УДК 338.124.4

КРИЗИС КАК КАТАЛИЗАТОР РЫНОЧНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Асташова Юлия Владимировна1, Трифонов Иван Сергеевич2, Утемисова Жанна Жумартовна3
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента
2Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Студент кафедры экономика торговли
3Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Студент кафедры экономика торговли

Аннотация
В статье представлен анализ отраслей российской экономики, которые динамично развивались в условиях экономического спада. Определены факторы роста данных отраслей, предложен перечень характеристик, определяющих устойчивость бизнеса в период кризиса.

Ключевые слова: кризис-менеджмент, поведение потребителей, устойчивость бизнеса, ценовая конкуренция


CRISIS AS CATALYST OF MARKET GROWTH AND BUSINESS DEVELOPMENT

Astashova Julia Vladimirovna1, Trifonov Ivan Sergeyevich2, Utemisova Zhanna Zhumartovna3
1South Ural State University (National Research University), PhD in Economic Science, Assistant Professor of the Marketing and Management Department
2South Ural State University (National Research University), Student of the Trade Economics Department
3South Ural State University (National Research University), Student of the Trade Economics Department

Abstract
The analysis of branches of the Russian economy which dynamically developed in the conditions of economic recession is presented in article. Factors of growth of data of branches are defined, the list of the characteristics defining stability of business in the period of crisis is offered.

Keywords: consumer behavior, crisis management, price competition, stability of business


Библиографическая ссылка на статью:
Асташова Ю.В., Трифонов И.С., Утемисова Ж.Ж. Кризис как катализатор рыночного роста и развития бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5576 (дата обращения: 28.09.2017).

Теория кризис-менеджмента определяет, что кризис может иметь не только отрицательные последствия для бизнеса и рынков [1, с. 115], но и несет в себе перспективы для улучшения ситуации. Многие компании в ходе последнего экономического кризиса 2008 года не только не потеряли своих рыночных позиций, но и укрепились на рынке и даже увеличили свое рыночное присутствие. Анализ последствий кризиса позволили выделить отрасли, которые оказались наименее восприимчивыми к проявлению кризисных явлений, и даже демонстрировали рост на фоне общего экономического спада и стагнации [2].

Можно отметить, что перечень таких кризисоустойчивых отраслей существенно отличается в зависимости от их принадлежности к национальным рынкам. Так, в США от кризиса выиграли отрасли здравоохранении и производства алкоголя. На российском рынке наиболее устойчивыми к кризису оказались следующие направления бизнеса:

-     индустрия компьютерных игр;

-     фастфуд;

-     косметика и парфюмерия;

-     фармацевтика;

-     услуги сектора b2b;

-     ритейл в формате дискаунтера;

-     организация лотерей;

-     электронная торговля;

-     сетевой маркетинг;

-     массовые рассылки или спам [2].

Проанализируем причины и факторы кризисоустойчивости указанных направлений бизнеса.

Несмотря на общий экономический кризис, российская индустрия компьютерных игр развивается быстрыми темпами. Так доходы издателя мини игр Alаwar Group выросли в первом квартале 2009 года в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что говорит о сохранении докризисной тенденции рыночного роста. Еще одним примером бурного развития является удвоение количества подписчиков онлайн-игр компании Astrum Online менее чем за полгода.

Причинами активности российских компьютерных игроков, на наш взгляд, является то, что компьютерные (в том числе онлайн-игры) представляют собой относительно недорогой вид организации досуга, т.е. компьютерная игра является товаром (услугой) заменителем других более дорогих услуг индустрии развлечений, таких как кинотеатры, развлекательные центры, поход в которые к тому же сопряжен с целым рядом дополнительных затрат (питание и напитки, сувениры, проезд и т.п.). Психологическое состояние людей в кризисные годы находится в подвешенном состоянии, а игра позволяет отвлечься от реальной действительности, снять внутреннее напряжение.

Рост сектора недорогих закусочных обеспечивается в первую очередь потребностью потребителей, отказ от которой не представляется возможной. Предприятия фаст-фуда предоставляют потребителя возможность наиболее полного удовлетворения этой потребности менее дорогим способом, предлагая сытное и недорогое питание, а не времяпрепровождение как это делают, например, рестораны.

Способность рынков косметики и парфюмерии демонстрировать рост даже в самых неблагоприятных экономических условиях была подмечена еще во время великой депрессии США в 30-х годах 20 века. Данный эффект получил название «эффект lipstick» или «эффект губной помады» и проявляется в том, что в период экономической рецессии, на фоне общего снижения уровня расходов на товары и услуги, наблюдается рост потребления декоративной косметики, средств ухода и парфюмерии. Специалисты по психологии и социологии объясняют этот эффект тем, что в условиях отказа от многих товаров и услуг, не относящихся к товарам первой необходимости, желание женщин выглядеть привлекательно в неблагоприятных экономических условиях только увеличивается. Особенно интересное проявление эффекта помады наблюдается в сегменте элитных косметических средств, когда потребители, отказавшись от приобретения других люксовых товаров, как бы компенсируют это ростом спроса на дорогую косметику и парфюмерию.

Отсутствие кризиса в фармацевтике также объясняется невозможностью отказа от лекарственных препаратов, что обусловлено высоким уровнем рациональности потребителя при выборе лекарственных препаратов, исключающим спонтанные покупки.

Сектор услуг для бизнеса включает в себя услуги по ведению бухгалтерского учета, транспортные, юридические, маркетинговые и другие виды услуг, самостоятельное ведение которых в кризисной ситуации становится накладно и компании прибегают к возможности передачи части функций на аутсорсинг [3, с. 186]. Стремление бизнеса снизить издержки за счет передачи части функций независимому оператору и определяет рост рассматриваемого сектора рынка.

Также можно отметить, что кризис выступил в качестве катализатора и для развития брендов [4]. В условиях кризиса, когда потребитель становиться более осторожным в своем выборе, повышается доля рациональных покупок и т.п., ценности бренда, вызывающие доверие со стороны потребителя приобрели большее значение [5, с. 147]. Все это привело к росту спроса в области бренд-консальтинга.

Также рост демонстрирует рынок дисконтной торговли продуктами питания, так как россияне предпочли отказаться от дорогих продуктов в пользу более дешевых. Показательными являются темпы развития сети «Магнит»: в апреле 2009 года рост выручки по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 33%, тогда как торговые площади увеличились лишь на 25%.

Несколько особняком в перечне отраслей стоит индустрия проведения лотерей. Причины ее роста в период кризиса кроются в психологических особенностях поведения потребителей, которые в условиях снижения доходов с охотой используют шансы быстрого обогащения, тем более что цена лотерейного билета невелика, по сравнению с суммой возможного выигрыша.

Электронная торговля в период 2008—2012 годов демонстрирует стабильный среднегодовой прирост на 29% [6]. Данная форма торговли не только удобна для потребителей, но и дает возможность продавцу снизить капитальные вложения в открытие и содержание торговой точки, что существенным образом снизило негативные последствия кризиса в данной сфере.

Сетевой маркетинг развивается в России с 1994 года, когда начались первые продажи продукции Гербалайф. В 1996 году в России была создана Ассоциация прямых продаж [7]. По оценкам экспертов в России на сегодняшний день действует более 500 прямых продаж, а этот рынок демонстрирует устойчивый рост. Так оборот отрасли в России  в 2009 году составил 2,44 млн долл (рост 20% по сравнению с 2008 годом). Причинами роста на наш взгляд являются такие преимущества как:

­для продавца – низкий уровень первоначальных инвестиций для вхождения в бизнес (как правило необходимо преобрести недорогой набор распространителя);

­для покупателя – качественный сервис (персональная демонстрация товара, доставка на дом, гарантии и т.п.)

Массовые рассылки (спам) также повысили свою популярность среди пользователей. Как показывают данные компании Symantec, в 2008 году число сообщений выросло до 3,5 млрд (почти в 3 раза), при этом Россия занимает в рейтинге 2 место среди стран рассыльщиков спама, продемонстрировав рост почти в 6 раз. В этом случает массовые рассылки также выступили как более дешевая альтернатива традиционных рекламных инструментов, что особенно актуально в период сокращения маркетинговых бюджетов.

В итоге можно сделать вывод, что в условиях кризиса многие отрасли получают толчок в своем развитии, т.е. кризис можно рассматривать как катализатор рыночного роста для целого ряда компаний.

Анализ причин кризисоустойчивости отраслей позволяет выделить общие характеристики, присущие бизнесу, способному демонстрировать рост в периоды всеобщего экономического спада:

-     товары или услуги компании представляют собой более экономичный аналог продукции конкурентов, является его заменителем или имеет более выгодное соотношение «цена-качество» (предоставляют бóльшую ценность для потребителей);

-     товары или услуги компании, направлены на удовлетворение первоочередных потребностей потребителей (например, физиологических), отказ от которых не представляется возможным даже в случае роста цен (нечувствительность потребителей к цене);

-     товары и услуги соответствуют новым запросам потребителей в кризис, вызванными психологическими изменениями в потребительском поведении, как например, желание компенсировать негативные последствия кризиса и сохранение привычного уровня потребления.

Следует отметить, что ряд этих характеристик относятся к отраслевому уровню, следовательно, компания не имеет реальной возможности воздействия на них. Но вне зависимости от этого любой бизнес в целях снижения потенциального ущерба кризиса должен быть ориентирован на достижение наилучшей реализации потребностей и ожиданий потребителя в своем продукте или услуге, снижению издержек без ущерба для качества и достижения высокого уровня лояльности клиентов.


Библиографический список
  1. Кузменко Ю.Г., Хатеев И.В., Левина А.Б. Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 115-121.
  2. Кому кризис нипочем. Десять отраслей, которые и во время экономического спада чувствуют себя неплохо [Электронный ресурс]. URL: http://slon.ru/business/komu_krizis_nipochem-28538.xhtml (дата обращения: 25.06.2014)
  3. Демченко А.И. Взаимодействие бизнес-процессов в рамках логистических систем предприятия // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 4-1. С. 184-187.
  4. Кризис как катализатор для развития брендов [Электронный ресурс]. URL: http://www.taler.ru/news/ travel/krizis_kak_ katalizator_dlia_razvitia_brendov/ (дата обращения: 25.06.2014).
  5. Окольнишникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 147-152.
  6. Рынок электронной коммерции в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.json.ru/poleznye_materialy/ free_market_watches/analytics/rynok_elektronnoj_kommercii_v_rossii/ (дата обращения: 25.06.2014)
  7. URL: http://www.rdsa.ru/(дата обращения: 15.05.2014)


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: