УДК 33

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ

Титова Светлана Семеновна
Московский автомобильно – дорожный колледж им. А. А. Николаева
преподаватель

Аннотация
В данной статье приведен анализ темпа продаж новых автомобилей на основании прогнозов экспертов. Приведена статистика самых продаваемых марок автомобилей в России, проанализирована программа утилизации транспортных средств.

Ключевые слова: Автомобильный рынок, автопроизводитель, автостроение, автотранспорт, доход, капитал, машиностроение, темп продаж, утилизация


DEVELOPMENT TRENDS OF THE AUTOMOTIVE MARKET IN RUSSIA

Titova Svetlana Semenovna
Moscow automobile and road College. A. A. Nikolaev
teacher

Abstract
This article provides an analysis of the pace of sales of new cars on the basis of the experts ' forecasts. The statistics of the best-selling car brands in Russia, analyzed the recycling program vehicles.

Библиографическая ссылка на статью:
Титова С.С. Тенденции развития автомобильного рынка в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6036 (дата обращения: 29.09.2017).

Как утверждали специалисты в прошлом году, 2014 год должен был показать на автомобильном рынке России значительный рост, однако, они глубоко ошиблись, и он продолжает неуклонно падать. Сокращение темпов продаж новых автомобилей возрастает с каждым месяцем. Это доказывают, например, статистические отчёты Ассоциации Европейского Бизнеса. В них показано снижение темпов продаж нового легкового автотранспорта, включая легкие коммерческие автомобили, например, в марте этого года падение равняется 4%, в апреле – уже 8%, а по итогам мая целых 12%.

Для того, чтобы заметить существенное усиление тренда снижения автомобильных продаж, не требуется быть специалистом. За 8 месяцев 2014 года в России было продано всего 1,58 млн. новых автомобилей, что является на 12,1% меньше чем за аналогичный период 2013 года.

К такому ужасающему падению привело замедление роста российской экономики:

  • ослабление курса рубля;
  • снижение уровня уверенности потребителей;
  • уменьшение темпов розничных продаж;
  • снижение темпов роста ВВП;
  • уменьшение роста промышленного производства;
  • замедление оборота розничной торговли;
  • снижение объема перевозки груза;
  • рост дефицита региональных бюджетов;
  • увеличение оттока капитала.

Как считают эксперты, данное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: к разрушению торговых связей привели внешнеполитические факторы, а также произошло падение фондового рынка. На этом фоне в стране вырос страх безработицы. И это понятно. У людей сложилась ужасная неуверенность в завтрашнем дне, именно поэтому они не очень стремятся тратить огромные деньги на товары длительного пользования, например, дорогую электронику, автомобили и недвижимость. И этому есть причина: они опасаются, что их доходы в ближайшем будущем будут снижены до минимума.

Данная нестабильность экономической ситуации смогла прямо повлиять на российские банки, которые были вынуждены “ужесточить” политику в отношении заемщиков. В России до 90% автомобилей покупается в кредит, а из-за увеличения процентной ставки в стране начались проблемы на отечественном авторынке.

Судя по прогнозам экспертов, падение продаж автомобилей в России в 2014 году может составить, на самом деле, очень значительный процент: от 0,7% до 6,5%.

Однако, можно расписать и оптимистичный сценарий, который будет предполагать падение продаж только легковых, грузовых автомобилей, а также LCV и автобусов на 0,7% (до 2,89 миллиона автомобилей), а производство автомобильной техники при данном исходе событий вырастет на 3,7% (2,27 миллиона штук).

Согласно базовому сценарию, весь авторынок в 2014 году сократится на 2,8% (2,83 миллиона автомобилей), в производство в России вырастет на 1,5% (2,23 миллиона автомобилей).

Но вот по пессимистичному прогнозу можно описать предположение снижения продаж и производства автотехники на целых 6,5% (2,72 миллиона штук) и 1,6% (2,16 миллиона штук) соответственно.

Специалисты считают, что ждать оптимистичного сценария не стоит. Вероятнее всего, развитие авторынка в 2014 году будет проходить либо по базовому, либо по пессимистичному направлению.

Для того, чтобы полностью рассмотреть ситуацию на автомобильном рынке нашей страны, следует предоставить некоторую статистику самых продаваемых машин в России.[4]

  1. По традиции, наиболее популярным производителем является ВАЗ: за несколько месяцев было продано более 90 тыс. моделей. Однако, это меньше на целых 17 тысяч, чем в прошлом году.
  2. На втором месте идет Renault, однако тоже переживает падение спроса на 4 процента.
  3. Nissan же наращивает обороты — продажи выросли на целых 27 процентов — 45 тысяч против 35-и тысяч в прошлом году.
  4. Небольшой прирост , который составляет один процент, показали KIA и Hyundai — 4-ое и 5-ое места с показателем чуть более 40 тыс единиц каждой марки.
  5. Шевроле также показывает падение продаж на один процент — 35 тыс против 36 тыс в прошлом году.
  6. Японская Toyota, как впрочем и все азиатские производители, показывает стабильный рост в первом квартале 2014 года — занимает седьмое место.
  7. Volkswagen — восьмые, показали упали на три процента — 34 тыс против 35 в прошлом году.
  8. С небольшим приростом первый квартал 2014 года закончила и Шкода, занявшая десятое место с показателем 18900 проданных авто.

Из-за нестабильной экономики в стране, выгоднее всего покупаются автомобили ВАЗа[3], это обуславливается достаточно низкими ценами по сравнении с остальными марками, качеством сборки и ее безпроблемной службой в первые несколько лет.

Далее все покупаемые марки доказывают проблемное состояние России в мировой экономике, так как все они отличаются, как минимум, сравнительно небольшими ценами.

Если же сравнить количество проданных машин за период январь-август, то так же можно увидеть, что спрос на автомобили в России резко упал(таблица 1):[1]

Табл.1 “Разница между продажами автомобилей в 2014-2013 годах за период январь – август”

Место Марка Продано (янв.-авг. 2014) Продано (янв.-авг. 2013) Отклонение
1 Lada 247289 303357 -18%
2 Renault* 124028 137827 -10%
3 KIA 122920 128982 -5%
4 Hyundai* 117451 118438 -1%
5 Nissan* 102545 86963 18%
6 Toyota* 102522 101431 1%
7 VW 84967 103607 -18%
8 Chevrolet 81701 111671 -27%
9 Skoda 55885 56755 -2%
10 Mitsubishi 46157 49789 -7%

Для того, чтобы было нагляднее видно отклонение, следует вывести данные на график:

Чтобы решить данные проблемы на автомобильном рынке, в России необходимо построить высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая сможет стимулировать производство новых и безопасных машин. Целевой показатель данного проекта — 6% утилизации в год от общего парка. К 2020 году, по поставленной цели, данная отрасль России должна перерабатывать приблизительно 3,2 млн. машин в год. Для этого необходимо создать 83 региональных центра утилизации, а так же 800 приемных пунктов.

Отличие России от стран, где программа утилизации уже есть в том, что по меркам Европы, Россия – очень большая страна, поэтому решения, которые есть там, здесь могут работать только частично. Пока на всю Россию работают всего 12 шрёдерных установок. В Европе — другой порядок цифр (только в Германии — 47 шрёдерных заводов).

Сейчас автопроизводителей закабалили единственным сбором — оплатить сбор и все. Потребителя тоже текущее положение не стимулирует. Сегодня в России даже нет точных цифр по размерам имеющейся утилизации. В лучшем случае — найдется лишь статистика по утилизации кузовов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время автомобилестроению принадлежит одна из самых ведущих ролей в развитии и машиностроения вообще, в частности и транспортного машиностроения. Автомобильная промышленность мира – это некий емкий и довольно значительный сектор мировой экономики, ведь это не только именно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Автомобильный рынок имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).

Автомобиль имеет значительное место в жизни человека: обеспечивает высокую мобильность, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Поэтому проблема автомобильного рынка в России актуальна, как никогда раньше.


Библиографический список
  1. Green Way – Автостатистика;
  2. Статистика автомобильного транспорта – И.М.Алексеева, О.И.Ганченко, Е.В.Петров, Москва, Экзамен, 2013 г.256 стр.;
  3. Доклад на Международной конференции по автомобильному маркетингу, 2013г.;
  4. Данные Комитета автопроизводителей АЕВ.


Все статьи автора «Титова Светлана Семеновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: