УДК 338.46

СИСТЕМА ФАКТОРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Орешкин Олег Анатольевич
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
аспирант заочной формы обучения кафедры экономики, предпринимательства и инноваций

Аннотация
В статье представлена система основных факторов стратегии развития гостиничного бизнеса. Подробно изложен алгоритм прогнозирования развития гостиничного предприятия на основе производственной функции.

Ключевые слова: модель затраты – выпуск, производственная функция, система факторов развития гостиничного предприятия


THE SYSTEM OF FACTORS OF STRATEGIC PLANNING AND FORECASTING OF DEVELOPMENT OF A HOTEL ENTERPRISE

Oreshkin Oleg Anatolievich
St. Petersburg state University of architecture and construction
Post-graduate student, chair of economics, entrepreneurships and innovations

Abstract
The article presents the main factors of development strategy in the hotel business. There is a detailed algorithm of forecasting of development of a hotel enterprise on the basis of the production function.

Keywords: production function model of input - output, system of factors of development of hotel companies


Библиографическая ссылка на статью:
Орешкин О.А. Система факторов стратегического планирования и прогнозирования развития гостиничного предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5308 (дата обращения: 20.02.2018).

Для формирования стратегии развития гостиничного предприятия руководители организаций все чаще применяют расширенные механизмы стратегического планирования и прогнозирования, используя не только наиболее подходящие для решения поставленных задач методы стратегического планирования и прогнозирования, но и осуществляя объективную, своевременную и достоверную оценку внутренних и внешних факторов, формирующих определенный климат вокруг исследуемого гостиничного предприятия.

Сложность этой оценки заключается в том, что, несмотря на единое федеральное законодательство в сфере гостиничного бизнеса, единую ментальность населения, существенное значение  в характере стратегического планирования развития гостиничных предприятий играет политика, реализуемая на субъектном уровне. Это объясняется конституционно закрепленным правом субъектов Российской Федерации регулировать посредством нормотворчества процессы развития различных отраслей экономики, в частности, туризма; различием объектов показа, климатических и природных условий; транспортной доступностью; экономическим состоянием региона и др. факторами, оказывающими влияние на индустрию гостеприимства и гостиничный бизнес в частности, а также политику каждого отдельно взятого гостиничного предприятия.

По мнению автора для решения данной задачи целесообразно разработать и применять систему факторов стратегического планирования и прогнозирования развития гостиничного предприятия, которая могла бы включать, например, следующие группы факторов:

1. Специфические факторы гостиничного бизнеса

  • Негибкость предложения гостиничных услуг в связи с невозможностью создавать товарные запасы;
  • Потребляемость гостиничных услуг на месте и во время их производства;
  • Неразрывность связи между услугой и ее исполнителем;
  • Изменчивость гостиничных услуг;
  • Непрерывность работы гостиницы в связи с невозможностью складирования услуг размещения;
  • Взаимосвязь гостиничных услуг с целью поездки;
  • Высокая скорость предоставления гостиничных услуг;
  • Сезонный характер спроса на гостиничные услуги;
  • Неустойчивый характер рабочих мест, периодическое введение сверхурочных часов, отмена выходных дней – как следствие, высокий уровень текучести кадров;
  • Сегментация (соответствие услуг определенному сегменту рынка);
  • Территориальная специфика;
  • Оборачиваемость привлеченного в сферу услуг капитала;
  • Удовлетворение меняющихся вкусов и привычек клиентуры;
  • Особенности технологического процесса на предприятиях сферы услуг.
  • Диверсификация, персонификация и индивидуализация спроса на продукт предприятий сферы услуг.

2. Внутренние факторы гостиничного предприятия

  • Место расположения отеля;
  • Историческая ценность здания отеля;
  • Состояние материально-технической базы отеля;
  • Класс обслуживания и спектр услуг;
  • Персонал;
  • Качество питания;
  • Программа поощрения постоянных гостей;
  • Торговая марка или имидж;
  • Социальная ориентация предприятия;
  • Структура управления;
  • Организационная структура;
  • Организационная культура, духовные ценности, стандарты и традиции поведения;
  • Уровень внешней (готовности фирмы к функционированию в условиях нестабильности внешней среды) и внутренней гибкости(способность фирмы к изменению стратегических целей) стратегического потенциала фирмы;
  • Инвестиционные возможности фирмы поддерживать длительное время высокий уровень конкурентного преимущества;

3. Общеэкономические факторы

  • Состояние совокупного спроса и предложения;
  • Экономический цикл;
  • Уровень инфляции в стране.

4. Конкретные экономические факторы

  • Издержки предпри­ятия на производство гостиничных услуг;
  • Прибыль гостиничного предприятия;
  • Налоги и сборы;
  • Предложение и спрос на гостиничные услуги с учетом взаимозаменяе­мости потребительских свойств – качества, сохранности, внешнего вида, ценности, престижности;

5. Ценовые факторы

  • Фактор ценности услуги;
  • Фактор затрат;
  • Фактор конкуренции;
  • Фактор распределения;
  • Фактор общественного мнения (вкусы и предпочтения потребителей гостиничного продукта, потребительские ожидания);
  • Фактор рекламы;
  • Фактор стимулирования сбыта;
  • Фактор обслуживания.

6. Специальные ценовые факторы

  • Сезонность;
  • Эксплуатационные затраты;
  • Комплектность (клиенту должен быть предложен полный на­бор благ и услуг во время его пребывания в гостинице);
  • Государ­ственное регулирование;
  • Валютный курс;
  • Внешнеэкономические;
  • Политические;
  • Военные;
  • Цены услуг – заменителей;
  • Доход покупателя гостиничных услуг;
  • Количество покупателей.

7. Экономико-территориальные  факторы

А) Факторы осуществления предпринимательской деятельности:

  • Общая характеристика региона;
  • Экономико-географическое положение региона в стране;
  • Природные условия и ресурсы;
  • Население;
  • Хозяйство;
  • Финансово-банковская система;
  • Методы оценки предпринимательского климата;
  • Стратегические цели развития региона.

Б) Региональная политика:

  • Основные направления региональной политики;
  • Налоговая политика;
  • Трансфертная политика;
  • Ценовая (тарифная) политика;
  • Кредитная политика;
  • Инвестиционная политика;
  • Структурная институциональная политика;
  • Негосударственная региональная политика.

В) Региональная ситуация:

  • Экономическая ситуация;
  • Социальная ситуация;
  • Финансовая ситуация;
  • Политическая ситуация;
  • Экологическая ситуация;
  • Социальная напряженность;
  • Уровень развития туристской инфраструктуры и материально-технической базы в регионе: транспортная доступность, количество средств размещения, предприятий общественного питания, экскурсионных автобусов;
  • Уровень и разнообразие туристического обслуживания: создание новых туристических маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных  мероприятий;
  • Уровень безопасности туристов;
  • Уровень информационного обслуживания туристов;
  • Уровень подготовки профессиональных кадров для туристической отрасли;
  • Темпы строительства и ввода новых гостиничных объектов.

8. Факторы, влияющие на перебронирование (овербукинг)

  • Номерной фонд гостиничного предприятия (общее количество номеров);
  • Текущая загрузка гостиницы
  • Количество отъездов на текущий день
  • Количество гарантированных бронирований на текущий день (такие бронирования частично оплачиваются в предварительном порядке и не могут быть отменены даже при неявке гостя, в случае которой начисляются штрафные суммы из предварительно внесенного депозита);
  • Количество негарантированных бронирований (для таких бронирований устанавливается крайний срок приезда, например, 18:00, после которого бронирование отменяется и номера переходят в категорию свободных для продажи);
  • Количество досрочных отъездов (до даты окончания бронирования)
  • Количество продленных бронирований (когда гость желает уехать позже указанной ранее даты);
  • Количество отмененных гарантированных бронирований;
  • Количество отмененных бронирований с ожиданием до установленного срока;
  • Количество неявок по гарантированным бронированиям (за такие неявки можно начислять штрафы);
  • Количество неявок по негарантированным бронированиям;
  • Количество досрочных приездов (гость прибывает раньше срока, указанного в заявке на бронирование; в принципе, гостиница не несет ответственности за таких гостей, однако отказывать им не следует);
  • Количество номеров, временно выбывших из общего номерного фонда: номера на ремонте (OO –OutofOrder) и номера, временно не сдающиеся по различным причинам (OS –OutofService).

9. Факторы выбора метода управления доходами гостиницы

  • Объемы номерного фонда средства размещения;
  • Сегментация по основному клиентскому сегменту или сегментам (показатели зарубежной клиентуры и отечественной; по структуре проживающих – деловые люди, государственные служащие, туристы, участники конференций и совещаний и т.д.;  по демографическим признакам – полу и возрасту; по возрасту и жизненному циклу семьи);
  • Уровень загрузки и тарифной стоимости одного дня проживания.

10. Факторы рисков

  • Появление альтернативного продукта;
  • Снижение цен конкурентами;
  • Рост налогов;
  • Платежеспособность потребителей;
  • Рост цен на сырье, материалы, перевозки;
  • Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив;
  • Недостаток оборотных средств;
  • Изношенность оборудования;
  • Нестабильность качества услуг;
  • Новизна технологий;
  • Отсутствие резерва мощностей;
  • Уровень стабильности или нестабильности внутренней и внешней среды гостиничного предприятия;
  • Снижение качества выполнения услуг исполнителем;
  • Вред для покупателя:
  • Невосполнимость понесенных затрат;
  • Отрицательное влияние сервиса на имидж
  • Потеря времени, усилий при выполнении услуг.
  • Опасность неполучения кредита для развития сервиса;
  • Опасность обесценивания капиталовложений на развитие бизнеса.

11. Факторы оплаты труда

  • Районирование (учет коэффициентов районирования (коррекция оплаты труда на коэффициенты (районные, северные надбавки и доплаты);
  • Уровень средней заработной платы в организациях конкурентов в регионе (сравнение средней заработной платы по профессиям (флагманы профессии);
  • Степень текучести кадров в регионе (коэффициенты, применяемые к уровню заработной платы конкурентов);
  • Выработка продукции/услуг на одного среднесписочного работника;
  • Уровень инфляции в стране (по региону) (корректировка заработной платы на индекс инфляции);
  • Привязка минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму в регионе.

12. Факторы коммерческой привлекательности

  • Динамика потенциальной прибыли;
  • Темп роста продаж,
  • Конкурентоспособность услуги на различных рынках;
  • Реальность модификации услуги в случае освоения его базового варианта конкурентами;
  • Вероятность того, что коммерческое освоение данной услуги изменит облик отрасли;
  • Политические, социальные и прочие последствия реализации проекта. 

Факторы, определяющие ресурсные возможности гостиничного предприятия

  • Доступность финансовых средств;
  • Достаточность собственной сети сбыта;
  • Имеющиеся производственные мощности;
  • Прочность научно-технической базы;
  • Соответствие сырьевой базы планируемым нововведениям;
  • Наличие одаренных менеджеров-новаторов.

Для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант производственной функции) и для анализа, а также прогнозирования соотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант производственной функции) на различных уровнях экономики — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная производственная функция, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или национального дохода и т. п.) как правило, используются производственные функции. В отдельном гостиничном предприятии производственная функция описывает максимальный объем выпуска продукции, которую оно в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Она может быть представлена множеством изоквант, связанных с различными уровнями объема производства.

Такой вид производственной функции, когда устанавливается явная зависимость объема производства продукции от наличия или потребления ресурсов, называется функцией выпуска[1].

Математически производственные функции могут быть представлены в различных формах – от столь простых, как линейная зависимость результата производства от одного исследуемого фактора, до весьма сложных систем уравнений, включающих рекуррентные соотношения, которыми связываются состояния изучаемого объекта в разные периоды времени[1].

Наиболее широко распространены мультипликативно-степенные формы представления производственных функций. Их особенность состоит в следующем: если один из сомножителей равен нулю, то результат обращается в нуль. Легко заметить, что это реалистично отражает тот факт, что в большинстве случаев в производстве участвуют все анализируемые первичные ресурсы и без любого из них выпуск продукции оказывается невозможным. В самой общей форме (она называется канонической) эта функция записывается так[1]:

  (1)        или       (2)

Здесь коэффициент А, стоящий перед знаком умножения, учитывает размерность, он зависит от избранной единицы измерений затрат и выпуска. Сомножители от первого до n-го могут иметь различное содержание в зависимости от того, какие факторы оказывают влияние на общий результат (выпуск). Например, в производственной функции, которая применяется для изучения экономики в целом, можно в качестве результативного показателя принять объем конечного продукта, а сомножителей – численность занятого населения x1, сумму основных и оборотных фондов x2, площадь используемой земли x3[1].

По мнению автора, производственная функция  может использоваться и для расчета прогнозируемого объема предоставляемых гостиничных услуг, при этом под Х1 необходимо рассматривать сумму основных и оборотных фондов гостиницы, под Х2 – площадь гостиницы и прилежащей территории, под Х3 – суммарную численность руководящего и обслуживающего персонала, под Х4 объем аутсорсинговых услуг.

Разнообразие методов стратегического планирования, применяемых на разных его этапах, требует обеспечения совместимости результатов, получаемых с их помощью, и разработки единой процедуры проведения стратегического планирования на основе модели затраты -выпуск.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Экономико-математический словарь – электронный портал//URL:http://economic_mathematics.academic.ru/(Дата обращения 12.02.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «progressnevagroup»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: