций выполняются следующие требования:
- операции в учете отражают правильно временной период их осуществления;
- операции в учете указаны в правильных суммах;
- операции верно и в соответствии с действующими ПБУ и учетной политикой предприятия отражены на счетах бухгалтерского учета;
- ограничена возможность возникновения злоупотреблений.
Контрольная среда – это позиция, осведомлённость и практические действия руководителя организации, в целях установления и поддержания системы внутреннего контроля. Контрольная среда охватывает:
- основные принципы и стиль управления организации;
- организационную структуру организации;
- распределение полномочий и ответственности;
- проводимую кадровую политику;
- алгоритм составления бухгалтерской отчетности для внешних целей;
- алгоритм подготовки отчетности для внутренних пользователей и проведения внутреннего управленческого учета;
- соответствие хозяйственной деятельности субъекта экономики нормам законодательства.
Рассмотрим основные области контрольной среды более подробно. Ответственность за внедрение и разработку системы внутреннего контроля несет руководитель организации. От него зависит, будет ли СВК отвечать специфике и размерам деятельности предприятия, функционировать эффективно и регулярно.
Организационная структура субъекта экономики – эффективная организационная структура, которая предусматривает оправданное разделение полномочий и ответственности работников, затрудняющая попытки отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивающая разделение несовместимых функций. Функции работника несовместимы, если их наличие у одного работника может способствовать совершению случайных или намеренных нарушений и ошибок и затруднять обнаружение таких нарушений и ошибок.
СВК включает следующие элементы:
- грамотный персонал с четко прописанными обязанностями и правами;
- разделение этих обязанностей;
- совершение нужных формальных процедур при выполнении хозяйственных операций;
- физический контроль над документацией и активами;
- своевременное формирование первичной документации;
- внутренний аудит.
Компетентный, заслуживающий доверия персонал с четко определенными правами и обязанностями – самый важный элемент внутреннего контроля. Если персонал не будет отвечать самым высоким требованиям, вся система будет неэффективной, даже при том, что остальные составляющие системы будут правильно организованы. [3]
Разделение обязанностей необходимо для предупреждения хищений и злоупотреблений и для обнаружения случайных ошибок. Если один и тот же сотрудник выполняет хозяйственную операцию, потом сам в учете отражает ее или выполняет все учетные функции, от составления первичных документов и до составления баланса, увеличивается вероятность того, что ошибка будет не замечена.
Выполнение всех нужных формальных процедур при совершении хозяйственных операций работниками организации должно неукоснительно исполняться. Данный объект внутреннего контроля непосредственно связан с четким определением обязанностей и прав отдельного сотрудника. Каждый работник должен, во-первых, знать, какие формальные процедуры ему необходимо совершить при исполнении своих должностных обязанностей, и, во-вторых, правильно их выполнять. Для этого для каждого работника в организации разработаны должностные инструкции, где четко прописаны ответственность и обязанности сотрудника.
Физический контроль над активами включает:
- охрану имущества организации;
- плановые инвентаризации имущества организации согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и учетной политикой предприятия;
- инвентаризацию имущества в предусмотренных Методическими указаниями случаях. [4]
Физический контроль за документацией выполняется:
- ведением графика документооборота предприятия;
- последовательной нумерацией первичных документов каждого вида за отчетный период (это необходимо для обеспечения поиска документов и выявления отсутствующих документов);
- гашением оправдательных и первичных документов в предусмотренных случаях (это нужно для исключения повторного их использования);
- сшиванием документов в папки по отчетным периодам;
- организацией архива;
- помещением в архив папок документов по истечении сроков оперативного хранения документов в бухгалтерии организации, согласно графика документооборота предприятия.
Первичные документы на предприятии должны:
- оформляться при совершении хозяйственных операций или непосредственно после из окончания, так как при значительном отрезке времени между совершением операции и ее учетом увеличивается вероятность ошибок записей в первичном документе. В этом случае, операция вообще может остаться не отраженной в учете;
- включать обязательные реквизиты в соответствии с законом №402-ФЗ;
- составляться по типовым унифицированным формам, если такие установлены;
- соответствовать формам документов, указанным в учетной политике.
Контроль за своевременным оприходованием материально-производственных запасов может осуществляться путем предоставления руководителю каждую пятницу оборотно-сальдовой ведомости по счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» с подписями ответственных лиц, чем осуществляется контроль за фактическим оприходованием товара на дату отчета спустя некоторое время.
Можно выделить три главных способа построения функции внутреннего контроля:
- создание своей службы внутреннего контроля, если предприятие обладает для этого необходимыми ресурсами;
- аутсорсинг – функция внутреннего контроля целиком передается внешнему консультанту (специализированной компании);
- косорсинг – служба внутреннего контроля создается в рамках предприятия; к выполнению задач также привлекаются эксперты внешнего консультанта (специализированной компании), имеющие соответствующий опыт и знания.
Такие подходы могут применяться в хозяйствующих субъектах в разных комбинациях. При выборе из возможных вариантов следует оценить преимущества и недостатки каждого из них (табл. 1).[5]
Таблица 1 – Сравнение достоинств и недостатков СВК, косорсинга и аутсорсинга
Достоинства |
Недостатки |
Служба внутреннего контроля |
|
Работники отлично знают внутреннюю
культуру и особенности работы хозяйствующего субъекта Опыт и навыки внутренних аудиторов останутся в хозяйствующем субъекте |
Более высок размер затрат на
создание службы |
Косорсинг, аутсорсинг |
|
Доступ к независимым и профессиональным аудиторским кадрам
Возможность применять услуги экспертов в разных областях Применение новых, современных методик и технологий проведения внутреннего аудита |
Сторонней организации или человеку трудно “почувствовать” проверяемое предприятие изнутри |
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что целью организации должно быть не создание системы контроля, которая бы полностью исключала ошибки, отклонения и неэффективность работы, а системы, которая помогла бы их своевременно обнаруживать и устранять, увеличивая эффективность работы. Необходимо отметить, что создание органа внутреннего контроля – достаточно затратное мероприятие, а эффективность его работы не всегда можно определить в денежном выражении.
Библиографический список
- Тойц М. «Внутренний контроль: рекомендации минфина» “Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2013, N 38/[Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» 2014 г.
- Нестерова О.В. Оценка системы внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки // О.В. Нестерова // Аудиторские ведомости. 2009. / [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» 2014 г.
- Овчинникова М.С., Иванов А.Е. Экономика организации: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 70 с.
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: [ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49] – [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, 2014.
- Лушпина Е.В., Иванов А.Е. Определение целесообразности перехода организации к аутсорсингу учетных функций // Экономика, управление и инвестиции: электронный научный журнал. 2013. №2(2). URL: http://euii-journal.ru/3-18