УДК 336.2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА РФ

Фатеева Юлия Владимировна
Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г.Аше
ассистент кафедры общенаучных и экономических дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается налоговая система России. Оцениваются поступления налогов по уровням бюджета за период с 2009 по январь-июль 2014 года. Рассматриваются направления деятельности федеральной налоговой службы на 2014 - 2017 года.

Ключевые слова: задолженность по налогам и сборам, налоги, налоговая система, налоговые поступления, фискальная функция


TAXATION SYSTEM AS INSTRUMENT OF FISCAL POLICY OF THE STATE OF RUSSIAN FEDERATION

Fateeva Yulia Vladimirovna
FPBEI of HE branch "Southern Ural state university" (SRU) in of Ashe
assistant to chair of general scientific and economic disciplines

Abstract
In article the taxation system of Russia is considered. Receipts of taxes on budget levels from 2009 till January-July, 2014 are estimated. Activities of Federal Tax Service for 2014 - 2017 are considered.

Keywords: fiscal function, tax debt and to charges, tax revenues, taxation system, taxes


Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Налоговая система как инструмент фискальной политики государства РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6109 (дата обращения: 21.02.2018).

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.

Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Начислено к уплате

4 713,1

5 876,7

7 419,9

8 653,8

8 598,9

Федеральный
бюджет

2 500,0

3 172,2

4 477,7

5 162,6

5 364,0

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

3 783,9

4 487,3

5 237,5

5 791,4

5 957,6

Итого поступило

6 283,9

7 659,5

9 715,2

10954,0

11321,6

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а  в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

федеральный
бюджет

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

федеральный
бюджет

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль,  доходы

201,9

2 376,6

3 634,1

3 813,8

Налоги на товары (работы, услуги),  реализуемые на территории  Российской Федерации

1 366,6

279,3

1 585,6

278,0

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

60,8

-

65,6

-

Акцизы по подакцизным товарам  (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

3,5

6,4

Налоги на имущество

-

559,8

-

590,8

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

1 432,1

23,0

1 723,4

23,5

Государственная пошлина

7,1

6,3

8,1

8,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

-0,2

-0,001

0,05

0,2

Единый социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет

0,6

-

0,4

-

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

-

154,6

-

167,9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

-

52,8

-

53,1

Единый сельскохозяйственный налог

-

3,7

-

4,3

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

-

0,9

-

1,6

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

-

0,06

-

0,0006

Итого налоговых поступлений

3 071,8

3 457,0

3 634,1

3 813,8

Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за  пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

698,9

704,5

675,3

728,2

770,3

795,3

Недоимка

323,4

315,5

289,2

346,3

384,9

441,3

Урегулированная задолженность

366,6

377,6

364,4

376,5

380,4

349,9

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

10,8

14, 5

23,1

9,3

8,1

6,01

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;

- другие мероприятия.

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL:  http://www.gks.ru;
  3. Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL:  http://www.nalog.ru.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фатеева Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: