УДК 339.56.055

ГОД В ВТО: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОГНОЗЫ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Тимашкова Татьяна Евгеньевна1, Бершадская Ольга Ивановна2, Гусева Ольга Вячеславовна3
1бнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, к.э.н., доцент кафедры экономики, экономико-математических методов и информатики
2бнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, ст. преподаватель кафедры экономики, экономико-математических методов и информатики
3бнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, ст. преподаватель кафедры экономики, экономико-математических методов и информатики

Аннотация
Калужская область – динамично развивающийся субъект РФ и инвестиционно привлекательная зона, специализирующаяся не только на обрабатывающем секторе, но и на наукоемком производстве. В статье анализируются последствий вступления РФ в ВТО (в том числе и для данной территориальной единицы), а также рассматриваются перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках этой организации.

Ключевые слова: ВТО и отечественный бизнес, инвестиционно привлекательный субъект, меры поддержки бизнеса, экологическая сторона вопроса.


A YEAR AFTER IN WTO: CONSEQUENCES AND EXPECTATIONS FOR KALUGA REGION

Timashkova Tatiana Evgenjevna1, Bershadskaya Olga Ivanovna2, Guseva Olga Vyatcheslavovna3
1Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering - National Research Nuclear University «MEPhI», PhD in Economics Science, Assistant Professor of the Economics Department
2Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering - National Research Nuclear University «MEPhI», Senior lecturer of the Economics Department
3Obninsk Institute for Nuclear Power Engineering - National Research Nuclear University «MEPhI», Senior lecturer of the Economics Department

Abstract
Kaluga region is always in progress – now it is a very attractive area to invest in with a wide range of opportunities to develop not only a manufacturing industry but also a high-tech industry. Here is an analysis of what happened to Russia (including Kaluga region) after joining WTO and what the possibilities of further cooperation are.

Библиографическая ссылка на статью:
Тимашкова Т.Е., Бершадская О.И., Гусева О.В. Год в ВТО: результаты и прогнозы на примере Калужской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4828 (дата обращения: 23.09.2018).

С августа 2012 г. прошло уже полтора года – ровно столько времени РФ является членом ВТО, полноправным или нет – об этом судить еще рано. Согласно экспертным оценкам [3] процесс адаптации российской экономики к условиям ВТО может занять от 5 до 10 лет, в среднем 8 лет. Иными словами, говорить о плюсах и минусах присоединения к ВТО в краткосрочной перспективе будет не совсем правильно, поскольку результаты носят долгосрочный характер. Однако на некоторых моментах, произошедших за рассматриваемый отрезок времени, остановиться все же стоит (мы не будем сейчас рассуждать о возможных экономических санкциях ЕС и США против РФ ввиду «скользкого» украинского вопроса – торговые отношения могут быть затронуты, но конкретные решения еще не приняты). Глава РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) Александр Шохин отметил, что “подавляющее большинство отечественных компаний не почувствовало никакого эффекта, негативное же влияние отметила каждая седьмая компания” [9]. Проиллюстрируем это:

Рисунок 1. Влияние ВТО на отечественный бизнес.

Разные издания подчеркивают, что потребители также не увидели особой разницы за год членства в ВТО [10], однако заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев уверен, что это как раз тот результат, к которому стремились переговорщики. В интервью электронному изданию “Газета.ru” А. Лихачев подчеркнул: “Наша идея накануне вступления в ВТО состояла в том, что мы одномоментно не почувствуем ощутимых эффектов”.

Итак, худшие опасения по поводу полного развала экономики РФ не оправдались. Проанализируем эту фразу – что наблюдается в отношении отечественного производства за время российского членства в ВТО:

- рост конкуренции между отечественными и зарубежными производителями и поставщиками товаров и услуг;

- приток иностранного капитала (улучшение инвестиционного климата) – к примеру, в Калужскую область за 2013 г. инвестировано 90 млрд. рублей;

- участие в согласовании и определении правил международной торговли;

- начало процесса адаптации российского бизнеса к условиям ВТО.

Последний пункт требует особого внимания, поскольку, даже не имея экономического образования, каждый гражданин РФ понимает от того, как быстро и эффективно бизнес перестроится под новые условия, зависит его, гражданина, благополучие и уверенность в завтрашнем дне, а граждан у нас в стране 143,6 млн. (на 1.01.2014 г.) [12].

Рассмотрим меры по поддержке российского бизнеса (незапрещенные регламентами ВТО):

Микроуровень:

- осуществление новых проектов;

- инвестиции в новое производство;

- повышение качества выпускаемой продукции;

-совершенствование административного регламента с целью повышения заинтересованности каждого сотрудника;

- внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента.

Макроуровень:

- субсидирование процентов по кредитам на осуществление инвестиционных и инновационных проектов; субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование; целевое финансирование в рамках федеральных целевых программ [11];

- технические барьеры (временные ограничительные меры по ряду товаров и услуг стран-членов ВТО и борьба с контрафактной продукцией;

- содействие в поиске зарубежных партнёров и инвесторов, продвижение продукции на новые рынки;

- увеличение/уменьшение ставок вывозных (экспортных) таможенных пошлин на товары (после Уругвайского раунда право на изменение практики субсидирования предоставляется странам в течение 8 лет);

- практический консалтинг в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, бизнес-процессов в управлении фирм;

- правовая поддержка ведения бизнеса при интерпретации и применении правил ВТО (в том числе и при урегулировании конфликтных ситуаций, например торговых споров);

К сожалению, на данный момент большинство российских компаний не смогли (нет механизмов доступа) или не захотели воспользоваться данными мерами (из-за их низкой эффективности). Рассмотрим это на диаграмме:

Рисунок 2. Меры государственной поддержки в процессе адаптации компаний к условиям ВТО: участие предприятий.

К слову сказать, 48% компаний знают о существовании мер гос. поддержки, и только 3% компаний считают эти меры эффективными. Самыми важными и результативными, как следствие, мерами российский бизнес считает субсидирование процентов по кредиту и введение технических барьеров, обеспечивающими возможность эффективно бороться с наплывом некачественных товаров (хотя существующий не один год ФЗ РФ № 184  «О техническом регулировании» признается ВТО исчерпывающим и отвечающим всем нормам и правилам).

Стоит отметить и первые спорные ситуации в процессе адаптации отечественного бизнеса к условиям ВТО. США обеспокоены соблюдением Россией ряда обязательств согласно Соглашению ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах, например: приведение санитарных и ветеринарных мер в соответствие с международными стандартами и обеспечение обоснованности более жестких, чем международные стандарты, санитарных и фитосанитарных мер с помощью научных данных и анализа рисков. Это проявилось в запрете на импорт молочной продукции из Литвы и свинины из ЕС (в частности, в Литве и Польше были зафиксированы случаи заболевания африканской чумой свиней). Еще один камень преткновения – это утилизационный сбор, или сбор за переработку автомобилей. Россия налагала определенную сумму на импортные автомобили для покрытия расходов по их переработке (взамен отмененных заградительных таможенных пошлин), также этот сбор до2014 г. не применялся к производителям внутри страны – именно по этой причине официальные лица США заявили о дискриминации против иностранных изготовителей. Сейчас же все автопроизводители, как отечественные, так и иностранные, находятся в равных условиях.

Резюмируя ряд важных моментов взаимодействия России и ВТО за период 2012-2013 гг., обратимся к региональному аспекту этого взаимодействия, а именно Калужской области.  Данный субъект РФ выбран неслучайно. В2013 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило рейтинг стратегий социально-экономического развития регионов России: Калужская область получила 1-е место [13] и 8-е место среди регионов Российской Федерации по интегральному показателю категории «минимальные риски инвестирования». Основной принцип инвестиционной стратегии Калужской области – «Человек – центр инвестиций» [7].Также Калужская область возглавила рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Международной организации кредиторов с кредитным рейтингом «А+».

В 2013 году на территории Калужской области открыто 13 новых промышленных производств, подписано 24 соглашения о сотрудничестве. В 2013 году обеспечен прирост промышленного производства на 7,5% к уровню 2012 года. Объем отгруженной продукции промышленного производства в Калужской области за 2013 год составил 470 млрд. руб. Около 60% из этого объема составляет продукция предприятий, открывшихся за последние несколько лет. В регионе помимо автомобильного кластера активно развиваются  фармацевтический, туристический и IT-кластеры. Укрепляет свои позиции агропромышленная сфера. В 2013 году создан Центр развития агропромышленного комплекса, который курирует реализацию 14 крупных проектов. При его поддержке развиваются 8 сельхозпредприятий, представляющих малый и средний бизнес.  На территории Калужской области функционируют следующие индустриальные парки и особые экономические зоны:

- «Грабцево»

- «Ворсино»

- «Людиново»

- «Калуга-Юг»

- «Росва»

Тут разместили свои производства такие крупные автомобильные концерны, как “Volkswagen AG”“Volvo Truck Corporation”“PSA Peugeot Citroën” и “Mitsubishi Motors Corporation”, участвующие в формировании кластера по производству автомобилей и автокомпонентов. Фармкластер образуют «Хемофарм» (немецкая группа компаний STADA) , «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), «Ново Нордиск» (Дания), «НиарМедик Плюс» (Россия), «Галеника» (Сербия), международный фармацевтический концерн «АстраЗенека». Большой блок задач правительства Калужской области связан с реализацией госпрограмм в сфере малого и среднего бизнеса. С 2014 года поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предприятий, осуществляется в рамках областной государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области». В 2014 году по областной государственной программе запланировано реализовать на поддержку малого и среднего предпринимательства 647,9 млн. рублей [4].

Что же произошло с этим инвестиционно привлекательным субъектом РФ с момента присоединения к ВТО? В частности, вот что отмечают российские представители концерна Volvo: «РФ вступила в ВТО и появились дополнительные гарантии, что наш бизнес не «кинут». В предприятия только Калужской области мы инвестировали около 275 миллионов евро. Россия – один из наиболее динамично развивающихся рынков. В 2013 году нам удалось увеличить продажи Volvo на 35 %». [3]. Калужская область хорошо «выполняет» стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года – за 2013г. производство легковых автомобилей увеличилось на 17%. Для достижения этого результата была продлена программа субсидирования кредитов на реализацию инвестиционных проектов, также развитию производства автоконцернов в регионе способствует введение новых условий получения льгот на ввоз автокомпонентов. На фоне вступления в ВТО, уверенного экономического развития области и формирования новых производственных стандартов все большее количество предприятий включается в модернизацию. Среди предприятий, активно проводящих техперевооружение производства, были отмечены: «Калужский завод телеграфной аппаратуры», «Хлебокомбинат» г. Обнинска и г. Калуги, «Калугапутьмаш», «Стора Энсо Пакаджинг», «Гигиена-Сервис», «Обнинский колбасный завод» и другие.

Считается, что самой проигравшей от вступления в ВТО сферой является сельское хозяйство [1]. И, действительно, как отмечает министр сельского хозяйства Калужской области Леонид Громов, присоединение России к Всемирной Торговой Организации  привело к росту конкуренции на аграрном рынке. Однако стоит ли бороться с ВТО? Не разумней научиться использовать новые возможности для развития данного сектора? Чтобы достойно существовать в условиях ВТО, калужским сельхозпроизводителям придется модернизировать производство и осваивать новые рынки. Лучший способ достижения этой цели -  создание сельхозкластеров. Кластерный подход позволит предприятиям успешно отвечать конкурентам и продвигать свою продукцию на прилавки, считает заместитель министра сельского хозяйства области Дмитрий Удалов. “Не обязательно, чтобы якорем такого кластера был крупный инвестор. Возможно объединение небольших фермерских хозяйств и переработчиков, которые бы создавали свои торговые точки. Но было бы неплохо, чтобы крупный инвестор все же присутствовал”, – утверждает Д. Удалов [5]. Примерами кластеров с якорными инвесторами в виде крупных, успешно работающих агропромышленных предприятий могут послужить уже давно действующие в области холдинг “Мосмедыньагропром” и агрофирма “Оптина”. Главное – выдержать натиск крупных иностранных брендов, считает руководитель агрофирмы “Оптина” Сергей Котов. Приходиться забывать о дотационной поддержке, так как ВТО не позволяет государству в полной мере проводить патерналистскую политику в отношении своего производителя. И это означает, что пока для России определен переходный период, необходимо пользоваться помощью государства в модернизации сельскохозяйственного комплекса, пока она еще оказывается. Ставка делается на роботизированные фермы, создающиеся сейчас в области. Таким образом, решаются одномоментно злободневные проблемы: нехватка рабочих рук на селе (их заменяют роботы), привлечение молодых, хорошо образованных специалистов, а также повышение производительности и качества.

Если рассматривать малый сельский бизнес Калужской области, он также  активно работает над совершенствованием технологических процессов. Конечно, отдельно взятый фермер не сможет конкурировать с крупным аграрным предприятием индустриального типа – это на грани фантастики. Зато владельцы малого бизнеса активнее реагируют на  рыночную конъюнктуру и  получают приличную маржу либо за традиционный продукт эксклюзивного качества, либо осваивая новые виды производств. За последние 2 года серьезно изменился спектр производимой в регионе сельскохозяйственной продукции. Теперь это не только  молоко, мясо, картофель, морковь и капуста. Это и грибная продукция, и различные виды сыров, яйцо и мясо таких деликатесных птиц как цесарка и перепелка.

Вступив в ВТО, Россия открыла перед собой новые возможности и, вероятно, получила определенный импульс к ведению торговли на более качественном уровне. Однако почти всегда экономический прогресс оборачивается ухудшением экологической стороны вопроса [8, с. 130]. Обратимся к взаимодействию РФ и ВТО с точки зрения экологического воздействия. Для Калужской области это весьма актуально, поскольку доминирующий обрабатывающий сектор производства должен сочетаться с сохранением биоразнообразия территории, чистотой атмо-, гидро- и литосферы. В отношении последнего в Калужской области существуют определенные проблемы – закрываются полигоны [2], однако альтернативы обращению ТБО (твердых бытовых отходов) не представлены, что ведет к увеличению несанкционированных мест захоронения отходов, простыми словами, свалок. Нешуточные споры разгорелись вокруг проектируемого в области мусороперерабатывающего завода – власти дают добро, а общественность выступает против. Причины реакции людей можно разделить на две группы – недоверие существующим технологиям переработки отходов, второе – определенная степень неосведомленности в вопросах утилизации ТБО. Если со второй причиной поможет справиться информационная поддержка, то в первом случае положительную роль может сыграть, как ни парадоксально это звучит, членство в ВТО и доступ к зарубежным технологиям. Нидерланды и Германия уже давно и удачно применяют разные технологии обращения с ТБО, почему бы не перенять этот опыт?

В любом действии можно просматривать две стороны – отрицательную или положительную – ВТО не исключение. Перемещение инвестиций в сферу металлургии, лесообрабатывающей промышленности и прочих недружественных экологии отраслей явно не сделает окружающую среду чище. С другой стороны ужесточение конкуренции в производстве и торговле простимулирует отечественные предприятия использовать более современные технологии, предлагать более качественную продукцию с оглядкой на экологический контекст. На данный момент, к примеру, рассматривается законопроект «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Это ли не мера адаптации к ВТО с учетом интересов окружающей среды? [6] . Также буквально на днях президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Константин Цыбко подписали меморандум о сотрудничестве между этими общественными организациями. «На протяжении почти всей новейшей истории экологи и промышленники шли с разных полюсов. Сегодня же мы нашли ту точку, где их пути пересеклись, и дальше они смогут идти рука об руку и находить форму совместного взаимодействия, – заявил корреспонденту «ФедералПресс» Константин Цыбко. – Наша цель – это сохранить промышленность и позволить ей развиваться динамично. С другой стороны, наша задача заключается в том, чтобы каждый год мы могли улучшать экологическую составляющую, при этом повышая эффективность производства».
Согласно документу, РСПП и ВООП обязуются учитывать позицию бизнес-сообщества и независимых общественных институтов при формировании и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Предметом соглашения стала совместная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере экологии для устранения пробелов и неточностей действующего законодательства.
И вот здесь мы подошли к очень болезненной теме – слабому экологическому законодательству. Уровень эколого-правовой культурой и эффективностью правоприменительной практики в РФ не достаточно высок. С этой точки зрения, наша страна – это некая территорию, из которой, как кажется и отечественным и иностранным производителям, можно извлечь прибыль, так как законодательные ограничения гибки, рынок не насыщен и потребители не привыкли делать разумный, грамотный, информированный выбор в отношении экологически чистой продукции. Для корректировки сложившейся ситуации предложено ряд законопроектов в сфере рационального природопользования и защиты окружающей среды, в том числе и в контексте международного сотрудничества:

- № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты – Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;
- № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»;
- № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- «О ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

- «О присоединении к Протоколу по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

- «О присоединении к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

В 2012 году Президентом Российской Федерации утвержден ключевой документ, определивший основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на долгосрочную перспективу – Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены 30.04.2012 №1102-пр). Этим документом определены основные задачи государственного управления в экологической сфере, среди которых и обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. В условиях ВТО это будет более достижимо – мотив учитывать экологическую составляющую в экономическом прогрессе может способствовать применению передовых технологий, что, в конечном счете, повысит конкурентоспособность отечественных отраслей и выведет Россию в число серьезных и ответственных деловых партнеров с точки зрения и чисто экономической эффективности, и концепции «устойчивого развития» одновременно.

Закончим исследование по выбранной тематике таблицей экологически направленных инвестиций по Калужской области:

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по Калужской области (прирост, в %)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Инвестиции в основной
капитал – всего

100

(базисное значение)

+68

+65

+83

+114

+164

+197

в том числе на:
охрану и рациональное использование водных ресурсов

63

+34.5

+80.7

+63

+180

+102

+150

охрану атмосферного воздуха

17

-8950

-3240

+266

+5

-1000

+28

охрану и рациональное использование земель

9

-51

-12

-450

-173

-1050

+347

охрана лесных ресурсов

0,1

+314

+808

-

+804

+14705

+3205

охрана и воспроизводство рыбных запасов

0,07

-60

+12

-

-

-5

-80

другие мероприятия

11

+476

+118

+66

-344

-247

+8

Положительная динамика говорит сама за себя (наиболее стабильная положительная тенденция отмечается по мероприятиям, направленным на охрану атмосферного воздуха и лесного хозяйства)– природопользователи инвестируют в охрану окружающей среды. Определенные проблемы есть, но они решаемы.

К сожалению, многим людям присуще видеть лишь недостатки того или иного действия, но, как уже отмечалось, все, как правило, имеет два угла рассмотрения. Позитивные результаты не падают в руки просто так, для этого стоит предпринять определенные усилия. В отношении ВТО и РФ: обоюдное понимание нашим государством и бизнесом того, какими инструментами надо, с одной стороны, продвигать свою продукцию на внешние рынки, а с другой — защитить собственный рынок [9]. Калужская область имеет хорошие предпосылки плавно и эффективно адаптироваться к условиям ВТО и удержать позиции в долгосрочной перспективе, не зря эта область – одна из лидеров по привлечению и грамотному использованию инвестиций в РФ.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ben Aris Russia’s WTO entry: one year on, business is disappointed // Financial Times / URL: http://blogs.ft.com/beyond-brics/2013/06/25/russias-wto-entry-one-year-on-business-is-disappointed/
  2. В калужской деревне Ерденево закрыли опасный полигон ТБО/URL: http://www.regnum.ru/news/fd-central/kaluga/1757342.html
  3. Год в ВТО: где мы выиграли, а где – проиграли? /URL: http://www.aif.ru/onlineconf/6102
  4. Доклад об итогах социально-экономического развития Калужской области в 2013 / URL: http://www.i-regions.org/association/news/regional/12047/
  5. Для выживания в условиях ВТО в Калужской области создадут сельхозкластеры /  URLhttp://fermer.ru/news/167855
  6. Закон об эко-продукции /  URL: http://www.8prav.ru/index.php?id=107
  7. Инвестиционная стратегия Калужской области / URL: http://http://www.admoblkaluga.ru/upload/mineconom/invest/gospod/Strategia.doc
  8. Некрасов В.И. Проблемы экологизации хозяйственной деятельности предприятий в условиях вступления России в ВТО/В. И. Некрасов, Т. Н. Тополева // Менеджмент: теория и практика. – Ижевск, 2013. т. № 1-2.-С.128-134.
  9. Присоединение России к ВТО: последствия для российского бизнеса / Российский союз промышленников и предпринимателей/URL: http://rspp.ru/library/view/82?s
  10. Российский бизнес не почувствовал преимуществ ВТО / РБК Daily/ URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949987913890
  11. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам / Комитет РСПП по торговой политике и ВТО. URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3668&doc_id=2108
  12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям / Официальная статистика / Федеральная служба государственной статистики /URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce
  13. «Эксперт РА»: лучшей в рейтинге стратегий социально-экономического развития оказалась стратегия Калужской области /URL: http://www.raexpert.ru/releases/2013/Apr19d/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Татьяна Тимашкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация