Корректная адаптация налоговой системы страны к постоянно изменяющимся особенностям экономического развития относится к первостепенным задачам, решаемым государствами на постоянной основе. Согласно рейтингу Paying Taxes, РФ в 2013 г. поднялась на 56 место среди 189 государств, в 2011 г. Россия находилась на 105 месте [2]. Рейтинг основан на оценке преимуществ и недостатков налоговых систем государств и оценивает три позиции: время, затраченное на процесс уплаты налогов, совокупное количество налоговых платежей, и общий объем налоговых обязательств.
Позитивные результаты России во многом связаны с изменениями, произошедшими в налоговом администрировании за последние годы. Введение электронных счетов-фактур, 30% амортизационной премии, расширение перечня работ и услуг, облагаемых ставкой 0% по НДС, появление налогового вычета по НДС по уплаченным поставщикам авансам, способствовали оптимизации действующих условий взаимодействия налогоплательщиков с государством [2].
На сегодняшний день в 76 странах налогоплательщики имеют возможность осуществить подачу налоговых деклараций в электронном виде. Информатизация налоговых процедур в РФ является прямым следствием всеобщего развития и модернизации в данном направлении. Позитивно увеличение доли электронного документооборота в сфере налогообложения. На сегодня более ¾ налогоплательщиков осуществляют взаимодействие с налоговыми органами в электронном формате [2], что увеличивает скорость и улучшает качество взаимодействия данных субъектов.
Согласно рейтинговым исследованиям, РФ относится к числу государств с наиболее низкими показателями количества платежей [2]. Время, необходимое для уплаты налогов, составляет в РФ 177 часов, этот показатель ниже, чем в Европе и Центральной Азии. В РФ высока общая налоговая ставка, равная 50,7%. Налоговая нагрузка на компании составляет в РФ 43,1%, что превышает среднемировой уровень [2].
В ноябре 2013 г. утверждена «дорожная карта», направленная на совершенствование в РФ налогового администрирования. Основной целью является создание условий для упрощения взаимодействия бизнеса и налоговых органов. Мероприятия, осуществляемые в рамках данной «дорожной карты», направлены на сокращение затрат предпринимателей по формированию и предоставлению налоговой отчетности, сведение к минимуму разницы бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль организаций, совершенствование специальных налоговых режимов, оптимизацию исчисления и уплаты НДС, а также увеличение доли электронного оборота в рамках действующей системы налоговых платежей [1].
«Дорожная карта» состоит из пяти разделов [3]. Первый раздел направлен на сокращение времени на подготовку налоговой отчетности. Снижение трудоемкости по данному направлению будет достигнуто за счет увеличения числа налогоплательщиков, осуществляющих подачу налоговых деклараций в электронном виде. С июня 2014 г. обязанность по предоставлению налоговых деклараций в электронной форме возлагается на организации с количеством работников от 50 человек, тогда как сейчас порогом является численность, равная 100 сотрудникам [4]. Сроки предоставления налоговой отчетности в электронном виде увеличиваются на 10 дней, в бумажной форме – на 5 дней. Изменения правил ведения бухгалтерского учета обязаны быть опубликованными за 6 месяцев до даты вступления в силу данных изменений. Обязательным будет являться опубликование вводимых форм и форматов налоговой отчетности за 2 месяца до их введения [1]. Предписывается унифицировать коды отчетного периода в налоговых декларациях. Запрещается повторный запрос документации, уже предоставленной налоговым органам.
Второй раздел направлен на оптимизацию взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Предполагается активизация использования интернет-технологий, направленная на возможность проведения сверок расчетов в режиме онлайн, упрощение правил предоставления первичной документации, получение налогоплательщиками документов в рамках налоговых правоотношений, обеспечение налогоплательщиков сведениями о переплаченных суммах налоговых платежей, появление института «предварительного налогового разъяснения» [1].
Третий раздел направлен на сближение бухгалтерского учета с налоговым. Серьезные изменения коснутся налога на прибыль организаций. Предусматривается формирование реестра постоянных и временных разниц. Вводится самостоятельное дополнение налогоплательщиками регистров бухгалтерского учета с целью формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации [1].
Четвертый раздел формирует условия упрощения документооборота. Планируется сокращение в два раза документооборота по сопровождению сделок, упрощение учета по НДС, возможность предоставления сводного корректирующего счета-фактуры по итогам месяца, формирование архивов документов в электронном виде, основанных на международном опыте, унификация форматов представляемых в налоговые органы электронных документов. [1].
Пятый раздел направлен на рассмотрение специальных налоговых режимов, снижение налоговой нагрузки для данного сегмента, упрощение деятельности малого бизнеса в регионах [3].
Реализация мероприятий «дорожной карты», направленных на оптимизацию налогового администрирования в РФ, позволит улучшить позиции РФ в рейтинге Paying Taxes, повысить долю субъектов бизнеса, оценивающих положительно процедуры формирования и предоставления налоговой отчетности в соответствующие государственные органы, а также значительно сократить трудозатраты на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Данные изменения способны повысить качество предоставляемых госуслуг в целом, увеличить прозрачность процессов в рамках взаимодействия государства и бизнеса, что создаст условия для появления благоприятных макроэкономические последствий для экономики РФ [1].
Библиографический список
- Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный сайт Агентства стратегических инициатив.http://www.asi.ru/npi/more.php?ID=2516 (дата обращения 29.11.2013)
- Колодина И. Есть резерв! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/26/reiting.html (дата обращения 30.11.2013)
- Разработана «дорожная карта» по совершенствованию налогового администрирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: Российский налоговый портал http://taxpravo.ru/novosti/statya-339987-razrabotana_dorojnaya_karta_po_sovershenstvovaniyu_nalogovogo_administrirovaniya (дата обращения 30.11.2013)
- Фомченков Т. Укрощение налогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/komand.html (дата обращения 29.11.2013)