УДК 338/22

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Галимова Айгуль Шарифовна1, Полуянова Ольга Андреевна2
1Башкирский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социология труда и экономика предпринимательства»
2Башкирский государственный университет, студентка 5 курса Института экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
В современной экономике все большее значение приобретает общественная оценка деятельности компании – то, как её воспринимает общество. В этой связи огромную роль играет реализация социальной ответственности предприятия. Данной статья рассматривает проблемы развития социальной ответственности бизнеса как экономического явления.

Ключевые слова: общественная оценка деятельности компании, социальная ответственность бизнеса


PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS AN ECONOMIC PHENOMENON

Galimova Ajgul Sharifovna1, Poluyanova Olga Andreevna2
1Bashkir State University PhD, Associate Professor of «Sociology of Work and Business Economy», Bashkir State University 5th year student of the Institute of Economics, Finance and Business, PhD, Associate Professor of «Sociology of Work and Business Economy»
2Bashkir State University PhD, Associate Professor of «Sociology of Work and Business Economy», Bashkir State University 5th year student of the Institute of Economics, Finance and Business, 5th year student of the Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
In today's economy is becoming increasingly important public perception of the company - how society perceives it. In this regard, a huge part is the implementation of the social responsibility of the enterprise. This paper examines the problems of development of corporate social responsibility as an economic phenomenon.

Библиографическая ссылка на статью:
Галимова А.Ш., Полуянова О.А. Проблемы социальной ответственности бизнеса как экономического явления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5018 (дата обращения: 28.09.2017).

За многовековую историю своего существования рыночная система хозяйства прошла путь от классического капитализма до социально-ориентированной экономики. Сегодня  все большее значение приобретает не только экономическая, но и общественная оценка деятельности компании – то, как её воспринимает общество. В этой связи огромную  роль играет реализация социальной ответственности предприятия. В научной литературе социальная ответственность бизнеса рассматривается как добровольный вклад владельца бизнеса, который непосредственно связан с основной деятельностью фирмы и выходящего  за рамки законодательно установленного минимума, в развитие общества в экономической, социальной и экологической сферах.

В 2000 году Организацией объединенных наций были разработаны стандарты отчетности в области корпоративной социальной ответственности (United Nations Global Compact), которые способствуют оценке отчетности по социальной ответственности, а оценку качества социальной ответственности осуществляет социальный аудит.

В нашей стране начало роста социальной деятельности происходит только с конца 1999г. Первая отчетность компаний об их социальной деятельности появилась лишь в 2002г. Опрос Всероссийского центра  изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[3], посвященный проблемам российского бизнеса – о социальной ответственности бизнеса,  проведенный по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в 2010 г., показал, что о мотивах своего участия в программах развития территорий 42% бизнесменов говорят, что это общераспространенная практика, «своеобразная норма жизни» для них, 29% ответили, что представители бизнес сообщества должны помогать социально незащищенным слоям населения, 21% полагает, что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей, 30% помогают территории, опасаясь, что в ином случае его предприятие впадет в немилость у властей, для 32% значимы личные просьбы со стороны властей.

C правовой точки зрения благотворительность рассматривается как добровольная деятельность по бескорыстной передаче имущества на безвозмездной основе (или на льготных условиях) нуждающимся в этом гражданам.[6] На сегодняшний день более 70% крупных российских компаний занимаются благотворительностью. По данным исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России, участие в социальных проектах стоит Российскому бизнесу от 8 до 30% от их прибыли после уплаты налогов. В 2010 году 50 крупнейших Российских компаний направили на благотворительные программы по минимальным подсчетам 1,7 млрд. руб.

Рассматривая западный опыт и разработанные стандарты, не учитывая внутриполитической, социально-экономической ситуации и особенностей каждого региона страны, нельзя говорить об успешном развитии социальной ответственности, которая сталкивается с рядом проблем.

Одна из проблем, мешающая развитию социальной ответственности бизнеса является взаимодействие бизнеса с населением – до сих пор для общества социальная ответственность освещается как благотворительная инициатива, но не преподносится как экономическое явление.

В России лишь малая доля предприятий участвует в процессе внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность. Этому процессу способствовало принятие ряда документов по регулированию социальной ответственности бизнеса. В  2004 году Российским союзом промышленников и предпринимателей была одобрена «Социальная хартия Российского бизнеса», утверждающая, что социальная ответственность «может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и для общества в целом».[4]

Средний и малый бизнес не проявляет такую активность, по причине ограниченных материальных ресурсов, в сравнении с транснациональными корпорациями (поэтому предприятия вынуждены избегать долгосрочные проекты, и способны осуществлять только разовые благотворительные акции), налоговые платежи так же создают трудности. Эти факторы ограничивают возможность среднего и малого бизнеса заниматься благотворительной деятельностью в боле крупном масштабе.

На слабое развитие корпоративной социальной ответственности в России малого и среднего бизнеса влияет отсутствие заинтересованности государственных компаний. По сути, представители государственного бизнеса обязаны, как никто другой быть социально ответственными и открытыми. Но в результате, все как раз наоборот. Это объясняется тем, что корпоративная социальная ответственность обязывает компании афишировать экономические отчеты, тем самым делиться важной информацией. Но, к сожалению, организации пока не готовы пойти на такой шаг, так как экономика российского бизнеса не совсем прозрачна.

При решении проблемы внедрения в бизнес корпоративной социальной ответственности компании должны уравновесить интересы и потребности всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров[7]), влияющих на организацию каким-либо образом, или же подчиняющихся ей. Таковыми являются профсоюзы, акционеры, кредиторы, поставщики, персонал организации, общественные организации и т.п. Многие крупные компании находятся под ощутимым давлением с их стороны. К компании могут быть выдвинуты различные требования: от требования удовлетворить интересы конкретных некоммерческих организаций, до просьбы изготовления продукции из других, более современных материалов. Если же не учитывать все интересы, то это может негативно отразиться на предприятии, как в виде снижении доходов, так и в виде потери репутации.[5]

Отсутствие работающих стандартов регулирования отношений в этой сфере, установленных законодательством, является самой острой проблемой развития социальной ответственности бизнеса. Политика «благотворительного рэкета» – давления, оказываемого местными или федеральными властями, с целью заставить компанию  жертвовать на различные дела, к положительным результатам не приводит. Учитывая нестабильность в экономике нашей страны, руководители предприятий предпочитают оставлять часть своих доходов в запасе и не охотно расстаются с ними. Но само государство заинтересовано в развитии  социальной ответственности бизнеса и готово к созданию партнерских отношений с бизнесом.

Абсолютное большинство российских предпринимателей государство должно стимулировать социальную ответственность бизнеса, к примеру, в форме ликвидации налогообложения благотворительной деятельности. Тогда создание в России продуманного механизма социальной ответственности бизнеса будет необходимым условием для взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства. Разработка законодательной нормативно – правовой базы в этой сфере станет первым шагом в решении данной проблемы. Возможны следующие варианты в отношении улучшения корпоративной социальной ответственности: создание стимулов для руководства компаний, введение обязательной социальной отчетности предприятий, экономические льготы, снижение налогообложения, создание государственно-частных партнерств и многое другое. В зарубежных странах многие из этих мероприятий внедрены, и поэтому некоторый опыт Россия может заимствовать. Но для нашей страны также важна разработка новых мероприятий, характерных для особенностей нашей страны.

В 2009г. правительством была одобрена Концепция содействию благотворительной деятельности и добровольчества. В 2010г. были внесены поправки  в федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», определяющие правовые основания регулирования добровольной благотворительной деятельности и предоставляющий государственным и муниципальным органам власти право поддерживать благотворительность и добровольчество.[2]

По мере развития научно технического прогресса, производства, информационных технологий и возникают и новые сложно решаемые проблемы: социально-экономические, экологические, технические, политические, информационные и др. от решения этих проблем настоящее время зависят будущее цивилизации. Большую роль в их решении определяет деятельность современных компаний, их ответственность перед обществом. Поэтому проблемы социальной ответственности бизнеса в нынешнее время становятся актуальными. Многие представители науки, бизнеса и политики занимаются поиском их решений. Значительным вкладом для признания российских компаний на международной арене будет внедрение рациональной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности. Это будет началом нового пути развития данной сферы для России – изменение имиджа компаний, стереотипов, возможности рыночных механизмов и социальной ориентации бизнес сообщества.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108360/
  2. «Дмитрий Медведев внес поправки в закон о благотворительности», «Аргументы недели» ,  26 декабря 2010 URL:http://argumenti.ru/politics
  3. Официальный сайт Всероссийского центра  изучения общественного мнения, раздел социальной ответственности бизнеса URL:http://wciom.ru
  4. «Социальная хартия российского бизнеса» от 16 ноября 2004 г., XIV съезд РСПП. URL:http://www. csr-rspp.ru/social/hartiya.
  5. Толкишевская Татьяна Михайловна, Быкова Анна Викторовна «Актуальные проблемы становления социальной ответственности бизнеса в России». Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» 2013, URL: http://ekonomika.snauka.ru
  6. Галимова А. Ш. Полуянова О.А., «Проблемы социальной ответственности бизнеса», 2014
  7. Википедия – свободная энциклопедия, URL:http://ru.wikipedia.org


Все статьи автора «Полуянова Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: