УДК 336.28

НОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Муртазина Елизавета Марсовна
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
В статье рассматривается вопрос целесообразности введения специального налогового режима на территории Дальнего Востока России, а также его принципы. В статье изучаются изменения и дополнения к налоговому кодексу РФ, преимущества и недостатки введения подобных зон опережающего развития, рассматривается зарубежный опыт.

Ключевые слова: зона опережающего развития, налоговые льготы, оффшор


NEW TAX POLICY OF THE FAR EAST OF RUSSIA

Murtazina Elizabeth Marsovna
Far East Federal University

Abstract
In article the question of expediency of introduction of a special tax mode on territories of the Far East of Russia, and also its principles is considered. In article changes and additions to the tax code of the Russian Federation, advantage and shortcomings of introduction of similar zones of advancing development are studied, foreign experience is considered.

Keywords: offshore, tax privileges, zone of advancing development


Библиографическая ссылка на статью:
Муртазина Е.М. Новая налоговая политика Дальнего Востока России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4999 (дата обращения: 30.09.2017).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, доцент кафедры “Финансы и кредит”

 

Развитие Дальнего востока – одна из приоритетных задач правительства РФ, что обусловлено рядом объективных причин. Во- первых Российский Дальний Восток является связующим звеном России и современного центра экономического роста – Азиатско-Тихоокеанского региона, который по темпам развития опережает западные регионы. Во – вторых территория Дальневосточного Федерального округа чрезвычайно богата природными ресурсами, как ископаемыми, так и рекреационными, что дает возможность развитию здесь крупного и среднего бизнеса. В – третьих  Российский Дальний Восток традиционно отстает в социально экономическом развитии от западных территорий, на которые приходится большая доля производства и потребления.

Фундаментом развития Дальнего востока, помимо проектов, финансируемых из федерального бюджета, должны стать программы по улучшению инвестиционного климата региона,  основой для которых служит грамотная налоговая политика. Как известно, деньги идут туда, где они приносят большую прибыль, что обуславливается более низкими затратами, в том числе на налоговые сборы. Создание зон специального налогового режима является эффективным инструментом привлечения капитала в экономику, что в свою очередь дает толчок развитию всего региона.

Государственной думой 20 сентября 2013 года были приняты изменения в Налоговом кодексе РФ в целях улучшения инвестиционного климата Дальневосточного Федерального Округа.  Кодекс был дополнен главой содержащей особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, которые должны удовлетворять условиям, прописанным в этой же главе. Товары в рамках такого инвестиционного проекта должны быть произведены на территории исключительно одного из субъектов Дальневосточного Федерального округа.

Важно отметить, что в соответствии с новой главой, в случае предоставления налоговых льгот региональный инвестиционный проект не может быть направлен на добычу и переработку нефти, природного газа и газового конденсата, а так же подакцизных товаров, за исключением автомобилей и мотоциклов. Этот пункт является очень важным, так как нефть и газ являются стратегическим сырьем, а налоги на их добычу идут в федеральный бюджет, составляя его основу. Так же дополнительным условием предоставления налоговых льгот является ограничение минимального капиталовложения в соответствии с инвестиционной декларацией: 50 миллионов рублей при условии капиталовложения в срок менее 3-х лет со дня включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов, который ведет Федеральная Налоговая служба, 500 миллионов рублей – в срок не менее 5 лет. Примечательно, что закон позволяет субъектам РФ изменять в сторону увеличения минимальный объем инвестирования, чем воспользовались законодатели приморского края увеличив его до 150 миллионов рублей.

В соответствии с изменениями в Налоговом кодексе депутаты законодательного собрания Приморского края приняли региональный закон позволяющий предоставлять с 1 января 2014 года крупным инвесторам, производящим товары, создающим в ходе инвестирования высокопроизводительные рабочие места льготный режим налогообложения. Для получения налоговых льгот предприятию необходимо стать участником регионального инвестиционного проекта на территории Приморского края. Такой режим предполагает освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течении первых пяти лет деятельности. В течение последующих пяти лет ставка налога на прибыль для предприятий созданных в рамках региональных инвестиционных проектов установлена в размере 10 процентов, а налога на имущество – 5 процентов, что так же является льготой по уплате налогов.

Следует заметить, что для предприятий, которые будут оказывать услуги, установлен иной режим налогообложения. Ставка налога на прибыль организации определена в размере 13,5 процентов в первые 10 лет деятельности компании, а ставка налога на имущество аналогична установленной ставке для производственных предприятий, то есть освобождение от налога в первые пять лет, с последующим взиманием 0,5 процента от балансовой стоимости имущества в течении 5 лет. Льготы распространяются на такие виды экономической деятельности как гостиничный бизнес, производство и распределение электроэнергии, транспорт и связь.

Однако создание своеобразного оффшора на территории Дальнего Востока несет в себе ряд преимуществ и проблем. Так, создание такое зоны налоговых каникул, безусловно, приведет к экономическому развитию региона. Налоговые льготы могут дать новым дальневосточным предприятиям конкурентные преимущества в производстве товаров и услуг, которые помогут выйти на рынки как за пределами дальневосточного региона, так и зарубежа. Но с другой стороны, это может повлечь за собой масштабное укрывательство от уплаты налогов, непропорциональным ростом цена на недвижимость и усилением значимости банковского сектора. Ведь как показывает зарубежная практика, подобные экономические пузыри как ни как лопаются. К тому же, по- мнению ведущих аналитиков финансовых компаний, таких как А.Болоненков, И. Суздальцев, подобный оффшор прежде всего предполагается для олигархов, так как только они фактически имеют право пользоваться подобными правами в России. Рядового российского предпринимателя, даже приморского, и близко к такой льготе не подпустят. Поэтому первоочередное внимание стоит уделить тому, чтобы после создание такой зоны опережающего развития капиталы не покидали пределы страны и оставались открытыми.

Однако время покажет… А мы просто будем надеяться, выбранная политика поднимет с колен дальневосточный регион, улучшит благосостояние граждан.


Библиографический список
  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15786  (дата обращения: 06.04.14.).
  2. Льготы в чистом поле [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/22/vostok.html  (дата обращения 20.04.14).
  3. Медведев: Дальнему Востоку и Сибири нужны разные налоговые режимы [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/09/17/nalogi-anons.html  (дата обращения 20.04.14).
  4. Медведев: На Дальнем Востоке будет создан специальный налоговый режим [Электронный ресурс]. URL:http://vz.ru/news/2014/2/5/671180.html  (дата обращения 24.04.14).
  5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ ONNP_2013- 06-05.pdf  (дата обращения 06.04.14).
  6. Российская офшорная зона: наш ответ Евросоюзу? [Электронный ресурс]. URL: http://fortrader.ru/opinion/rossijskaya-ofshornaya-zona-nash-otvet-evrosoyuzu-chast-1.html (дата обращения 24.04.14).
  7. Специальный налоговый режим для Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.fontanka.ru/2012/09/17/118/  (дата обращения 20.04.14).


Все статьи автора «Муртазина Елизавета Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: