УДК 347.92

АНАЛИЗ ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ЛИДЕРСТВА СТИВА ДЖОБСА

Бурков Андрей Александрович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная работа представляет собой исследование мотивации Стива Джобса, на фоне его лидерства. Я провожу анализ сильных сторон лидера, чтобы дать ясную оценку его деятельности как мотиватора. Цель исследования – доказать, значимость вклада Джобса в развитие Apple. Основываясь на биографии Стива Джобса и его отношениях с коллегами я выделил его главные черты: харизма, ответственность за принятые решения, решительность, и любовь к своему делу. Именно на этих качествах основаны лидерство и мотивация Стива Джобса.

Ключевые слова: мотивация, Стив Джобс


THE ANALYSIS OF FUNCTION OF MOTIVATION ON THE EXAMPLE OF STEVE JOBS'S LEADERSHIP

Burkov Andrey Aleksandrovich
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This work represents research of motivation of Steve Jobs, against his leadership. I carry out the analysis of strengths of the leader to give a clear assessment of his activity as motivator. Research objective – to prove, the importance of a contribution of Jobs in Apple development. Based on Steve Jobs's biography and his relations with colleagues I marked out his main lines: charisma, responsibility for the made decisions, determination, and love to the business. Leadership and Steve Jobs's motivation are based on these qualities.

Keywords: Apple


Библиографическая ссылка на статью:
Бурков А.А. Анализ функции мотивации, на примере лидерства Стива Джобса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3963 (дата обращения: 28.09.2017).

Я выбрал тему связанную с проблемой мотивации, так как считаю ее очень важной. Каждая компания стремится к увеличению прибыли и добиться этого можно посредством усердной работы всего коллектива. Не является секретом, что не все хотят выкладываться на полную, когда все без исключения способны на это. Поэтому менеджеры прибегают к мотивации работников. Именно мотивируя персонал, возможно достигнуть определенных высот, и я считаю, что в этом, залог успеха каждой компании.

Процесс мотивации не является крайне трудоемким, но не все способны на это. В истории было много разных великих людей, которые не могли мотивировать, а лишь силой заставляли людей работать.

Задача решения функции мотивации в том, чтобы выбрать наиболее верный способ мотивации. Методов превеликое множество и у каждого менеджера свой подход от прибавки к зарплате до повышения по должности.

В качестве примера я взял компанию Apple начиная с 1997 года. Именно тогда в компанию после отставки вернулся Стив Джобс. Тогда компания терпела убытки. Но после возвращения Джобса Apple начинает новую жизнь. И уже к 2012 году Apple стала самой дорогой компанией в истории. Я предлагаю рассмотреть лидера компании и доказать, что именно его мотивация помогла добиться такого результата. Я исследую аспекты функции мотивации Стива Джобса. Исследование очень актуально, так как мотивация является одной из главных функций управленца, поэтому для начинающего менеджера важно знать как именно мотивировать работников. Пример Джобса, поучителен.

Целью исследования является анализ методов и результатов мотивации Джобса.

Задачи исследования:

-       оценить объект мотивации, определить его настрой, способности, отношение к руководителю, инновациям;

-       разобрать лидера и его методы лидерства;

-       определить метод мотивации Стива Джобса, рассмотреть другие варианты и пояснить почему этот наиболее предпочтительный для персонала;

-       понять как Стив Джобс осуществляет данный метод мотивации и мог бы он принимать другие меры для достижения хороших результатов.

Объектом  моего исследования является мотивация Стива Джобса. Я предлагаю сначала рассмотреть лидерство. 

Стив Джобс как лидер

Занимайся любимым делом и изменяй мир к лучшему.

Стив Джобс

Компания  Apple и Стив Джобс это синонимы. Именно он двигал компанию вперед, так как обладал качествами лидера. Но какой же стиль управления был присущ Стиву Джобсу? Существуют такие основные стили управления: авторитарный ( подчинение основано на принуждении), демократический ( подчинение основано на доверии) и харизматический ( подчинение основано на обоянии лидера, его мотивации). Каждый из них по своему хорош. И каждый стиль требует опытного управленца с задатками лидера. Но здесь вопрос очень спорный, так как под качествами обычного лидера понимается умение управлять персоналом, но Стив был харизматичным лидером и ему присущи другие навыки такие как: умения брать инициативу в свои руки, мотивировать персонал. Это те качества которыми в совершенстве владел Джобс. Его презентации являются примерами его влияния и дара убеждения. То же самое наблюдалось в компании, когда Джобс говорил об инновациях. Всеми словами он утверждал что надо сделать именно так и никак иначе, а иногда без слов было видно что идея заслуживает право на существование.

Казалось, что в компании  Apple действует только один человек. Люди нужны были Стиву Джобсу лишь для осуществления производства. Все решения Стив принимал сам, он делал то что считал нужным, он делал продукты компании. Правда у него был круг друзей, работников компании, с которыми он обсуждал главные аспекты деятельности компании.

Джобс являлся генератором идей и это были на самом деле гениальные идеи. Никто не мог сказать что эта идея плохая или недоработанная, так как такого человека тут-же выгоняли из компании. Это определило судьбу компании. Джобс не советовался почти ни с кем если был уверен в своем решении.

Также можно выделить такой фактор в управлении Джобса и всех харизматичных лидеров как отсутствие иерархии работников. Идея принадлежала Джобсу, а осуществляли это уже исполнители и это в основном была их задача. Джобс лишь иногда вникал в суть процесса. Он порой не задумывался о том, как осуществить проект, он просто знал что проект должен быть осуществлен, а разработка уже дело работников. Джобс просто говорил мне нужно вот это и все! Работники ломали голову как же угодить Стиву.

Стив также имеет уникальное чутье! Он знает что нужно потребителю, что ему понравится и понимает что может не понравится. Идеальный пример этому факту это показ компьютера Apple 1. История такова: Стив Возняк, друг Джобса, собрал уникальную машину, которая произвела впечатление на Джобса. Возняк не собирался представлять свое детище поэтому оно просто пылилось у него на полке. Стив Джобс увидев ее тут же собрался показать ее народу. Они отправились в клуб самодельных компьютеров где их заметил владелец компьютерного магазина, с которым в последствии была заключена самая важная сделка в жизни, по словам Джобса. В итоге если бы не чутье Стива, что компьютер произведет фурор, не было бы сейчас ничего что мы понимаем под маркой Apple.[1]

В жизни Стива Джобса существовали некоторые правила успеха. Эти правила показывают всю суть его натуры и по ним можно с легкостью сказать, что Джобс был творческим человеком способным творить необычайные вещи.

Вот эти правила:

1.  Занимайся любимым делом. Правило гласит, что чтобы сделать работу хорошо нужно любить ее. Нужно найти увлечение по душе и просто заниматься этим.

2. Будь не таким как все. Нужно мыслить нестандартно и тогда тебя ждет успех.

3. Старайся добиваться успех во всех начинаниях. Чтобы ты не делал, делай это хорошо и старайся добиться совершенства.

4. Делай SWOT анализ[2]. Анализируй свои слабые стороны и слабые стороны компании где ты работаешь.

5. Будь предприимчив. Делай что-то и делай это быстро. Самое главное это первый шаг.

6. Начинай с малого, но мечтай о великом. Иди от большого к малому, и не бери того чего не сможешь унести.

7. Стремись быть лидером на рынке.

8. Все что ты делаешь должно иметь результат. Концентрируйся на цели.

9. Слушай своих покупателей. Они знают что им нужно, поэтому прислушайся к ним.

10. Будь инноватором. Вводи все больше и больше инноваций и отсекай не нужные.

11. Учись на своих ошибках. Нет того успешного человека, который не совершал бы ошибок.

12. Познавай мир вокруг. Учить постоянно и старайся узнавать как можно больше всего. [3]

Анализируя эти правила можно понять, что они прошли испытания жизнью, так как возникли они естественно неспроста. Каждый пункт основан на личном опыте Стива Джобса, и я считаю, что данным правилам необходимо следовать для достижения успехов в своей работе.

Все же в анализе лидерства Стива Джобса нельзя обойтись без функции мотивации. И здесь можно рассматривать косвенную мотивацию. Под косвенной мотивацией я понимаю харизму Джобса, его величие, влияющие на окружающих. Поэтому хочется быть похожим на него.  Я предлагаю в целом проанализировать мотивационный процесс Стива Джобса. 

Что такое мотивация?

Мотивация – силы, существующие внутри или вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий. Лидер дает им понять, что то что они делают важен, в общем сделать так, чтобы они лучше выполняли свою работу. Другими словами мотивация нацелена на достижение каких-либо высоких результатов.

Анализируя мотивационные факторы людей можно понять, что народ беспокоят различные проблемы, но все равно в них есть что-то общее.

Например, на сайте motivateme.ru было проведено исследование, которое выявило главные мотивационные факторы с 2007 года.

Наиболее значительными являются личное развитие и отношение с коллегами. Конечно, это не маловажные факторы, так как из-за плохого отношения может пострадать работа.

Что касается видов мотивации, так их несколько:

-материальная мотивация

- социальная мотивация

-психологическая мотивация

Материальная мотивация – мотивирование работников, посредством повышения зарплаты или выдачи премии. Также, пример мотивации можно найти заглянув в детство любого ребенка. Надо было хорошо учиться, чтобы получить велосипед или футбольный мячи так далее. Можно сказать, что мотивация действует на всех независимо от возраста, но зависит от вознаграждения. Например, если работнику вместо премии пообещают велосипед он ,конечно, не будет тратить свои силы.

Социальная мотивация – мотивация, связанная с улучшением своего положения по отношению к другим как в работе, так и в других ситуациях. Здесь на кон поставлено повышение социального статуса. Работник работает намного лучше, если будет уверен что его повысят после проведения тщательной работы. Такой двигатель очень ясно показывает натуру человека. Скажем работнику А сказали, что он будет повышен в должности, если сделает работу лучше работника Б. А будет всячески мешать и портить работу Б, ведь он так хочет этого повышения. Также, примером может послужить пример ссора с родственником, и тебе говорят что нужно сделать, чтобы тебя простили.

Психологическая мотивация – основана на мотиве. Человек хочет чего то и он знает свою цель, знает свои возможности и просто старается достичь цели. Данный вид мотивации присущ каждому без исключения. К примеру, мечта стать музыкантом. Я слушаю музыку и хочу быть похожим на своего кумира, и это значит что у меня стремление быть на него похожим. Есть цель, а значит я строю планы по ее достижению. Конечно, у каждого свои цели и мотивы.

Процесс мотивации осуществляется до начала работы, чтобы подготовить работников, а уже после награда. Но это не всегда эффективно так как работник может погрязнуть в процессе, забыть об обещанной награде и в конце концов бросить начатое. Тут начинает действовать следующая точка зрения (применима только для материальной мотивации): «Мотивировать персонал надо постоянно, на протяжении всего процесса работы, тогда и будет результат. Успех следует за успехом». [4] Вполне понятная точка зрения. Работник будет постоянно получать «благодарность» за свои достижения и будет еще больше стремится сделать еще лучше. Но не стоит забывать о том, что работник может привыкнуть к постоянным надбавкам и избалуется.

Более того если твоя работа выполнена хорошо и твоя компания существенно улучшила свои позиции, тебя могут послать за границу на важные переговоры как представителя компании. Я считаю, такой мотив способен сильно мотивировать работника, особенно молодого.

Говоря о мотивации Стива Джобса, можно говорить о психологической мотивации. Проанализировав лидера мы поняли, что Стив Джобс харизматичный лидер. Иными словами, Джобс вдохновлял работников своим мировоззрением, политикой и харизмой. Он тот на кого хочется равняться и персонал старался достигнуть такого же уровня, какого достигнул Джобс. Соответственно стремление быть похожим на лидера улучшает трудовую деятельность. 

Стив Джобс, мотивация или принуждение?

Мотивация Джобса это опора на то, что работа должна быть одна и ты должен ее любить. Работа будет занимать очень большую часть твоей жизни, и единственный способ получать настоящее удовлетворение от работы – это делать ее превосходно, осознавая это. А единственный способ делать свою работу превосходно – это любить ее. ( Стив Джобс)[5]

Если ты любишь то чем ты занимаешься, то ты добьешься успеха в своем деле. Мотивируя искать свое лбимое дело воодушевляет, глядя на то чего добился Джобс любя компьютеры.

Я полностью разделяю точку зрения Стива Джобса. На сегодняшний день существует много людей, которые ненавидят свою работу. Да это так и это неправильно. Например, работник А в понедельник утром встает на работу. Он хочет спать и подняться ему очень тяжело. Можно сказать, что человека ничего не тянет встать с кровати, так как он хочет остаться в ней и желание настолько непреодолимо, что он решает дальше лечь спать и в итоге проспать. Я это могу объяснить тем, что работник А просто не любит свою работу. Он не желает идти туда! Каждое утро он не хочет идти в это ужасное место, и дело не в том что ему лень. К примеру, А друзья позвали гулять рано утром. А может пойти гулять так как дел никаких нет и он очень любит проводить время с друзьями. И тут такая супер-возможность! Работы нет, он свободен и конечно же надо веселиться. Он без проблем встает рано утром и отправляется к друзьям. Получается, что А все время ждет когда закончится работа, чтобы можно было пойти отдохнуть. Он лежит рано утром в кровати не из –за того , что хочет спать, а потому что он не любит свою работу.

Это не принцип  Apple. В этой компании все не так, ибо она трансформирует личность человека предлагая свои правила. И это не навязывание, а подарок. Это свое мировоззрение и уйти оттуда самому мало кому захочется. Мотивация Джобса это тонкая грань между убеждением и навязыванием.

Ниже представлена записка, которую получает каждый новый работник Apple:

There’s work and there’s your life’s work.

The kind of work that has your fingerprints all over it. The kind of work that you’d never compromise on. That sacrifice a weekend for. You can do that kind of work at Apple. People don’t come here to play it safe. They come here to swin in the deep end.

They want their work to add up to something.

Something big. Something that couldn’t happen anywhere else. Welcome to Apple.[6]

Эти слова без сомнения произвоят впечатление. Проникая в саму суть, можно понять, что Стив Джобс искренне любит свое дело. В письме он пишет, что это работа на всю жизнь, и он не потерпит пренебрежительного отношения. Он требует полной отдачи и вовлечения в процесс.

Действительно, ведь то что мы любим мы делаем с удовольствием, и я мы проникаем в суть процесса, пытаясь понять ее. Если ты понимаешь, то добьешься успеха в своем деле. Все гениальное просто. Здесь можно также упоминуть слова Стива Джобса: «Мы не знали что это невозможно, поэтому делали». Исходя из этих словах понятно, что отчаянные шаги к совершенству помогли достичь успеха.

В письме сказаны основные положения личности и одновременно правила, которым надо следовать. Например, предложение где говорится о боязни сделать какойто шаг. Здесь Стив как бы говорит, чтобы работник избавился от боязни совершить ошибку и просто следовать интуиции. Также, можно понять так, что те кто будет медлить и всего опасаться налолго в компании не задержатся. Таковы правила  Apple, таковы правила Стива Джобса.

Стив Джобс говорил: «Клиент никогда не знает чего именно он хочет, и особенно этого не знает производитель. Так вот задача состоит в том, чтобы предугадать что захочет и что понравится потребителю».

Мне кажется это один из самых важных факторов мотивации Джобса. Он как бы говорит смотрите шире и предугадывайте шаги покупателя, ибо они предсказуемы. Поэтому, Apple всегда на шаг впереди своих конкурентов.

Также чтобы оценить функцию мотивации можно привести в пример такие слова Джобса: «Инновация отличает лидера от догоняющего». Всегда нужно придумывать что-то новое и необычное, всегда нужно совершенствовать старое. Таким образом, мотивировав персонал делать новое, такое которого не было нигде, настолько смелое насколько хватит воли и безумия.

Стив Джобс: “Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными.” Эти слова работники воспринимают как главный двигатель их труда. Они постоянно в поиске совершенства, они ищут выход из сложившийся ситуации и в итоге находят. На меня тоже произвели впечатление эти слова и я могу смело заявить что это работает. Если постоянно что то искать и пытаться сделать, оно само к тебе придет.

Еще одним важным дополнением к процессу мотивации Стива Джобса можно отнести его стремление к простоте во всем. “ Не заморачивайтесь, выкиньте ненужные детали, продукт должен быть грациозен и прост в использовании, чтобы им пользовались и дети и взрослые”. Таким образом, Джобс, можно сказать, упростил задачу, но не тут то было. Создать простое и необычное устройство намного сложнее. Персонал становится заточенным на удобство пользования и просто творит. Именно творчеством можно обозвать то, что делает компания.[7]

О Стиве Джобсе также можно сказать, что он обладал сильным характером, и вот его слова на этот счет: “I’m the only one person I know that’s lost a quarter of a billion dollars in one year…It’s very character-building”[8] Знаете, эти слова помогают понять, что Стив был очень рискованным, и он не боялся оступиться. Проанализировав эти слова ясно видно, что такой Джобс не терпел слабохарактерных работников. Он мотивирует людей так, чтобы они стали сильнее и не боялись препятствий. Девиз Apple – «Всегда вперед, несмотря на трудности».

Одним из главных принципов Джобса было трудолюбие. Он всегда говорил делать что-то, придумывать что-то новое. Он говорил: «Делайте то, что вам нравится. Будьте честны со мной и мы зименим мир к лучшему». Иными словами, Джобс указывал на отношения между лидером и персоналом, построенные на полном доверии и честности. Ваши мысли должны идти одним потоком чтобы лидер и подчиненные понимали друг друга. Достигнув этого понимания, можно вершить великие дела, как мы видим на примере Apple.

Сюда же можно отнести величие Джобса, как мотивационный фактор. Его цели и философия сподвигли многих творить невозможное, говоря себе я смогу и я знаю что так надо сделать. Боязнь следовать его целям, вызывала некую опаску со стороны его подопечных, но все же оставались люди способные его понять и не боявшиеся оступиться. Они были настолько вовлечены в процесс, что прониклись философией Джобса и следовали за ним. 

Заключение: Подводя итоги, хочется упомянуть о вкладе Стива Джобса в жизнь каждого человека. Его мировоззрение помогает не отчаиваться в трудные минуты. Даже если вы не любите продукцию Apple, вы не можете не уважать Джобса. Этот человек пошел против системы, он не следовал правилам и многие скажут, что так неправильно и то что он делал дико, но не стоит забывать чего он добился.

Его мотивация творит невероятные вещи. Я доказал, что все чего добилась компания Apple, она добилась благодаря упорству и решительности Джобса. Он велик, и передавал свое величие работникам. Он смел, и он передавал свою смелость работникам. Джобс не прибегал к материальной мотивации. Он сам является мотивационным фактором.

Многие стремятся к успеху, многие хотят вершить великие дела. Но хватит ли у вас смелости? Хватит ли сил и терпения? Никто не даст гарантии, что все получится, но вас не должно это пугать. Путь лидера, это путь проб и ошибок. Стив Джобс не боялся, поэтому делал.

В истории не так мало людей, которые изменили мир. И я могу смело утверждать, что Стив Джобс один из таких людей.


[1] Айзексон У. Стив Джобс. – Litres, 2013.

[2] SWOT анализ – внутренний анализ, выявляющий сильные стороны, слабые стороны, угрозы, возможности.

[3] http://www.cecsi.ru/coach/leader_biz_12_success_rules_sj.html

[4] http://www.elitarium.ru/2010/08/09/metody_motivacii_personala.html

[5] http://www.cecsi.ru/coach/achievement_jobs_dwyltdamd.html

[6] http://macdays.ru/news/new-apple-staff/

[7] http://vvvvv.narod.ru/biblioteka/catalog/13men/jl4.html

[8] Linzmayer O. W. Apple confidential 2.0: The definitive history of the world’s most colorful company. – No Starch Press, 2004.


Библиографический список
  1. Wolf G. Steve Jobs: The next insanely great thing //Wired Digital Magazine. – 1996.
  2. Дафт Р. Л. Менеджмент //СПб.: Питер. – 2000. – Т. 832. – С. 4.
  3. Linzmayer O. W. Apple confidential 2.0: The definitive history of the world’s most colorful company. – No Starch Press, 2004.
  4. Айзексон У. Стив Джобс. – Litres, 2013.
  5. Галло К. Правила Джобса. Универсальные принципы успеха от лидера Apple. – Mann, Ivanov and Ferber, 2011.
  6. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. – М. : ИНФРА-М, 2008.
  7. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией //М.: Юнити-Дана. – 2004.


Все статьи автора «Andrey Burkov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: