Для формирования стратегии развития гостиничного предприятия руководители организаций все чаще применяют расширенные механизмы стратегического планирования и прогнозирования, используя не только наиболее подходящие для решения поставленных задач методы стратегического планирования и прогнозирования, но и осуществляя объективную, своевременную и достоверную оценку внутренних и внешних факторов, формирующих определенный климат вокруг исследуемого гостиничного предприятия.
Сложность этой оценки заключается в том, что, несмотря на единое федеральное законодательство в сфере гостиничного бизнеса, единую ментальность населения, существенное значение в характере стратегического планирования развития гостиничных предприятий играет политика, реализуемая на субъектном уровне. Это объясняется конституционно закрепленным правом субъектов Российской Федерации регулировать посредством нормотворчества процессы развития различных отраслей экономики, в частности, туризма; различием объектов показа, климатических и природных условий; транспортной доступностью; экономическим состоянием региона и др. факторами, оказывающими влияние на индустрию гостеприимства и гостиничный бизнес в частности, а также политику каждого отдельно взятого гостиничного предприятия.
По мнению автора для решения данной задачи целесообразно разработать и применять систему факторов стратегического планирования и прогнозирования развития гостиничного предприятия, которая могла бы включать, например, следующие группы факторов:
1. Специфические факторы гостиничного бизнеса
- Негибкость предложения гостиничных услуг в связи с невозможностью создавать товарные запасы;
- Потребляемость гостиничных услуг на месте и во время их производства;
- Неразрывность связи между услугой и ее исполнителем;
- Изменчивость гостиничных услуг;
- Непрерывность работы гостиницы в связи с невозможностью складирования услуг размещения;
- Взаимосвязь гостиничных услуг с целью поездки;
- Высокая скорость предоставления гостиничных услуг;
- Сезонный характер спроса на гостиничные услуги;
- Неустойчивый характер рабочих мест, периодическое введение сверхурочных часов, отмена выходных дней – как следствие, высокий уровень текучести кадров;
- Сегментация (соответствие услуг определенному сегменту рынка);
- Территориальная специфика;
- Оборачиваемость привлеченного в сферу услуг капитала;
- Удовлетворение меняющихся вкусов и привычек клиентуры;
- Особенности технологического процесса на предприятиях сферы услуг.
- Диверсификация, персонификация и индивидуализация спроса на продукт предприятий сферы услуг.
2. Внутренние факторы гостиничного предприятия
- Место расположения отеля;
- Историческая ценность здания отеля;
- Состояние материально-технической базы отеля;
- Класс обслуживания и спектр услуг;
- Персонал;
- Качество питания;
- Программа поощрения постоянных гостей;
- Торговая марка или имидж;
- Социальная ориентация предприятия;
- Структура управления;
- Организационная структура;
- Организационная культура, духовные ценности, стандарты и традиции поведения;
- Уровень внешней (готовности фирмы к функционированию в условиях нестабильности внешней среды) и внутренней гибкости(способность фирмы к изменению стратегических целей) стратегического потенциала фирмы;
- Инвестиционные возможности фирмы поддерживать длительное время высокий уровень конкурентного преимущества;
3. Общеэкономические факторы
- Состояние совокупного спроса и предложения;
- Экономический цикл;
- Уровень инфляции в стране.
4. Конкретные экономические факторы
- Издержки предприятия на производство гостиничных услуг;
- Прибыль гостиничного предприятия;
- Налоги и сборы;
- Предложение и спрос на гостиничные услуги с учетом взаимозаменяемости потребительских свойств – качества, сохранности, внешнего вида, ценности, престижности;
5. Ценовые факторы
- Фактор ценности услуги;
- Фактор затрат;
- Фактор конкуренции;
- Фактор распределения;
- Фактор общественного мнения (вкусы и предпочтения потребителей гостиничного продукта, потребительские ожидания);
- Фактор рекламы;
- Фактор стимулирования сбыта;
- Фактор обслуживания.
6. Специальные ценовые факторы
- Сезонность;
- Эксплуатационные затраты;
- Комплектность (клиенту должен быть предложен полный набор благ и услуг во время его пребывания в гостинице);
- Государственное регулирование;
- Валютный курс;
- Внешнеэкономические;
- Политические;
- Военные;
- Цены услуг – заменителей;
- Доход покупателя гостиничных услуг;
- Количество покупателей.
7. Экономико-территориальные факторы
А) Факторы осуществления предпринимательской деятельности:
- Общая характеристика региона;
- Экономико-географическое положение региона в стране;
- Природные условия и ресурсы;
- Население;
- Хозяйство;
- Финансово-банковская система;
- Методы оценки предпринимательского климата;
- Стратегические цели развития региона.
Б) Региональная политика:
- Основные направления региональной политики;
- Налоговая политика;
- Трансфертная политика;
- Ценовая (тарифная) политика;
- Кредитная политика;
- Инвестиционная политика;
- Структурная институциональная политика;
- Негосударственная региональная политика.
В) Региональная ситуация:
- Экономическая ситуация;
- Социальная ситуация;
- Финансовая ситуация;
- Политическая ситуация;
- Экологическая ситуация;
- Социальная напряженность;
- Уровень развития туристской инфраструктуры и материально-технической базы в регионе: транспортная доступность, количество средств размещения, предприятий общественного питания, экскурсионных автобусов;
- Уровень и разнообразие туристического обслуживания: создание новых туристических маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий;
- Уровень безопасности туристов;
- Уровень информационного обслуживания туристов;
- Уровень подготовки профессиональных кадров для туристической отрасли;
- Темпы строительства и ввода новых гостиничных объектов.
8. Факторы, влияющие на перебронирование (овербукинг)
- Номерной фонд гостиничного предприятия (общее количество номеров);
- Текущая загрузка гостиницы
- Количество отъездов на текущий день
- Количество гарантированных бронирований на текущий день (такие бронирования частично оплачиваются в предварительном порядке и не могут быть отменены даже при неявке гостя, в случае которой начисляются штрафные суммы из предварительно внесенного депозита);
- Количество негарантированных бронирований (для таких бронирований устанавливается крайний срок приезда, например, 18:00, после которого бронирование отменяется и номера переходят в категорию свободных для продажи);
- Количество досрочных отъездов (до даты окончания бронирования)
- Количество продленных бронирований (когда гость желает уехать позже указанной ранее даты);
- Количество отмененных гарантированных бронирований;
- Количество отмененных бронирований с ожиданием до установленного срока;
- Количество неявок по гарантированным бронированиям (за такие неявки можно начислять штрафы);
- Количество неявок по негарантированным бронированиям;
- Количество досрочных приездов (гость прибывает раньше срока, указанного в заявке на бронирование; в принципе, гостиница не несет ответственности за таких гостей, однако отказывать им не следует);
- Количество номеров, временно выбывших из общего номерного фонда: номера на ремонте (OO –OutofOrder) и номера, временно не сдающиеся по различным причинам (OS –OutofService).
9. Факторы выбора метода управления доходами гостиницы
- Объемы номерного фонда средства размещения;
- Сегментация по основному клиентскому сегменту или сегментам (показатели зарубежной клиентуры и отечественной; по структуре проживающих – деловые люди, государственные служащие, туристы, участники конференций и совещаний и т.д.; по демографическим признакам – полу и возрасту; по возрасту и жизненному циклу семьи);
- Уровень загрузки и тарифной стоимости одного дня проживания.
10. Факторы рисков
- Появление альтернативного продукта;
- Снижение цен конкурентами;
- Рост налогов;
- Платежеспособность потребителей;
- Рост цен на сырье, материалы, перевозки;
- Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив;
- Недостаток оборотных средств;
- Изношенность оборудования;
- Нестабильность качества услуг;
- Новизна технологий;
- Отсутствие резерва мощностей;
- Уровень стабильности или нестабильности внутренней и внешней среды гостиничного предприятия;
- Снижение качества выполнения услуг исполнителем;
- Вред для покупателя:
- Невосполнимость понесенных затрат;
- Отрицательное влияние сервиса на имидж
- Потеря времени, усилий при выполнении услуг.
- Опасность неполучения кредита для развития сервиса;
- Опасность обесценивания капиталовложений на развитие бизнеса.
11. Факторы оплаты труда
- Районирование (учет коэффициентов районирования (коррекция оплаты труда на коэффициенты (районные, северные надбавки и доплаты);
- Уровень средней заработной платы в организациях конкурентов в регионе (сравнение средней заработной платы по профессиям (флагманы профессии);
- Степень текучести кадров в регионе (коэффициенты, применяемые к уровню заработной платы конкурентов);
- Выработка продукции/услуг на одного среднесписочного работника;
- Уровень инфляции в стране (по региону) (корректировка заработной платы на индекс инфляции);
- Привязка минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму в регионе.
12. Факторы коммерческой привлекательности
- Динамика потенциальной прибыли;
- Темп роста продаж,
- Конкурентоспособность услуги на различных рынках;
- Реальность модификации услуги в случае освоения его базового варианта конкурентами;
- Вероятность того, что коммерческое освоение данной услуги изменит облик отрасли;
- Политические, социальные и прочие последствия реализации проекта.
Факторы, определяющие ресурсные возможности гостиничного предприятия
- Доступность финансовых средств;
- Достаточность собственной сети сбыта;
- Имеющиеся производственные мощности;
- Прочность научно-технической базы;
- Соответствие сырьевой базы планируемым нововведениям;
- Наличие одаренных менеджеров-новаторов.
Для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант производственной функции) и для анализа, а также прогнозирования соотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант производственной функции) на различных уровнях экономики — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная производственная функция, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или национального дохода и т. п.) как правило, используются производственные функции. В отдельном гостиничном предприятии производственная функция описывает максимальный объем выпуска продукции, которую оно в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Она может быть представлена множеством изоквант, связанных с различными уровнями объема производства.
Такой вид производственной функции, когда устанавливается явная зависимость объема производства продукции от наличия или потребления ресурсов, называется функцией выпуска[1].
Математически производственные функции могут быть представлены в различных формах – от столь простых, как линейная зависимость результата производства от одного исследуемого фактора, до весьма сложных систем уравнений, включающих рекуррентные соотношения, которыми связываются состояния изучаемого объекта в разные периоды времени[1].
Наиболее широко распространены мультипликативно-степенные формы представления производственных функций. Их особенность состоит в следующем: если один из сомножителей равен нулю, то результат обращается в нуль. Легко заметить, что это реалистично отражает тот факт, что в большинстве случаев в производстве участвуют все анализируемые первичные ресурсы и без любого из них выпуск продукции оказывается невозможным. В самой общей форме (она называется канонической) эта функция записывается так[1]:
(1) или
(2)
Здесь коэффициент А, стоящий перед знаком умножения, учитывает размерность, он зависит от избранной единицы измерений затрат и выпуска. Сомножители от первого до n-го могут иметь различное содержание в зависимости от того, какие факторы оказывают влияние на общий результат (выпуск). Например, в производственной функции, которая применяется для изучения экономики в целом, можно в качестве результативного показателя принять объем конечного продукта, а сомножителей – численность занятого населения x1, сумму основных и оборотных фондов x2, площадь используемой земли x3[1].
По мнению автора, производственная функция может использоваться и для расчета прогнозируемого объема предоставляемых гостиничных услуг, при этом под Х1 необходимо рассматривать сумму основных и оборотных фондов гостиницы, под Х2 – площадь гостиницы и прилежащей территории, под Х3 – суммарную численность руководящего и обслуживающего персонала, под Х4 объем аутсорсинговых услуг.
Разнообразие методов стратегического планирования, применяемых на разных его этапах, требует обеспечения совместимости результатов, получаемых с их помощью, и разработки единой процедуры проведения стратегического планирования на основе модели затраты -выпуск.
Библиографический список
- Экономико-математический словарь – электронный портал//URL:http://economic_mathematics.academic.ru/(Дата обращения 12.02.2014)