Как утверждали специалисты в прошлом году, 2014 год должен был показать на автомобильном рынке России значительный рост, однако, они глубоко ошиблись, и он продолжает неуклонно падать. Сокращение темпов продаж новых автомобилей возрастает с каждым месяцем. Это доказывают, например, статистические отчёты Ассоциации Европейского Бизнеса. В них показано снижение темпов продаж нового легкового автотранспорта, включая легкие коммерческие автомобили, например, в марте этого года падение равняется 4%, в апреле – уже 8%, а по итогам мая целых 12%.
Для того, чтобы заметить существенное усиление тренда снижения автомобильных продаж, не требуется быть специалистом. За 8 месяцев 2014 года в России было продано всего 1,58 млн. новых автомобилей, что является на 12,1% меньше чем за аналогичный период 2013 года.
К такому ужасающему падению привело замедление роста российской экономики:
- ослабление курса рубля;
- снижение уровня уверенности потребителей;
- уменьшение темпов розничных продаж;
- снижение темпов роста ВВП;
- уменьшение роста промышленного производства;
- замедление оборота розничной торговли;
- снижение объема перевозки груза;
- рост дефицита региональных бюджетов;
- увеличение оттока капитала.
Как считают эксперты, данное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: к разрушению торговых связей привели внешнеполитические факторы, а также произошло падение фондового рынка. На этом фоне в стране вырос страх безработицы. И это понятно. У людей сложилась ужасная неуверенность в завтрашнем дне, именно поэтому они не очень стремятся тратить огромные деньги на товары длительного пользования, например, дорогую электронику, автомобили и недвижимость. И этому есть причина: они опасаются, что их доходы в ближайшем будущем будут снижены до минимума.
Данная нестабильность экономической ситуации смогла прямо повлиять на российские банки, которые были вынуждены “ужесточить” политику в отношении заемщиков. В России до 90% автомобилей покупается в кредит, а из-за увеличения процентной ставки в стране начались проблемы на отечественном авторынке.
Судя по прогнозам экспертов, падение продаж автомобилей в России в 2014 году может составить, на самом деле, очень значительный процент: от 0,7% до 6,5%.
Однако, можно расписать и оптимистичный сценарий, который будет предполагать падение продаж только легковых, грузовых автомобилей, а также LCV и автобусов на 0,7% (до 2,89 миллиона автомобилей), а производство автомобильной техники при данном исходе событий вырастет на 3,7% (2,27 миллиона штук).
Согласно базовому сценарию, весь авторынок в 2014 году сократится на 2,8% (2,83 миллиона автомобилей), в производство в России вырастет на 1,5% (2,23 миллиона автомобилей).
Но вот по пессимистичному прогнозу можно описать предположение снижения продаж и производства автотехники на целых 6,5% (2,72 миллиона штук) и 1,6% (2,16 миллиона штук) соответственно.
Специалисты считают, что ждать оптимистичного сценария не стоит. Вероятнее всего, развитие авторынка в 2014 году будет проходить либо по базовому, либо по пессимистичному направлению.
Для того, чтобы полностью рассмотреть ситуацию на автомобильном рынке нашей страны, следует предоставить некоторую статистику самых продаваемых машин в России.[4]
- По традиции, наиболее популярным производителем является ВАЗ: за несколько месяцев было продано более 90 тыс. моделей. Однако, это меньше на целых 17 тысяч, чем в прошлом году.
- На втором месте идет Renault, однако тоже переживает падение спроса на 4 процента.
- Nissan же наращивает обороты — продажи выросли на целых 27 процентов — 45 тысяч против 35-и тысяч в прошлом году.
- Небольшой прирост , который составляет один процент, показали KIA и Hyundai — 4-ое и 5-ое места с показателем чуть более 40 тыс единиц каждой марки.
- Шевроле также показывает падение продаж на один процент — 35 тыс против 36 тыс в прошлом году.
- Японская Toyota, как впрочем и все азиатские производители, показывает стабильный рост в первом квартале 2014 года — занимает седьмое место.
- Volkswagen — восьмые, показали упали на три процента — 34 тыс против 35 в прошлом году.
- С небольшим приростом первый квартал 2014 года закончила и Шкода, занявшая десятое место с показателем 18900 проданных авто.
Из-за нестабильной экономики в стране, выгоднее всего покупаются автомобили ВАЗа[3], это обуславливается достаточно низкими ценами по сравнении с остальными марками, качеством сборки и ее безпроблемной службой в первые несколько лет.
Далее все покупаемые марки доказывают проблемное состояние России в мировой экономике, так как все они отличаются, как минимум, сравнительно небольшими ценами.
Если же сравнить количество проданных машин за период январь-август, то так же можно увидеть, что спрос на автомобили в России резко упал(таблица 1):[1]
Табл.1 “Разница между продажами автомобилей в 2014-2013 годах за период январь – август”
Место | Марка | Продано (янв.-авг. 2014) | Продано (янв.-авг. 2013) | Отклонение |
1 | Lada | 247289 | 303357 | -18% |
2 | Renault* | 124028 | 137827 | -10% |
3 | KIA | 122920 | 128982 | -5% |
4 | Hyundai* | 117451 | 118438 | -1% |
5 | Nissan* | 102545 | 86963 | 18% |
6 | Toyota* | 102522 | 101431 | 1% |
7 | VW | 84967 | 103607 | -18% |
8 | Chevrolet | 81701 | 111671 | -27% |
9 | Skoda | 55885 | 56755 | -2% |
10 | Mitsubishi | 46157 | 49789 | -7% |
Для того, чтобы было нагляднее видно отклонение, следует вывести данные на график:
Чтобы решить данные проблемы на автомобильном рынке, в России необходимо построить высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая сможет стимулировать производство новых и безопасных машин. Целевой показатель данного проекта — 6% утилизации в год от общего парка. К 2020 году, по поставленной цели, данная отрасль России должна перерабатывать приблизительно 3,2 млн. машин в год. Для этого необходимо создать 83 региональных центра утилизации, а так же 800 приемных пунктов.
Отличие России от стран, где программа утилизации уже есть в том, что по меркам Европы, Россия – очень большая страна, поэтому решения, которые есть там, здесь могут работать только частично. Пока на всю Россию работают всего 12 шрёдерных установок. В Европе — другой порядок цифр (только в Германии — 47 шрёдерных заводов).
Сейчас автопроизводителей закабалили единственным сбором — оплатить сбор и все. Потребителя тоже текущее положение не стимулирует. Сегодня в России даже нет точных цифр по размерам имеющейся утилизации. В лучшем случае — найдется лишь статистика по утилизации кузовов.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время автомобилестроению принадлежит одна из самых ведущих ролей в развитии и машиностроения вообще, в частности и транспортного машиностроения. Автомобильная промышленность мира – это некий емкий и довольно значительный сектор мировой экономики, ведь это не только именно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Автомобильный рынок имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).
Автомобиль имеет значительное место в жизни человека: обеспечивает высокую мобильность, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Поэтому проблема автомобильного рынка в России актуальна, как никогда раньше.
Библиографический список
- Green Way – Автостатистика;
- Статистика автомобильного транспорта – И.М.Алексеева, О.И.Ганченко, Е.В.Петров, Москва, Экзамен, 2013 г.256 стр.;
- Доклад на Международной конференции по автомобильному маркетингу, 2013г.;
- Данные Комитета автопроизводителей АЕВ.