УДК 33

РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ

Меньшикова Анастасия Викторовна
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

Аннотация
Развитие экономики государства, а также его отдельных регионов в значительной степени зависит от социально-экономического развития территорий особого типа – моногородов. Поэтому проблема управления модернизацией экономики монопрофильных муниципальных образований особенно актуальна в наши дни. В статье раскрыта сущность категории «моногород», отражены основные проблемы подобных населенных пунктов, представлен отечественный и зарубежный опыт по решению проблем управления моногородами.

Ключевые слова: градообразующее предприятие, инвестиционная привлекательность, комплексный инвестиционный план, модернизация экономики, моногород, монопрофильный город


DEVELOPMENT OF MONOTOWNS IN SYSTEM OF MANAGEMENT OF ECONOMY MODERNIZATION

Menshikova Anastasiya Victorovna
Southern Ural state university (NIU)

Abstract
Economy development of the state and also its separate regions largely depends on socio-economic development of a particular type territory - monotowns. Therefore, the problem of managing of economic modernization of monoprofile municipalities is particularly relevant today. The article reveals the essence of the category "monotown", reflects the main problem of such settlements, represents domestic and foreign experience to solve problem of monotown’s management.

Keywords: company town, comprehensive investment plan, investment attractiveness, modernization of the economy, monocity, monotown, township-forming enterprise


Библиографическая ссылка на статью:
Меньшикова А.В. Развитие моногородов в системе управления модернизацией экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6160 (дата обращения: 20.02.2018).

Устойчивое развитие любого государства возможно только в случае устойчивого развития всех его регионов. В свою очередь структурными элементами регионов являются муниципальные образования, развитие экономики которых оказывает значительное влияние на модернизацию как субъектов федерации, так и государства в целом. Управление экономикой монопрофильных городов заслуживает особого внимания, поскольку в муниципальных образованиях такого типа проживает четверть населения страны.

В настоящее время не существуют четкого и закрепленного законом определения «моногород». Некоторые эксперты считают понятия «моногород» и «градообразующее предприятие» тождественными.

Эксперты НПФ «Экспертный институт» в исследовании «Монопрофильные города и градообразующие предприятия» дают термину «моногород» следующее определение: моногород – поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населённого пункта [1].

Несмотря на то, что не существует четкого определения категории «моногород», ученые выделили ряд признаков, характеризующих монопрофильные города [6]:

Во-первых, это наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения.

Во-вторых, это наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

Дополнительным критерием отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных является доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте. Если данная доля составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий, населенный пункт может быть признан моногородом.

В дополнение к вышеуказанным признакам выделяют следующие дополнительные критерии позволяющие присвоить городу статус «моногорода»:

  • наличие в городе одного или нескольких предприятий, относящихся к одной отрасли, либо обслуживающих один сегмент отраслевого рынка;
  • наличие зависимых друг от друга и технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок;
  • зависимость доходной части бюджета города от деятельности таких предприятий;
  • однородный профессиональный состав работающего населения города;
  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов и/или отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь города с другими, более крупными населенными пунктами.

Основным отличием моногородов от обычных городов является неразрывная связь между городом и предприятием (группой предприятий). В монопрофильных муниципалитетах такие предприятия несут ответственность не только за пополнение бюджета города, но и за социальную обстановку, при этом обеспечивает условия жизнедеятельности целых районов города. Как правило, расходы предприятия на содержание социальной инфраструктуры закладываются в себестоимость продукции, что в итоге делает ее неконкурентоспособной, а финансовые проблемы такого предприятия постепенно перерастают в социально-экономические проблемы города.

Таким образом, моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. При этом градообразующее предприятие выполняет не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте [2].

В настоящее время в Российской Федерации из 1100 городов 335 относится к моногородам, а из 1864 поселков городского типа монопрофильные – не менее 1200 (64,4%). В таких населенных пунктах проживает около 16 млн. человек, т.е. 24% всего городского населения страны.

Моногорода распределены весьма неравномерно на территории страны. Однако традиционными территориями размещения монопрофильных городов является промышленный пояс развития, включающий, в первую очередь, Уральский регион (Аша, Североуральск, красноуральск) и города юга Сибири (Междуреченск, Черногорск, Шелехов, Саяногорск). В этих регионах расположены моногорода, специализирующиеся на  металлургии и машиностроения.

К основным проблемам моногородов современной России можно отнести [4]:

  • удаленность некоторых городов от основных экономических центров;
  • высокая зависимость социально-экономического развития города и успешного функционирования предприятия;
  • чрезмерную экологическую нагрузку на территории, где расположены градообразующие предприятия;
  • устаревшие технологии, износ основных фондов градообразующих предприятий;
  • наличие на балансе предприятий транспортной, коммунальной и социальной городской инфраструктур;
  • высокую зависимость муниципальных бюджетов от налоговых платежей градообразующих предприятий.

Проблемы моногородов обостряются в связи с жесткой зависимостью между развитием всех сфер жизнедеятельности города и финансово-экономическим положением градообразующего предприятия.

Сокращение доходов предприятий отражается на экономике города, ведь наблюдаются существенное уменьшение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, что порождает возникновение социальных проблем:

  • сокращение инвестирования социальных программ, расходов на социальную структуру;
  • рост задолженности по заработной плате, снижение заработной платы;
  • сокращение числа рабочих мест, массовые увольнения.

Проблемы моногородов являются не только краткосрочными, но и долгосрочными, связанными со стратегическим развитием территории. Сложность решения проблемы моногородов объясняется, прежде всего: нехваткой квалифицированных управленческих кадров, низкой мобильностью трудовых ресурсов, неразвитостью инфраструктуры города, однородностью профессионального состава населения.

Зарубежный опыт показывает, что есть два пути решения проблемы [3].

Первый – европейский, когда государство активно вмешивается в этот процесс. Метод основан на реализации государственных и региональных программ санации территории. Наиболее известный пример − Рурский бассейн. В ХХ веке он был главным центром металлургии и добычи угля со множеством индустриальных городов. Когда эта промышленность стала отмирать в 70-80-е годы, были разработаны государственные программы санации территории. Они включали экологическую очистку, проекты развития инфраструктуры, обучения новым профессиям. Проводилось совершенствование дорожной системы, благоустройство территорий, формировалась привлекательная городская среда. В результате, например, Дюссельдорф стал постиндустриальным, зеленым и уютным городом, хотя и в нем не все проблемы еще решены. Такой путь санации городов требует серьезных финансовых вложений и временных затрат.

Другой метод – американский, когда санация происходит естественным образом при относительно небольшом участии государства. Сокращается предприятие, вокруг которого создавался город и постепенно закрывается. Город начинает уменьшаться за счет миграции населения. Сейчас в такой стадии находится Детройт, где сжимается автомобильное производство, население покидает город, его численность сокращается. Город самостоятельно выживает, опираясь на точки стабильности, формируя факторы роста. На этот процесс может уйти неопределенное количество лет. Социально-экономические последствия целиком ложатся на проживающее там население.

В России достаточно сложно применить зарубежный опыт. Основной причиной здесь является большее количество моногородов. Одним из инструментов решения проблемы является трудовая миграция. Однако, низкая мобильность рабочей силы, вследствие громадных пространств России, высокая стоимость жилья в многопрофильных городах делают этот инструмент неэффективным. Кроме того, что в промышленных центрах много людей пожилого возраста, неспособных как физиологически, так и психологически адаптироваться в новой среде. [5].

Опыт других стран необходимо применять с учетом специфики развития Российской Федерации, а так же с учетом ее географических особенностей.

Для России наиболее приемлемы следующие пути решения проблемы.

Первый путь – эволюционный. Заключается в эволюции функций города. В результате закрытия градообразующего предприятия, город теряет производственную функцию, но продолжает оставаться административным центром сельской местности.

Второй метод предполагает масштабную поддержку государства. В результате наблюдается реструктуризация и реорганизация градообразующего предприятия, а возможно и использование производственной площадки для развития нового, качественно другого бизнеса. В данном случае государству необходимо предоставить ряд льгот инвесторам и предпринимателям, для привлечения их на данную территорию.

В наши дни введен новый инструмент поддержки моногородов − комплексный инвестиционный план (КИП). Для получения помощи каждый моногород должен представить данный КИП, однако, разработанные муниципальными образованиями комплексные программы развития не соответствуют установленным требованиям. Каждый третий моногород с этой задачей не справился. КИПы: смогли разработать 200 из 235 моногородов. Более того, часть из них была возвращена на доработку.

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов России зависит от многих факторов. Необходимо найти точки роста в развитии экономики моногорода. К ним можно отнести:

  • санацию действующих в моногородах предприятий, создание условий для его восстановления бизнеса;
  • развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;
  • создание полифункциональной экономики города, преодоление его монопрофильности, развитие перерабатывающих производств;
  • включение градообразующих предприятий в международные и внутренние пространственно-сбытовые цепочки;
  • развитие социальной и инженерной инфраструктуры города;
  • санацию занятых: сохранение высококвалифицированных работников, создание «сквозных» профессий, высвобождение персонала низкой квалификации, досрочный выход на пенсию, последующее их перепрофилирование и занятость в других видах деятельности;
  • концентрацию ресурсов для реализации ключевых, наиболее эффективных с позиций города и региона инвестиционных проектов;
  • перераспределение издержек города и региона, частично за счет перераспределения налоговых ресурсов;
  • создание условий для реализации проектов, основанных на частно-государственном партнерстве.

В целом надо отметить, что государственная поддержка модернизации экономики моногородов должна представлять комплекс действий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности моногородов, создание институтов управления инвестиционными проектами, развитие среднего и малого предпринимательства, конкуренции и снижение зависимости экономики моногородов от результатов деятельности градообразующих предприятий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ивашкина Н.С., Улякина Н.А. Развитие монопрофильных городов регионов России / Н.С. Ивашкина, Н.А. Улякина // «Экономика и управление». – 2011. – №4 (7). – С. 31-33.
  2. Кох И.А. Тенденции социального развития монопрофильных городов с градообразующим предприятием / И.А. Кох // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. – 2009 – №4(9). – С. 14-17.
  3. Крюкова О.Г., Арсенова Е.В. Моногорода: выход из тупика / О.Г. Крюкова, Е.В. Арсенова // Сайт «Экономика плюс». Электрон. дан. режим доступа:http://econ-plus.ru/node/120
  4. Монопрофильные города. Информация к размышлению. // Сайт «monocityforum.ru». Электрон. дан. режим доступа:http://www.monocityforum.ru/netcat_files/143/192/h_0b942d191d176e597737b921a6b7200e
  5. Павленко А.С. Моногорода: проблемы и перспективы / А.С. Павленко, // Сайт «Студенческий научный форум». Электрон. дан. режим доступа:http://www.rae.ru/forum2012/277/1811
  6. Пушкин А.В. Моногорода: закон и практика / А.В. Пушкин, // «Советник Президента». – 2010. – №80. – С.25-26.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Меньшикова Анастасия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: