УДК 338.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РФ

Евдокимова Юлия Викторовна
Московская государственная академия делового администрирования
зав. отделением СПО, кандидат философских наук, доцент кафедры финансов, финансового права, учета и прикладной экономики

Аннотация
В статье рассмотрены ключевые мероприятия, направленные на совершенствование налогового администрирования в РФ. Отражены итоги деятельности РФ в указанном направлении и результативность данных мероприятий.

Ключевые слова: налоговая отчетность, налоговое администрирование, упрощение исчисления и уплаты налогов, электронный документооборот


IMPROVEMENT OF TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimova Yulia Viktorovna
Moscow state academy business administration
manager. SPO office, сandidate of philosophical sciences, аssociate professor of finance, financial right, account and applied economy

Abstract
In article the key actions directed on improvement of tax administration in the Russian Federation are considered. Results of activity of the Russian Federation are reflected in the decree direction and productivity of these actions.

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Совершенствование налогового администрирования в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3607 (дата обращения: 30.09.2017).

Корректная адаптация налоговой системы страны к постоянно изменяющимся особенностям экономического развития относится к  первостепенным задачам, решаемым государствами на постоянной основе.  Согласно рейтингу Paying Taxes, РФ в 2013 г. поднялась на 56 место среди 189 государств, в 2011 г. Россия находилась на 105 месте [2]. Рейтинг основан на оценке преимуществ и недостатков налоговых систем государств и оценивает три позиции: время, затраченное на процесс уплаты налогов, совокупное количество налоговых платежей, и общий объем налоговых обязательств.

Позитивные результаты России во многом связаны с изменениями, произошедшими в налоговом администрировании за последние годы. Введение  электронных счетов-фактур, 30% амортизационной премии, расширение перечня работ и услуг, облагаемых ставкой 0% по НДС, появление налогового вычета по НДС по уплаченным поставщикам авансам, способствовали оптимизации действующих условий взаимодействия налогоплательщиков с государством [2].

На сегодняшний день в 76 странах  налогоплательщики имеют возможность осуществить подачу  налоговых деклараций в электронном виде. Информатизация налоговых процедур в РФ является прямым следствием всеобщего развития и модернизации в данном направлении. Позитивно увеличение доли электронного документооборота в сфере налогообложения. На сегодня более ¾ налогоплательщиков  осуществляют взаимодействие с налоговыми органами в электронном формате [2], что увеличивает скорость и улучшает качество взаимодействия данных субъектов.

Согласно рейтинговым исследованиям, РФ относится к числу государств с наиболее низкими показателями количества платежей [2]. Время, необходимое для уплаты налогов, составляет в РФ  177 часов, этот показатель ниже, чем в Европе и Центральной Азии. В РФ высока общая налоговая ставка, равная  50,7%. Налоговая нагрузка на компании составляет в РФ 43,1%, что превышает среднемировой уровень [2].

В ноябре 2013 г. утверждена «дорожная карта», направленная на совершенствование в РФ налогового администрирования. Основной целью является создание условий для упрощения взаимодействия бизнеса и налоговых органов. Мероприятия, осуществляемые в рамках данной «дорожной карты», направлены на сокращение затрат предпринимателей по формированию и предоставлению налоговой отчетности, сведение к минимуму разницы бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль организаций, совершенствование специальных налоговых режимов, оптимизацию исчисления и уплаты НДС, а также увеличение доли электронного оборота в рамках действующей системы налоговых платежей [1].

«Дорожная карта» состоит из пяти разделов [3].  Первый раздел  направлен на сокращение времени на подготовку налоговой отчетности. Снижение трудоемкости по данному направлению будет достигнуто за счет  увеличения числа налогоплательщиков, осуществляющих подачу налоговых деклараций  в электронном виде. С июня 2014 г.  обязанность по предоставлению налоговых деклараций в электронной форме возлагается на организации  с количеством работников от 50 человек, тогда как сейчас  порогом является численность, равная 100 сотрудникам [4]. Сроки предоставления налоговой отчетности в электронном виде увеличиваются на 10 дней, в бумажной форме – на 5 дней. Изменения правил ведения бухгалтерского учета обязаны быть опубликованными  за 6 месяцев до даты вступления в силу данных изменений. Обязательным будет являться опубликование вводимых форм и форматов налоговой  отчетности за 2 месяца до их введения [1]. Предписывается унифицировать коды отчетного периода в налоговых декларациях. Запрещается повторный запрос документации, уже предоставленной налоговым органам.

Второй раздел направлен на оптимизацию взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Предполагается активизация использования интернет-технологий, направленная на возможность проведения сверок расчетов в режиме онлайн, упрощение правил предоставления первичной документации, получение налогоплательщиками  документов в рамках налоговых правоотношений, обеспечение налогоплательщиков сведениями о переплаченных суммах налоговых платежей, появление института «предварительного налогового разъяснения» [1].

Третий раздел направлен на  сближение бухгалтерского учета с налоговым. Серьезные изменения коснутся налога на прибыль организаций. Предусматривается формирование реестра постоянных и временных разниц. Вводится самостоятельное дополнение налогоплательщиками регистров бухгалтерского учета с целью формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации [1].

Четвертый раздел  формирует условия  упрощения документооборота. Планируется сокращение в два раза документооборота по сопровождению сделок, упрощение учета по НДС, возможность предоставления сводного корректирующего счета-фактуры по итогам месяца, формирование архивов документов в электронном виде, основанных на международном опыте, унификация форматов представляемых в налоговые органы электронных документов. [1].

Пятый раздел направлен на  рассмотрение специальных налоговых режимов, снижение налоговой нагрузки для данного сегмента, упрощение деятельности малого бизнеса в регионах [3].

Реализация мероприятий «дорожной карты», направленных на оптимизацию налогового администрирования в РФ, позволит улучшить позиции РФ в рейтинге Paying Taxes, повысить долю субъектов бизнеса, оценивающих положительно процедуры формирования и предоставления налоговой отчетности в соответствующие государственные органы, а также значительно сократить трудозатраты на подготовку  и сдачу налоговой отчетности.  Данные изменения способны повысить качество предоставляемых госуслуг в целом,  увеличить  прозрачность  процессов в рамках взаимодействия государства и бизнеса, что создаст условия для появления  благоприятных макроэкономические последствий для экономики РФ [1].


Библиографический список
  1. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс].  Режим доступа: Официальный сайт Агентства стратегических инициатив.http://www.asi.ru/npi/more.php?ID=2516 (дата обращения 29.11.2013)
  2. Колодина И. Есть резерв! [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://www.rg.ru/2013/11/26/reiting.html (дата обращения 30.11.2013)
  3. Разработана «дорожная карта» по совершенствованию налогового администрирования [Электронный ресурс].  Режим доступа:  Российский налоговый портал  http://taxpravo.ru/novosti/statya-339987-razrabotana_dorojnaya_karta_po_sovershenstvovaniyu_nalogovogo_administrirovaniya (дата обращения 30.11.2013)
  4. Фомченков Т. Укрощение налогов [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://www.rg.ru/2013/11/25/komand.html  (дата обращения 29.11.2013)


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: