ON STATE PROGRAM "DEVELOPMENT OF TOURISM CLUSTER OF THE VOLOGDA REGION FOR 2014-2018 YEARS"
Velichkina Anna Vladimirovna Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS
Abstract The article is devoted to the assessment of the state program "Development of tourism cluster of the Vologda region for 2014-2018 years".
Библиографическая ссылка на статью:
Величкина А.В. О государственной программе «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3319 (дата обращения: 13.04.2021).
28 октября 2013 г. утверждена государственная программа «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». Таким образом, с 1 января 2014 г. данная программа вступает в действие, отменяя реализацию двух долгосрочных целевых программ: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)».
На стадии проектного обсуждения государственная программа имела ряд существенных замечаний и нуждалась в пересмотре некоторых положений [1]. В итоге после принятия программа изменилась незначительно: были скорректированы некоторые показатели реализации программы, расширены положения подпрограммы 2 («Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»). Вместе с тем, большинство целевых индикаторов программы остались прежними и не были пересмотрены в амбициозную сторону, более того некоторые из них сокращены; значительно сокращено финансирование программы.
Чтобы объективно оценить государственную программу, на наш взгляд, целесообразно соотнести ее основные положения с ДЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы» и «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)», которые прекратят свое действие с 01.01.2014 г.
Следует отметить, что в большинстве своем госпрограмма сохранила основные положения вышеназванных ДЦП, касающиеся направлений развития сфер туризма и народных художественных промыслов (далее НХП), основных мероприятий, ожидаемых результатов реализации программ и др.
Что касается основных индикаторов (показателей) реализации программ, то большинство из них осталось неизменным. Однако в государственной программе некоторые из них были пересмотрены в сторону уменьшения (табл. 1).
Таблица 1. Плановые показатели реализации программ.
Наименование индикатора
ДЦП
Подпрограмма
Государственной программы
Изменение индикатора подпрограммы 1 к ДЦП
Развитие внутреннего и въездного туризма1
Объем инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма
920
860
уменьшение на 6,5 %
Количество туристских организаций
290
250
уменьшение на 13,8 %
Сохранение и развитие народных художественных промыслов2
Объем производства продукции предприятий НХП
385
355
уменьшение на 7,7%
1- значение индикаторов на момент окончания программ (2018 г.).
2 – значение индикатора в 2014 г.
Говоря о целевых показателях реализации государственной программы, особо следует отметить подпрограмму 2, в которой к ее окончанию плановое значение основного индикатора (объем реализации продукции НХП) в пересчете на сопоставимые цены сократится почти на 20% (табл. 2). Следует отметить, что данный сценарий достаточно оптимистичен, т.к. прогнозные значения инфляции варьируются от 4 до 6%; однако в предшествующие пять лет инфляция в Вологодской области составляла от 5,7 до 14,3%.
Таким образом, даже при уменьшении объема реализации продукции НХП на 20 %, подпрограмма будет реализована. Данный факт свидетельствует о существенном недостатке долгосрочного планирования, а также сложности развития предприятий НХП. Уже сегодня можно говорить, о том, что результатом данной подпрограммы скорее станет сохранение предприятий НХП, чем их развитие.
Таблица 2. Целевой индикатор «Объем реализации продукции НХП» в фактических и сопоставимых ценах.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2018 к 2013
Объем реализации продукции НХП:
в фактических ценах
347
350
352
355
357
360
103,7
в сопоставимых ценах*
347
330
313
301
291
282
81,3
* – расчет произведен с учетом прогноза Индекса потребительских цен в СЗФО.
Также, хотелось бы обратить внимание на финансирование государственной программы и в целом сферы туризма Вологодской области, оптимальное распределение которого напрямую влияет на достижение долгосрочных целей развития отрасли.
В настоящее время расходы на содержание и обеспечение управленческого аппарата Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области составляют 78,6% от общего объема финансирования и значительно превышают расходы, направленные на реализацию долгосрочных целей и развитие отрасли (21,3% общего объема финансирования) (табл. 3).
Таблица 3.Структура расходов Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области в 2013 г. [3]
Виды расходов
Расходы млн. руб
В процентах от общего числа
Всего
54690,8
100
Долгосрочные целевые программы
11661,8
21,3
Центральный аппарат
23014,2
42,1
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг выполнение работ).
20014,8
36,6
Данная тенденция присуща и вновь принятой госпрограмме (таблица 4), где на обеспечение ее реализации выделено 194,4 млн. рублей (56,3% от общего финансирования), в то время как на основные мероприятия, направленные на развитие туризма и предприятий НХП, заложено 150,9 млн. рублей (43,7%).
Таблица 4. Ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» за счет средств областного бюджета.
Подпрограмма
Расходы
млн. руб.
в % от общего финансирования государственной программы
1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области»;
133
38,5
2. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»;
17,9
5,2
3. «Обеспечение реализации государственной программы», из них на:
194,4
56,3
Исполнение Департаментом возложенных полномочий
137,7
37,9
Оказание государственных услуг и выполнение работ БУ «Туристско – информационый центр Вологодской области
56,7
18,4
Сложившаяся ситуация с финансовым обеспечением негативно сказывается на возможности динамичного развития индустрии туризма региона и свидетельствует о низкой эффективности государственной политики в данной сфере.
Еще одним существенным недостатком государственной программы, который нельзя обойти стороной, является несоответствие названия ее содержанию. Говоря о развитии туристского кластера, следует в первую очередь сосредоточить внимание на его формировании, поскольку в настоящее время в Вологодской области туристского кластера в классическом его понимании не существует, более того по мнению многих авторов, занимающихся исследованиями в этой сфере, даже в наиболее посещаемых туристами регионах, (г. Москва, г. С-Петербург, Байкальский регион, Центральная Россия, Краснодарский край) туристические кластеры пока находятся в стадии проектирования и создания [2].
В целях, задач, ожидаемых результатах государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» отсутствует какое-либо упоминание о туристском кластере, его создании и развитии. Только в подпрограмме 1 появляется задача: «развитие туристского кластера Вологодской области», реализация которой видится посредством поддержки проектов, направленных на развитие туристского кластера (рис. 1). Все сказанное выше приводит к постановке вопроса: «Возможно ли развивать туристско-рекреационный кластер, который еще не создан?».
Рис. 1. Мероприятия подпрограммы 1, направленные на развитие туристского кластера Вологодской области.
В заключении хотелось бы отметить, что государственная программа закрепляет основные направления развития сферы туризма и народных художественных промыслов, способствует продвижению туристского продукта Вологодской области, поддерживает развитие туристских проектов и т.д. Однако фактически она не способствует созданию и развитию конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера региона, а ведь именно такие цели и задачи должны стоять при реализации госпрограммы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы».
Библиографический список
Величкина А.В. Анализ долгосрочных целевых программ в сфере туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. – № 8, Август 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26017.
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 12 декабря 2012 г. N 817 Закон «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», в редакции от 01.10.2013 N 3144-ОЗ [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».