УДК 334.7

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМ КООПЕРАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ВУЗА

Федорова Алина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем региональной экономики Российской академии наук (ИПРЭ РАН)
главный специалист

Аннотация
В статье описывается инновационный проект по созданию информационной системы, реализующей разработки в области кооперации вузов и инновационных предприятий. Основным блоком предлагаемой системы является экспертно-информационный модуль подбора организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий. Система включает также информационно-справочные базы данных по вузам, инновационным предприятиям и соответствующей документации и экспертные модули подбора партнера по кооперации и оценки рисков.

Ключевые слова: база данных, вузы, инновационные предприятия, информационная система, кооперация, экспертная система


INFORMATION SYSTEM FOR SUPPORT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FORMS OF COOPERATION BETWEEN INNOVATIVE ENTERPRISE AND UNIVERSITIES

Fedorova Alina Vladimirovna
Institute for Regional Economics Problems of the Russian Academy of Sciences
chief expert

Abstract
This article describes an innovative project to create an information system that implements developments in the field of cooperation between universities and innovative enterprise. The main block of the proposed system is expert information module selection of organizational and economic forms of cooperation between universities and innovative enterprise. The system also includes a reference information database for institutions, innovative enterprise and related documentation and expert modules the selection of cooperation partners and risk assessment.

Библиографическая ссылка на статью:
Федорова А.В. Информационная система поддержки организационно-экономических форм кооперации инновационного предприятия и вуза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6180 (дата обращения: 23.09.2018).

Россия вступила на инновационный путь развития экономики. Инновационный бизнес, использующий достижения науки, является движущей силой, которая должна продвигать Россию по пути инновационного развития. Основой инновационного бизнеса являются инновационные предприятия. В условиях инновационной экономики необходимы изменения в сфере образования, формах сотрудничества вузов и предприятий, и возникает необходимость разработки современных моделей сотрудничества с учетом новых аспектов деятельности.

Тема кооперации вузов и предприятий являлась актуальной и ранее. Но если в конце XX – начале XXI веков разрабатывались, в основном, концепции и модели взаимодействия вузов и предприятий в области подготовки кадров, то на современном этапе развития общества актуальным является вопрос об интеграции вузов и предприятий в контексте формировании и развития национальной инновационной системы (НИС). Развиваются формы взаимодействия между вузами и предприятиями. Это развитие инновационной деятельности вузов в контексте реформирования системы высшего профессионального образования (ВПО), совершенствование инновационной политики предприятий, развитие государственно-частного партнерства, поддержка стратегических отраслей и военно-промышленного комплекса (ВПК), развитие малого инновационного предпринимательства, поиск путей решения проблем коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий [1].

Кооперация вузов и инновационных предприятий является одним из важнейших направлений в интеграционных процессах науки, образования и производства. На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме В.В. Путин выделил 5 задач в новой стратегии экономического развития России, и две из них – это технологическая революция и масштабное технологическое перевооружение российских предприятий и усиление подготовки инновационных кадров напрямую связана с тематикой рассматриваемых научных исследований и воплощением их в предлагаемой системе [2].

Коллективом авторов ведутся исследования по тематике, связанной с кооперацией вузов и инновационных предприятий, в том числе, и малых инновационных предприятий (МИП) [3], одним из результатов которого явилась разработка организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий. Результаты исследований внедрены в работу нескольких предприятий и вузов Санкт-Петербурга.

Поддержку развития кооперации вузов и предприятий заложило Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» ППРФ-218, принятого в апреле 2010 года [4]. Это постановление является одной из основных мер поддержки государством интеграции вузов и предприятий вообще и кооперации вузов и инновационных предприятий в частности. По этому постановлению предприятия, реализующие высокотехнологичные проекты могут участвовать в конкурсе на получение субсидий, если НИОКР выполняются вузами. В частности, были проанализированы результаты 3 и 4 этапов конкурса на получение субсидий соответственно за 2012 и 2013 годы и выявлены победители конкурса из Санкт-Петербурга. В 2012 году в Санкт-Петербурге субсидии получили 6 предприятий и 6 Санкт-Петербургских вуза участвовали в НИОКР и являлись головными исполнителями проектов, а 2013 – 4 предприятия и 3 вуза [5, 6].

В области взаимодействия вузов и инновационных предприятий широко используются четыре основных понятия: это сотрудничество, интеграция, кооперация и стратегическое партнерство. С момента принятия постановления ППРФ-218 изменилась суть понятия «кооперация» в отношении инновационных предприятий и вузов, и само оно расширилось. В частности, в последнее время под кооперацией стали понимать не только единичные процессы, направленные на развитие единовременных проектов в области научно-технического взаимодействия, но комплекс мероприятий, длительные масштабные проекты с соответствующими теоретических разработками в указанной области, направленный на улучшение инновационной активности партнеров. Причем кооперация происходит на таких уровнях сотрудничества, как научно-исследовательский,  инновационно-технологический, социально-управленческий и репутационно-представительский [7].

Наряду с практическим воплощением, теоретические разработки, связанные с кооперацией вузов и инновационных предприятий ведутся и в других вузах Санкт-Петербурга, в частности, самыми активными вузами в этих проектах, по нашему мнению, являются ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». Но эти разработки, в большинстве своем, являются локальными и опираются на базы данных по предприятиям и вузам, аккумулированные собственно в конкретном вузе. Нет единой базы данных, которая позволили бы вузам при наличии разработок и практических внедрений найти необходимое инновационное предприятие для воплощения своих проектов. Похожим образом обстоят дела и на предприятиях. В большинстве своем, предприятия не имеют информации по вузам, желающим и имеющим возможность кооперации с конкретным предприятием. Особенно это относится к малым и средним инновационным предприятиям, в том числе и к МИП.

Ситуация усугубляется также и рядом противоречий. Помимо глобального  несоответствия структуры подготовки кадров требованиям современной экономики, существуют несоответствия между масштабами материальной поддержки интеграционных процессов между вузами и предприятиями со стороны государства и фактической необходимостью и несоответствию между возможностями кооперации со стороны вузов и готовностью к кооперации со стороны предприятий.

То есть, основное противоречие – это чаще всего противоречие между желанием вузов осуществлять кооперацию и, в большинстве случаев, не желанием к сотрудничеству со стороны предприятий. У вузов потребность кооперации с инновационными предприятиями обусловлена необходимостью развития вузовской инновационной деятельности, поиском путей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий. Также в связи с происходящей реформой высшей школы и текущей демографической ситуацией, уменьшением числа вузов и студентов у преподавателей уменьшается количество учебных часов и увеличивается возможность для занятия научно-исследовательской деятельностью и вовлечения в нее студентов. Для предприятий же кооперация с вузами в большинстве случаев не является обязательной, они не видят своей выгоды и не чувствуют заинтересованности в кооперации.

Часто связи основываются не на реальном положении дел, возможностях предприятий и вузов, а на связях конкретных лиц. Ситуация несколько улучшилась после принятия в 2010 году ППРФ-218. Для наших крупных промышленных предприятий, имеющих заказы, в том числе, гособороны, благодаря этому постановлению появилось следующее: их обязали дружить с вузами. К вузам пришли, наконец, промышленные предприятия, и они увидели, благодаря этому, что и в вузах что-то делается. Раньше они взаимодействовали только в своем вузе – как правило – заведующие кафедрами – директора достаточно крупных инновационных предприятий, они все кандидаты, доктора наук; и осуществлялась кооперация с одним вузом. А так некоторые инновационные предприятия «заставила жизнь» по некоторым заявкам включить и по шесть вузов для получения государственных субсидий.

Тем не менее, и для передовых инновационных предприятий, и для вузов существует проблема «информационного вакуума», когда, даже при желании и возможности к кооперации, конкретные действия замедляются или отменяются в связи с нехваткой оперативной информации по возможностям кооперации.

Поэтому, по нашему мнению, возникла необходимость создания информационной системы, основным функциональным блоком которой является экспертно-информационная подсистема поддержки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий.

Организационно-экономические формы кооперации вузов и инновационных предприятий разработаны на основе технологии целевой интенсивной инновационной подготовки специалистов. В их числе есть модификации моделей, применяющихся на практике и новые организационно-экономические формы кооперации (ОЭФК) вузов и инновационных предприятий, разработаны в результате исследования [7].

В качестве дополнения к классической форме кооперации вузов и инновационных предприятий, применяющейся в данный момент, и основанной на прохождении различных видов практик студентами на предприятии, разработано шесть новых форм:

1. Проектная ОЭФК вузов и инновационных предприятий;

2. Инновационно-циклическая ОЭФК вузов и инновационных предприятий;

3. Инверсно-опережающая ОЭФК вузов и инновационных предприятий;

4. Послевузовская ОЭФК вузов и инновационных предприятий;

5. Командная ОЭФК вузов и инновационных предприятий;

6. Триольная ОЭФК вузов и инновационных предприятий [1].

Инновационность и возможность применения в процессах интеграционного взаимодействия науки, образования и производства является главной объединяющей особенностью всех разработанные организационно-экономические формы кооперации между вузами и инновационными предприятиями.

Основное назначение экспертно-информационной подсистемы поддержки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий – по имеющимся начальным данным (сведения о вузе; его возможности, ресурсы, степень достижения желаемого результата и пр.) подбор подходящей организационно-экономической формы кооперации между конкретным вузом и конкретным предприятием. Определение происходит на основе экспертных знаний о разработанных формах кооперации и алгоритмах применения их к определенному вузу и определенному предприятию.

Особенностью конфигурации предлагаемой системы является ее открытая архитектура, то есть возможность наращивания функциональных блоков и отдельных подсистем. Так, авторами предлагается, помимо основной подсистемы, включить в информационную систему следующие функциональные блоки:

– информационно-справочную базу данных для получения информации о вузах СПб (данные о месторасположении, направленности, организационно-правовой форме, численности ППС и студентов, направлениях, возможностях и состоянии НИР и НИОКР, действующих проектах кооперации, научных резервах, инновационном потенциале и пр.);

– информационно-справочную базу данных для получения информации об инновационных предприятиях СПб, включая МИП (направление деятельности, расположение, масштабы, организационно-правовая форма, руководство, техническая база, ресурсы, инновационная активность, действующие проекты кооперации с вузами и пр.);

– систему подбора партнера по кооперации конкретному предприятию или конкретному вузу. Эта система, основываясь на данных из описанных баз данных и предпочтений конкретного предприятия или вуза, подбирает партнера по кооперации. Причем, система может работать в двух режимах: в «ручном» (информационно-справочном) и в «автоматическом» (экспертном), где для подбора партнера используются алгоритмы, основанные на экспертных знаниях;

– подсистему оценки рисков интеграционного взаимодействия конкретного вуза и конкретного предприятия;

– подсистему «Ликбез», содержащую данные об основных нормативных актах, правительственных законах и постановлениях, «бонусах», преимуществах и условиях получения материальной поддержки со стороны государства для вузов и инновационных предприятий, осуществляющих кооперацию.

Санкт-Петербург является инновационным регионом, в котором сосредоточенно очень большое количество вузов с высоким научно-исследовательским потенциалом, в том числе, в области разработки информационно-телекоммуникационных систем. По мнению авторов, основной проблемой здесь является расположение проекта на стыке нескольких наук, в частности, экономики и информатики. И, как правило, основной проблемой в проектировании подобных систем является не проблема ее технической разработки, а задачи предметной области и выявления конкретного содержимого соответствующих баз данных и разработки алгоритмов работы системы, использующих новейшие теоретические разработки и экспертные знания в области инновационной экономики. А поскольку основные теоретические основы разработки уже существуют, и исполнители проекта являются специалистами и в области информационных технологий, степень реализуемости научно-инновационной идеи в существующих технических, технологических, производственных условиях, по нашей оценке, является очень хорошей.

Научно-техническая новизна проекта заключается в том что, во-первых, на практике реализуется научная идея разработки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий. Во-вторых, создается наиболее полная электронная экспертная база данных по кооперации вузов и инновационных предприятий, и, в-третьих, система позволяет не только получать справочную информацию и экспертные заключения, но и в интерактивном режиме заполнять все необходимые документы и формы. Таким образом, научно-техническая новизна проявляется не только в выборе инновационной предметной области, но и в выборе прогрессивного метода реализации проекта. Небольшое количество существующих аналогов представляют собой отдельные информационные локальные модули, не соединенные в глобальную систему, доступную для всеобщего использования.

Ожидаемый экономический эффект при реализации инновационного проекта заключается в результатах практической реализации авторских положений по формированию стратегии развития кооперации вузов и инновационных предприятий, ориентированных на усиление инновационного потенциала партнеров, выполнение новых функций, связанных с удовлетворением потребностей инновационной экономики. Социальный эффект заключается в увеличении количества рабочих мест за счет специалистов, участвующих в разработке и обслуживании системы, переориентации деятельности ППС вузов и побуждении молодежи к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а также в популяризации идеи кооперации вузов и инновационных предприятий, являющейся одним из базовых направлений интеграционных процессов науки, образования и производства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 24 с.
  2. Тезисы выступления В.В.Путина на Петербургском международном экономическом форуме 2014 г. [Электронный ресурс] // Сайт депутата ГД Руденского. − Режим доступа: http://www.rudenskiy.ru/aktualno/tezisy-vystuplenija-v-v-putina-na-peterburgskom-mezhdunarodnom-yekonomicheskom-forume-2014-g.html. − Дата обращения: 30.10.2014.
  3. Шматко А.Д. Разработка комплекса мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в научно-технической сфере // Журнал правовых и экономических исследований – № 3 – 2011 – с. 19–22.
  4. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218: текст документа по состоянию на июль 2011 года [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/m4p.htm. − Дата обращения: 29.01.2014.
  5. Протокол  оценки заявок на участие в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (III очередь) [Электронный ресурс] // Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий. − Режим доступа: http://www.p218.ru/catalog.aspx?CatalogId=1098. − Дата обращения: 11.02.2014.
  6. Протокол  оценки заявок на участие в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (IV очередь) [Электронный ресурс] // Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий. − Режим доступа: http://www.p218.ru/catalog.aspx?CatalogId=1224. − Дата обращения: 11.02.2014.
  7. Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 207 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федорова Алина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация