Россия вступила на инновационный путь развития экономики. Инновационный бизнес, использующий достижения науки, является движущей силой, которая должна продвигать Россию по пути инновационного развития. Основой инновационного бизнеса являются инновационные предприятия. В условиях инновационной экономики необходимы изменения в сфере образования, формах сотрудничества вузов и предприятий, и возникает необходимость разработки современных моделей сотрудничества с учетом новых аспектов деятельности.
Тема кооперации вузов и предприятий являлась актуальной и ранее. Но если в конце XX – начале XXI веков разрабатывались, в основном, концепции и модели взаимодействия вузов и предприятий в области подготовки кадров, то на современном этапе развития общества актуальным является вопрос об интеграции вузов и предприятий в контексте формировании и развития национальной инновационной системы (НИС). Развиваются формы взаимодействия между вузами и предприятиями. Это развитие инновационной деятельности вузов в контексте реформирования системы высшего профессионального образования (ВПО), совершенствование инновационной политики предприятий, развитие государственно-частного партнерства, поддержка стратегических отраслей и военно-промышленного комплекса (ВПК), развитие малого инновационного предпринимательства, поиск путей решения проблем коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий [1].
Кооперация вузов и инновационных предприятий является одним из важнейших направлений в интеграционных процессах науки, образования и производства. На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме В.В. Путин выделил 5 задач в новой стратегии экономического развития России, и две из них – это технологическая революция и масштабное технологическое перевооружение российских предприятий и усиление подготовки инновационных кадров напрямую связана с тематикой рассматриваемых научных исследований и воплощением их в предлагаемой системе [2].
Коллективом авторов ведутся исследования по тематике, связанной с кооперацией вузов и инновационных предприятий, в том числе, и малых инновационных предприятий (МИП) [3], одним из результатов которого явилась разработка организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий. Результаты исследований внедрены в работу нескольких предприятий и вузов Санкт-Петербурга.
Поддержку развития кооперации вузов и предприятий заложило Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» ППРФ-218, принятого в апреле 2010 года [4]. Это постановление является одной из основных мер поддержки государством интеграции вузов и предприятий вообще и кооперации вузов и инновационных предприятий в частности. По этому постановлению предприятия, реализующие высокотехнологичные проекты могут участвовать в конкурсе на получение субсидий, если НИОКР выполняются вузами. В частности, были проанализированы результаты 3 и 4 этапов конкурса на получение субсидий соответственно за 2012 и 2013 годы и выявлены победители конкурса из Санкт-Петербурга. В 2012 году в Санкт-Петербурге субсидии получили 6 предприятий и 6 Санкт-Петербургских вуза участвовали в НИОКР и являлись головными исполнителями проектов, а 2013 – 4 предприятия и 3 вуза [5, 6].
В области взаимодействия вузов и инновационных предприятий широко используются четыре основных понятия: это сотрудничество, интеграция, кооперация и стратегическое партнерство. С момента принятия постановления ППРФ-218 изменилась суть понятия «кооперация» в отношении инновационных предприятий и вузов, и само оно расширилось. В частности, в последнее время под кооперацией стали понимать не только единичные процессы, направленные на развитие единовременных проектов в области научно-технического взаимодействия, но комплекс мероприятий, длительные масштабные проекты с соответствующими теоретических разработками в указанной области, направленный на улучшение инновационной активности партнеров. Причем кооперация происходит на таких уровнях сотрудничества, как научно-исследовательский, инновационно-технологический, социально-управленческий и репутационно-представительский [7].
Наряду с практическим воплощением, теоретические разработки, связанные с кооперацией вузов и инновационных предприятий ведутся и в других вузах Санкт-Петербурга, в частности, самыми активными вузами в этих проектах, по нашему мнению, являются ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». Но эти разработки, в большинстве своем, являются локальными и опираются на базы данных по предприятиям и вузам, аккумулированные собственно в конкретном вузе. Нет единой базы данных, которая позволили бы вузам при наличии разработок и практических внедрений найти необходимое инновационное предприятие для воплощения своих проектов. Похожим образом обстоят дела и на предприятиях. В большинстве своем, предприятия не имеют информации по вузам, желающим и имеющим возможность кооперации с конкретным предприятием. Особенно это относится к малым и средним инновационным предприятиям, в том числе и к МИП.
Ситуация усугубляется также и рядом противоречий. Помимо глобального несоответствия структуры подготовки кадров требованиям современной экономики, существуют несоответствия между масштабами материальной поддержки интеграционных процессов между вузами и предприятиями со стороны государства и фактической необходимостью и несоответствию между возможностями кооперации со стороны вузов и готовностью к кооперации со стороны предприятий.
То есть, основное противоречие – это чаще всего противоречие между желанием вузов осуществлять кооперацию и, в большинстве случаев, не желанием к сотрудничеству со стороны предприятий. У вузов потребность кооперации с инновационными предприятиями обусловлена необходимостью развития вузовской инновационной деятельности, поиском путей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий. Также в связи с происходящей реформой высшей школы и текущей демографической ситуацией, уменьшением числа вузов и студентов у преподавателей уменьшается количество учебных часов и увеличивается возможность для занятия научно-исследовательской деятельностью и вовлечения в нее студентов. Для предприятий же кооперация с вузами в большинстве случаев не является обязательной, они не видят своей выгоды и не чувствуют заинтересованности в кооперации.
Часто связи основываются не на реальном положении дел, возможностях предприятий и вузов, а на связях конкретных лиц. Ситуация несколько улучшилась после принятия в 2010 году ППРФ-218. Для наших крупных промышленных предприятий, имеющих заказы, в том числе, гособороны, благодаря этому постановлению появилось следующее: их обязали дружить с вузами. К вузам пришли, наконец, промышленные предприятия, и они увидели, благодаря этому, что и в вузах что-то делается. Раньше они взаимодействовали только в своем вузе – как правило – заведующие кафедрами – директора достаточно крупных инновационных предприятий, они все кандидаты, доктора наук; и осуществлялась кооперация с одним вузом. А так некоторые инновационные предприятия «заставила жизнь» по некоторым заявкам включить и по шесть вузов для получения государственных субсидий.
Тем не менее, и для передовых инновационных предприятий, и для вузов существует проблема «информационного вакуума», когда, даже при желании и возможности к кооперации, конкретные действия замедляются или отменяются в связи с нехваткой оперативной информации по возможностям кооперации.
Поэтому, по нашему мнению, возникла необходимость создания информационной системы, основным функциональным блоком которой является экспертно-информационная подсистема поддержки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий.
Организационно-экономические формы кооперации вузов и инновационных предприятий разработаны на основе технологии целевой интенсивной инновационной подготовки специалистов. В их числе есть модификации моделей, применяющихся на практике и новые организационно-экономические формы кооперации (ОЭФК) вузов и инновационных предприятий, разработаны в результате исследования [7].
В качестве дополнения к классической форме кооперации вузов и инновационных предприятий, применяющейся в данный момент, и основанной на прохождении различных видов практик студентами на предприятии, разработано шесть новых форм:
1. Проектная ОЭФК вузов и инновационных предприятий;
2. Инновационно-циклическая ОЭФК вузов и инновационных предприятий;
3. Инверсно-опережающая ОЭФК вузов и инновационных предприятий;
4. Послевузовская ОЭФК вузов и инновационных предприятий;
5. Командная ОЭФК вузов и инновационных предприятий;
6. Триольная ОЭФК вузов и инновационных предприятий [1].
Инновационность и возможность применения в процессах интеграционного взаимодействия науки, образования и производства является главной объединяющей особенностью всех разработанные организационно-экономические формы кооперации между вузами и инновационными предприятиями.
Основное назначение экспертно-информационной подсистемы поддержки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий – по имеющимся начальным данным (сведения о вузе; его возможности, ресурсы, степень достижения желаемого результата и пр.) подбор подходящей организационно-экономической формы кооперации между конкретным вузом и конкретным предприятием. Определение происходит на основе экспертных знаний о разработанных формах кооперации и алгоритмах применения их к определенному вузу и определенному предприятию.
Особенностью конфигурации предлагаемой системы является ее открытая архитектура, то есть возможность наращивания функциональных блоков и отдельных подсистем. Так, авторами предлагается, помимо основной подсистемы, включить в информационную систему следующие функциональные блоки:
– информационно-справочную базу данных для получения информации о вузах СПб (данные о месторасположении, направленности, организационно-правовой форме, численности ППС и студентов, направлениях, возможностях и состоянии НИР и НИОКР, действующих проектах кооперации, научных резервах, инновационном потенциале и пр.);
– информационно-справочную базу данных для получения информации об инновационных предприятиях СПб, включая МИП (направление деятельности, расположение, масштабы, организационно-правовая форма, руководство, техническая база, ресурсы, инновационная активность, действующие проекты кооперации с вузами и пр.);
– систему подбора партнера по кооперации конкретному предприятию или конкретному вузу. Эта система, основываясь на данных из описанных баз данных и предпочтений конкретного предприятия или вуза, подбирает партнера по кооперации. Причем, система может работать в двух режимах: в «ручном» (информационно-справочном) и в «автоматическом» (экспертном), где для подбора партнера используются алгоритмы, основанные на экспертных знаниях;
– подсистему оценки рисков интеграционного взаимодействия конкретного вуза и конкретного предприятия;
– подсистему «Ликбез», содержащую данные об основных нормативных актах, правительственных законах и постановлениях, «бонусах», преимуществах и условиях получения материальной поддержки со стороны государства для вузов и инновационных предприятий, осуществляющих кооперацию.
Санкт-Петербург является инновационным регионом, в котором сосредоточенно очень большое количество вузов с высоким научно-исследовательским потенциалом, в том числе, в области разработки информационно-телекоммуникационных систем. По мнению авторов, основной проблемой здесь является расположение проекта на стыке нескольких наук, в частности, экономики и информатики. И, как правило, основной проблемой в проектировании подобных систем является не проблема ее технической разработки, а задачи предметной области и выявления конкретного содержимого соответствующих баз данных и разработки алгоритмов работы системы, использующих новейшие теоретические разработки и экспертные знания в области инновационной экономики. А поскольку основные теоретические основы разработки уже существуют, и исполнители проекта являются специалистами и в области информационных технологий, степень реализуемости научно-инновационной идеи в существующих технических, технологических, производственных условиях, по нашей оценке, является очень хорошей.
Научно-техническая новизна проекта заключается в том что, во-первых, на практике реализуется научная идея разработки организационно-экономических форм кооперации вузов и инновационных предприятий. Во-вторых, создается наиболее полная электронная экспертная база данных по кооперации вузов и инновационных предприятий, и, в-третьих, система позволяет не только получать справочную информацию и экспертные заключения, но и в интерактивном режиме заполнять все необходимые документы и формы. Таким образом, научно-техническая новизна проявляется не только в выборе инновационной предметной области, но и в выборе прогрессивного метода реализации проекта. Небольшое количество существующих аналогов представляют собой отдельные информационные локальные модули, не соединенные в глобальную систему, доступную для всеобщего использования.
Ожидаемый экономический эффект при реализации инновационного проекта заключается в результатах практической реализации авторских положений по формированию стратегии развития кооперации вузов и инновационных предприятий, ориентированных на усиление инновационного потенциала партнеров, выполнение новых функций, связанных с удовлетворением потребностей инновационной экономики. Социальный эффект заключается в увеличении количества рабочих мест за счет специалистов, участвующих в разработке и обслуживании системы, переориентации деятельности ППС вузов и побуждении молодежи к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а также в популяризации идеи кооперации вузов и инновационных предприятий, являющейся одним из базовых направлений интеграционных процессов науки, образования и производства.
Библиографический список
- Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 24 с.
- Тезисы выступления В.В.Путина на Петербургском международном экономическом форуме 2014 г. [Электронный ресурс] // Сайт депутата ГД Руденского. − Режим доступа: http://www.rudenskiy.ru/aktualno/tezisy-vystuplenija-v-v-putina-na-peterburgskom-mezhdunarodnom-yekonomicheskom-forume-2014-g.html. − Дата обращения: 30.10.2014.
- Шматко А.Д. Разработка комплекса мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в научно-технической сфере // Журнал правовых и экономических исследований – № 3 – 2011 – с. 19–22.
- О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218: текст документа по состоянию на июль 2011 года [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/m4p.htm. − Дата обращения: 29.01.2014.
- Протокол оценки заявок на участие в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (III очередь) [Электронный ресурс] // Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий. − Режим доступа: http://www.p218.ru/catalog.aspx?CatalogId=1098. − Дата обращения: 11.02.2014.
- Протокол оценки заявок на участие в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (IV очередь) [Электронный ресурс] // Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий. − Режим доступа: http://www.p218.ru/catalog.aspx?CatalogId=1224. − Дата обращения: 11.02.2014.
- Федорова А.В. Развитие кооперации организаций высшего образования и инновационных предприятий: организационные формы: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Алина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2014.− 207 с.