УДК 338.48 (470.12)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2018 ГОДЫ»

Величкина Анна Владимировна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
Статья посвящена оценке Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы».

Ключевые слова: туристский кластер


ON STATE PROGRAM "DEVELOPMENT OF TOURISM CLUSTER OF THE VOLOGDA REGION FOR 2014-2018 YEARS"

Velichkina Anna Vladimirovna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS

Abstract
The article is devoted to the assessment of the state program "Development of tourism cluster of the Vologda region for 2014-2018 years".

Библиографическая ссылка на статью:
Величкина А.В. О государственной программе «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3319 (дата обращения: 20.02.2018).

28 октября 2013 г. утверждена государственная программа «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». Таким образом, с 1 января 2014 г. данная программа вступает в действие, отменяя реализацию двух долгосрочных целевых программ: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)».

На стадии проектного обсуждения государственная программа имела ряд существенных замечаний и нуждалась в пересмотре некоторых положений [1]. В итоге после принятия программа изменилась незначительно: были скорректированы некоторые показатели реализации программы, расширены положения подпрограммы 2 («Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»). Вместе с тем, большинство целевых индикаторов программы остались прежними и не были пересмотрены в амбициозную сторону, более того некоторые из них сокращены; значительно сокращено финансирование программы.

Чтобы объективно оценить государственную программу, на наш взгляд, целесообразно соотнести ее основные положения с ДЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы» и «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)», которые прекратят свое действие с 01.01.2014 г.

Следует отметить, что в большинстве своем госпрограмма сохранила основные положения вышеназванных ДЦП, касающиеся направлений развития сфер туризма и народных художественных промыслов (далее НХП), основных мероприятий, ожидаемых результатов реализации программ и др.

Что касается основных индикаторов (показателей) реализации программ, то большинство из них осталось неизменным. Однако в государственной программе некоторые из них были пересмотрены в сторону уменьшения (табл. 1).

Таблица 1. Плановые показатели реализации программ.

Наименование индикатора

ДЦП

Подпрограмма

Государственной программы

Изменение индикатора подпрограммы 1 к ДЦП

Развитие внутреннего и въездного туризма1

Объем инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма

920

860

уменьшение на 6,5 %

Количество туристских организаций

290

250

уменьшение на 13,8 %

Сохранение и развитие народных художественных промыслов2

Объем производства продукции предприятий НХП

385

355

уменьшение на 7,7%

1- значение индикаторов на момент окончания программ (2018 г.).

2 – значение индикатора в 2014 г.

Говоря о целевых показателях реализации государственной программы, особо следует отметить подпрограмму 2, в которой к ее окончанию плановое значение основного индикатора (объем реализации продукции НХП) в пересчете на сопоставимые цены сократится почти на 20% (табл. 2). Следует отметить, что данный сценарий достаточно оптимистичен, т.к. прогнозные значения инфляции варьируются от 4 до 6%; однако в предшествующие пять лет инфляция в Вологодской области составляла от 5,7 до 14,3%.

Таким образом, даже при уменьшении объема реализации продукции НХП на 20 %, подпрограмма будет реализована. Данный факт свидетельствует о существенном недостатке долгосрочного планирования, а также сложности развития предприятий НХП. Уже сегодня можно говорить, о том, что результатом данной подпрограммы скорее станет сохранение предприятий НХП, чем их развитие.

Таблица 2. Целевой индикатор «Объем реализации продукции НХП» в фактических и сопоставимых ценах.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 к 2013

Объем реализации продукции НХП:
в фактических ценах

347

350

352

355

357

360

103,7

 в сопоставимых ценах*

347

330

313

301

291

282

81,3

* – расчет произведен с учетом прогноза Индекса потребительских цен в СЗФО.

Также, хотелось бы обратить внимание на финансирование государственной программы и в целом сферы туризма Вологодской области, оптимальное распределение которого напрямую влияет на достижение долгосрочных целей развития отрасли.

В настоящее время расходы на содержание и обеспечение управленческого аппарата Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области составляют 78,6% от общего объема финансирования и значительно превышают расходы, направленные на реализацию долгосрочных целей и развитие отрасли (21,3% общего объема финансирования) (табл. 3).

Таблица 3. Структура расходов Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области в 2013 г. [3]

Виды расходов Расходы млн. руб В процентах от общего числа
Всего

54690,8

100

Долгосрочные целевые программы

11661,8

21,3

Центральный аппарат

23014,2

42,1

Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания  на оказание государственных (муниципальных) услуг выполнение работ).

20014,8

36,6

Данная тенденция присуща и вновь принятой госпрограмме (таблица 4), где на обеспечение ее реализации выделено 194,4 млн. рублей (56,3% от общего финансирования), в то время как на основные мероприятия, направленные на развитие туризма и предприятий НХП, заложено 150,9 млн. рублей (43,7%).

Таблица 4. Ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» за счет средств областного бюджета.

Подпрограмма

Расходы

млн. руб.

в % от общего финансирования государственной программы

1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области»;

133

38,5

2. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»;

17,9

5,2

3. «Обеспечение реализации государственной программы», из них на:

194,4

56,3

Исполнение Департаментом возложенных полномочий

137,7

37,9

Оказание государственных услуг и выполнение работ БУ «Туристско – информационый центр Вологодской области

56,7

18,4

Сложившаяся ситуация с финансовым обеспечением негативно сказывается на возможности динамичного развития индустрии туризма региона и свидетельствует о низкой эффективности государственной политики в данной сфере.

Еще одним существенным недостатком государственной программы, который нельзя обойти стороной, является несоответствие названия ее содержанию. Говоря о развитии туристского кластера, следует в первую очередь сосредоточить внимание на его формировании, поскольку в настоящее время в Вологодской области туристского кластера в классическом его понимании не существует, более того по мнению многих авторов, занимающихся исследованиями в этой сфере, даже в наиболее посещаемых туристами регионах, (г. Москва, г. С-Петербург, Байкальский регион, Центральная Россия, Краснодарский край) туристические кластеры пока находятся в стадии проектирования и создания [2].

В целях, задач, ожидаемых результатах государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» отсутствует какое-либо упоминание о туристском кластере, его создании и развитии. Только в подпрограмме 1 появляется задача: «развитие туристского кластера Вологодской области», реализация которой видится посредством поддержки проектов, направленных на развитие туристского кластера (рис. 1). Все сказанное выше приводит к постановке вопроса: «Возможно ли развивать туристско-рекреационный кластер, который еще не создан?».

Рис. 1. Мероприятия подпрограммы 1, направленные на развитие туристского кластера Вологодской области.

В заключении хотелось бы отметить, что государственная программа закрепляет основные направления развития сферы туризма и народных художественных промыслов, способствует продвижению туристского продукта Вологодской области, поддерживает развитие туристских проектов и т.д. Однако фактически она не способствует созданию и развитию конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера региона, а ведь именно такие цели и задачи должны стоять при реализации госпрограммы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы».

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Величкина А.В. Анализ долгосрочных целевых программ в сфере туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. – № 8, Август 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26017.
  2. Гуриева Л.К. Кластерный подход к развитию туризма в регионе / Л.К. Гуриева, Т.Г. Курскиев // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» – [Электронный ресурс] – URL: uecs.ru/uecs-47-472012/item/1707-2012-11-27-06-16-18?pop=1&tmpl=component&print=1
  3. Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 12 декабря 2012 г. N 817 Закон «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», в редакции от 01.10.2013 N 3144-ОЗ [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».
  4. Постановление Правительства Вологодской области № 1099 от 28.10.2013 «Об утверждении государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». // [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – URL: vologda-oblast.ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/postanovleniya_pravitelstva/17695


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Величкина Анна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: