Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.
Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.
Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.
Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.
Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.
Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.
Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Начислено к уплате |
4 713,1 |
5 876,7 |
7 419,9 |
8 653,8 |
8 598,9 |
Федеральный |
2 500,0 |
3 172,2 |
4 477,7 |
5 162,6 |
5 364,0 |
Консолидированный бюджет |
3 783,9 |
4 487,3 |
5 237,5 |
5 791,4 |
5 957,6 |
Итого поступило |
6 283,9 |
7 659,5 |
9 715,2 |
10954,0 |
11321,6 |
По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.
Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)
на 1 августа 2013года |
на 1 августа 2014года |
|||
федеральный |
консолидированный бюджет субъекта |
федеральный |
консолидированный бюджет субъекта |
|
Налог на прибыль, доходы |
201,9 |
2 376,6 |
3 634,1 |
3 813,8 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 366,6 |
279,3 |
1 585,6 |
278,0 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
60,8 |
- |
65,6 |
- |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
3,5 |
6,4 |
||
Налоги на имущество |
- |
559,8 |
- |
590,8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за |
1 432,1 |
23,0 |
1 723,4 |
23,5 |
Государственная пошлина |
7,1 |
6,3 |
8,1 |
8,6 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-0,2 |
-0,001 |
0,05 |
0,2 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
0,6
|
- |
0,4
|
- |
Налог, взимаемый в связи с применением |
- |
154,6
|
- |
167,9 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
- |
52,8
|
- |
53,1
|
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
3,7
|
- |
4,3
|
Налог взимаемый в связи с |
- |
0,9
|
- |
1,6 |
Налог взимаемый в виде |
- |
0,06
|
- |
0,0006
|
Итого налоговых поступлений |
3 071,8 |
3 457,0 |
3 634,1 |
3 813,8 |
Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
на 1 августа 2014 года |
|
Всего задолженность перед бюджетом по |
698,9 |
704,5 |
675,3 |
728,2 |
770,3 |
795,3 |
Недоимка |
323,4 |
315,5 |
289,2 |
346,3 |
384,9 |
441,3 |
Урегулированная задолженность |
366,6 |
377,6 |
364,4 |
376,5 |
380,4 |
349,9 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми |
10,8 |
14, 5 |
23,1 |
9,3 |
8,1 |
6,01 |
Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.
По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.
Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:
‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;
‑ повышение качества контрольных мероприятий;
‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;
- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;
- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;
- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;
- другие мероприятия.
Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.
Библиографический список
- Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
- Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru;
- Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.