Понятие «социальная ответственность бизнеса» зародилось в конце XX века в европейских странах, но в нашей стране первые разработки в этом направлении были намечены сравнительно недавно. Сначала под социальной ответственностью понималась лишь политика отношений между работодателем и работниками, своевременная выплата заработной платы, уплата налогов и т.п. Сегодня это понятие несколько трансформировалось, появились разговоры о необходимости ведения бизнеса с учетом заботы об окружающей среде, а также подключился социальный аспект, в настоящее время являющийся неотъемлемой частью устойчивого развития [1].
Отсутствие единой трактовки определения «корпоративной социальной ответственности» являет собой одну из наиболее существенных проблем в этой сфере, позволяя компаниям по-своему объяснять значение этого понятия [2]. Но суть каждой из них состоит в том, что компании должны на добровольной основе внедрять в свой бизнес как социальную, так и экологическую политику, ориентированную на все заинтересованные стороны от работников до всего общества в целом, принимая участие поддержании его стабильности.
По мере развития корпоративной социальной ответственности возникают проблемы, наиболее важные из которых будут рассмотрены в данной статье.
Главное, чем характеризуется корпоративная социальная ответственность, это добровольность, т.е. бизнес должен быть ответственен как перед внутренней, так и перед внешней средой компании, отдавая часть доходов на нужды общества. Еще несколько лет назад в России не понимали значения КСО, считая вкладом в развитие общества ежемесячную оплату труда, бесплатное питание, и иногда бесплатное медицинское страхование для сотрудников. А крупнейшие корпорации ограничивались тем, что обещали в будущем проведение акций благотворительности и заявляли о необходимости охраны природы и защиты вымирающих представителей животного и растительного мира.
В связи с тем, что на фоне мирового экономического кризиса российские производители заинтересованы в иностранных капиталовложениях и новых международных связях, проблема введения новых стандартов корпоративной ответственности с ориентиром на западную модель становится все более актуальной. На сегодняшний день разработаны стандарты отчетности в области КСО (United Nations Global Compact, ООН, 2000г.), а качество ведения корпоративной ответственности оценивает социальный аудит [3]. Но рассматривать корпоративную ответственность, ориентируясь только лишь на западную практику и разработанные стандарты в рассматриваемой сфере, без учета внутриполитической ситуации и особенностей, присущих отдельным регионам невозможно, и вследствие этих и многих других факторов становление и развитие КСО в России сталкивается с рядом трудностей.
Первая состоит в том, что лишь незначительная доля предприятий вовлечена в процесс внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность. Официально курс в этом направлении был взят в 2003 году, и за прошедшие десять лет добровольная активность по усвоению этих принципов наблюдается в основном у крупных национальных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть», «РосБанк» и других. Именно эти представители частного бизнеса, понимающие стратегическую необходимость и эффективность работы в сфере социальной и экологической поддержки общества, первыми стали использовать в деятельности международные стандарты КСО и предоставлять социальную отчетность, отличающуюся своей прозрачностью и общедоступностью [4].
Малый и средний бизнес такую активность не проявляет, это связано как с недостаточностью материальных ресурсов по сравнению с транснациональными корпорациями (в связи с этим фактором предприятия способны лишь на разовые благотворительные акции, избегая долгосрочных проектов), так и из-за многочисленных налоговых платежей. Все это позволяет российским представителям малого и среднего бизнеса ограничиваться лишь благотворительностью местного масштаба.
Помимо слабого вовлечения в развитие принципов КСО в России малого и среднего бизнеса существует и другая проблема – крайне низкая заинтересованность в этой сфере государственных компаний (либо находящихся под контролем государства). Казалось бы, кто, как не представители государственного бизнеса, должны подавать пример для других: быть более открытыми и социально ответственными. Но нет, происходит все как раз наоборот, и это можно объяснить тем, что КСО предполагает, что компания должна публиковать отчеты по своей деятельности (экономические, социальные, касающиеся устойчивого развития), то есть добровольно раскрыть всю важную информацию [5]. А на это, учитывая непрозрачность российского бизнеса, организации пока пойти не готовы.
Также становлению в нашей стране социальной ответственности мешает и тот факт, что работники компаний хоть и критикуют своих работодателей по поводу того, что они не желают решать их проблемы в социальной сфере, но и сами полностью отстраняются от попыток предпринять какие-либо шаги в этом направлении самостоятельно, предпочитая перекладывать ответственность за это на вышестоящее руководство.
Еще одна сложная задача, стоящая перед компаниями, внедряющими в свой бизнес политику корпоративной социальной ответственности – это достижение баланса интересов и потребностей множества заинтересованных сторон, или стейкхолдеров, имеющих на организацию определенное влияние или подверженных ему. К ним можно отнести акционеров, профсоюзы, общественные организации, поставщиков, кредиторов, персонал организации и т.п. Большинство крупных корпораций испытывает серьезное давление с их стороны. Причем требуемые от корпорации конкретные действия могут быть совершенно различными: от использования более экологически чистых материалов в производстве до удовлетворения интересов конкретных некоммерческих организаций. Нарушение этого баланса может привести к серьезным конфликтам, которые могут повлечь за собой неприятности для компании, как финансовые (снижение доходов), так и деловые (потеря репутации).
Но одна из самых острых проблем на пути развития социальной ответственности бизнеса – это отсутствие реальных законодательно установленных стандартов регулирования отношений в этой сфере. Политика принудительного навязывания компаниям со стороны государства необходимости ведения деятельности на основе принципов КСО к желаемым результатам не приводит, потому что руководство компаний, учитывая нестабильность экономики в нашей стране, не очень охотно расстаются со своими доходами, предпочитая оставить что-то в запасе. А государство, в свою очередь, заинтересовано в участии крупных компаний в развитии социальной ответственности бизнеса ввиду недостатка финансовых средств, и в принципе готово на партнерство и оказание содействия в этом процессе.
Но для того, чтобы взаимовыгодное сотрудничество этих институтов достигло наибольшей эффективности, необходимо создание в России адекватного механизма государственного регулирования социальной ответственности бизнеса. Первым шагом в этом направлении должна стать разработка законодательной нормативно-правовой базы в сфере КСО. Далее можно предложить следующие методы в отношении совершенствования КСО в нашей стране: экономические льготы, создание инвестиционных некоммерческих фондов, прибыль которых, не облагаемая налогом, идет на благотворительность, введение обязательной социальной отчетности для организаций, создание государственно-частных партнерств, стимулы для руководства компаний и многое другое. Некоторые из предложенных мероприятий уже опробованы в зарубежных странах, поэтому некоторый опыт мы можем заимствовать, но и обязательна разработка новых, более характерных для нашей страны с учетом российского менталитета.
К сожалению, по мере активного внедрения политики корпоративной социальной ответственности в России возникнет еще большее число проблем, но при научно обоснованном подходе все они в конечном счете поддаются разрешению.
Таким образом, в современном мире социальная ответственность бизнеса играет решающую роль. По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, культурологические и пр. От комплексного решения этих проблем зависит будущее цивилизации. Но решение их в значительной мере определяется деятельностью современных корпораций, их ответственностью перед обществом и будущим. Вот почему проблемы корпоративной социальной ответственности сегодня становятся центральными в менеджменте. Поиском их решений занимаются многие представители политики, науки и бизнеса.
Разработка и внедрение разумной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности – это шаг к признанию российских компаний на международной арене. Это начало длинного пути изменения стереотипов, имиджа предприятий РФ, возможность совмещения рыночной политики и социальной ориентации бизнес-структур.
Библиографический список
- Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М., 2006.
- Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. М., 2001.
- Ивченко С.В., Сиваева Т.С. Формирование социальной ответственности российских компаний. М., 2003.
- Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. М., 2003.
- Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность. Учебное пособие. Тюмень, 2012.