СПОСОБЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Мурзакова Регина Римовна
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
магистрантка 3-го курса

Аннотация
Данная статья посвящена способам мотивации сотрудников, которых невозможно продвинуть по служебной лестнице. В таких организациях, из-за риска потери персонала, роль дополнительной мотивации приобретает первостепенное значение. Вопросы поощрения и мотивирования сотрудников, без привлечения денежных выплат, очень актуальны в наше время.

Ключевые слова: дополнительные проекты, компании нового поколения, личные поощрения, нематериальная мотивация персонала, обмен работниками, отсутствие карьерного роста, счастливые часы, тренинги


WAYS OF IMMATERIAL MOTIVATION WHEN THERE'S NO POSSIBILITY FOR OFFICERS' CAREER GROWTH

Murzakova Regina Rimovna
Bashkir academy of public service and management at the President of the Republic of Bashkortostan
3rd year magistrate

Abstract
The present article reviews means of the personnel motivation when their promotion is not the option. In such organizations the role of extra motivation is of paramount importance because of risks of personnel losses. Personnel encouragement and motivation issues without cash payments become very relevant nowadays.

Библиографическая ссылка на статью:
Мурзакова Р.Р. Способы нематериальной мотивации персонала в случае отсутствия карьерного роста в организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3406 (дата обращения: 14.03.2024).

Нам всем известны случаи, когда  многим работникам  приходиться делать двойную работу, потому что работодатели либо не могут позволить себе нанять больше сотрудников или не хотят делать этого в силу все еще шаткой экономики.  В таких случаях роль дополнительной мотивации или некого стимула приобретает первостепенное значение, т.к. возникает риск потери  наиболее ценных сотрудников.

У многих компаний,  особенно представителей малого бизнеса, есть сотрудники, которые нуждаются в большей мотивации, что может быть следствием или предыдущей череды увольнений, или потому, что компания просто не может позволить себе  повысить сотрудника по карьерной лестнице. Но я видела некоторые интересные и творческие альтернативные формы вознаграждения,  которые хорошо работают.

В виду того, что невозможно премировать или повышать каждого сотрудника, я бы предложила несколько способов мотивации персонала без привлечения денежных выплат.

1.Дополнительные проекты

Некоторым сотрудникам нравится работать над проектами, которые не подпадают под их официальные должностные обязанности, но которые  могли бы использоваться в качестве хобби или личного интереса. Например, можно предложить сотрудникам воспользоваться  способом « мобильности рабочей силы “, т.е каждую неделю проводить какое-то время работая над задачами других отделов , таких как маркетинг , отдел кадров или какой -нибудь другой отдел.

Большинство сотрудников не начинают свою карьеру с мыслью стать в конечном итоге торговым представителем или бухгалтером. Дать им возможность параллельно брать на себя интересную для них дополнительную работу на стороне или в других отделах той же компании будет иметь для них очень большое значение, а также являться очень большим стимулом.  Они все еще делают то, что должны,  но помогая в других отраслях в свободное время, они становятся  более значимыми, как для себя, так и для других.

2.Обмен работниками

Существует такой способ мотивации, как обмен работниками, позволяющий им поменяться местами с другим работником в другом месте или городе.  Особенно этот метод необходим компаниям с “плоской” структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развития у них дополнительных навыков. Обмен может быть как непродолжительным (около 100 ч рабочего времени), так и длительным (до года) За свой ​​проезд и жилье  сотрудники платят сами, но получают шанс провести время в новом городе – своего рода «рабочий отпуск.»  Например: один из сотрудников определенной компании в Уфе может провести рабочие каникулы в Москве и в то же время, один из сотрудников в Москве может приехать в Уфу. Для многих компаний такой обмен был бы технически сложен. Но для компаний, чьи филиалы или магазины работают повсюду одинаково, это вполне возможно. Сотрудники не должны обучаться чему-то новому, чтобы переключиться на другое место.

3.Тренинги

Программы обучения и развития могут быть ценным стимулом для работников малых предприятий,  которые, как правило, не пользуются такими же привилегиями, как работники крупных компаний. Например, добросовестных и хорошо проявивших себя в течении какого-то времени сотрудников, можно несколько раз в год отправлять за счет компании на тренинги по личностному и профессиональному развитию. Следует отметить, что данным способом достигается цель поощрения и цель непрерывного образования.

4.Счастливые часы

Большинство сотрудников иногда пользуются возможностью расслабиться после напряженного дня на работе. Здесь можно использовать метод счастливых часов и время от времени использовать его в своей собственной компании. К примеру можно устроить сиесту или просто, собравшись вместе, пойти в близлежащий ресторан или кафе и провести весело там обеденный перерыв или даже вечер, т.е  те самые счастливые часы.

Это очень простая идея, но большинство компаний не понимают, что если пойти к местным бар или ресторан , и предупредить их заранее, что вы намерены привести 30 или около того людей, например, в понедельник или во вторник , я, думаю, будет в их интересах приложить все усилия, чтобы разместить всех. Заведение  может даже предложить скидку или не взять плату за бронь отдельной комнаты.

5 . Личные поощрения.

Многие компании разрабатывают серьезные комплексные программы мотивации персонала. Однако эти программы не всегда работают эффективно, так как не учитывают особенности отдельных  сотрудников. Напомню: основной мотив трудоустройства всех людей — личные интересы. Человек приходит на работу, в первую очередь, для того, чтобы удовлетворять свои потребности. К сожалению, работодатели об этом зачастую не догадываются, по старинке относятся к сотрудникам как к «одному из ресурсов» (к тому же неисчерпаемому). Но времена изменились. Сегодня никто никому ничего не должен, но вот договариваясь друг с другом на справедливых условиях, заинтересованные стороны могут достичь многого. Некоторые предприниматели считают, что лучшие способы мотивации зависят от индивидуальных предпочтений сотрудника. Руководство должно знать свою команду, их личностные предпочтения и  предвидеть, когда и в чем они нуждаются, в какой дополнительной мотивации, стимуляции, способе поощрения и т.д.

Компании нового поколения при приеме на работу все больше и больше уделяют внимание на личностные предпочтения потенциальных сотрудников.  В анкеты они все больше  включают вопросы, касающиеся конкретных деталей личной жизни работника. Например, работодатели просят заполнить анкету, которая включает элементы о любимых конфетах, ресторанах,  предпочтениях в музыке или в спорте. Это дает подсказки или идеи для будущей мотивации данного сотрудника. Например, заядлого игрока в футбол можно наградить бесплатными билетами на матч его любимой команды, другого сотрудника несколькими подарочными картами в его любимый ресторан, и т.д.

Да, конечно, соперничать с ее Величеством зарплатой в мощности мотивации вряд ли смогут всякие нематериальные награды и поощрения. Но руководителю всегда следует помнить, что люди приходят на работу обычно ради денег и карьеры, а уходят от рутины и плохого руководства. Поэтому создание адекватной системы нематериальной мотивации – это вещь важная, даже базовая для создания эффективной корпоративной Команды Мечты.


Библиографический список
  1. Мансуров Р.Е. Настольная книга директора по персоналу. — Изд-во Юрайт, М., 2012 г.
  2. http://wsclan. narod.ru – Менеджмент XXI века, Нематериальная мотивация


Все статьи автора «Murza»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: