28 октября 2013 г. утверждена государственная программа «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». Таким образом, с 1 января 2014 г. данная программа вступает в действие, отменяя реализацию двух долгосрочных целевых программ: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)».
На стадии проектного обсуждения государственная программа имела ряд существенных замечаний и нуждалась в пересмотре некоторых положений [1]. В итоге после принятия программа изменилась незначительно: были скорректированы некоторые показатели реализации программы, расширены положения подпрограммы 2 («Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»). Вместе с тем, большинство целевых индикаторов программы остались прежними и не были пересмотрены в амбициозную сторону, более того некоторые из них сокращены; значительно сокращено финансирование программы.
Чтобы объективно оценить государственную программу, на наш взгляд, целесообразно соотнести ее основные положения с ДЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы» и «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)», которые прекратят свое действие с 01.01.2014 г.
Следует отметить, что в большинстве своем госпрограмма сохранила основные положения вышеназванных ДЦП, касающиеся направлений развития сфер туризма и народных художественных промыслов (далее НХП), основных мероприятий, ожидаемых результатов реализации программ и др.
Что касается основных индикаторов (показателей) реализации программ, то большинство из них осталось неизменным. Однако в государственной программе некоторые из них были пересмотрены в сторону уменьшения (табл. 1).
Таблица 1. Плановые показатели реализации программ.
Наименование индикатора |
ДЦП |
Подпрограмма Государственной программы |
Изменение индикатора подпрограммы 1 к ДЦП |
Развитие внутреннего и въездного туризма1 |
|||
Объем инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма |
920 |
860 |
уменьшение на 6,5 % |
Количество туристских организаций |
290 |
250 |
уменьшение на 13,8 % |
Сохранение и развитие народных художественных промыслов2 |
|||
Объем производства продукции предприятий НХП |
385 |
355 |
уменьшение на 7,7% |
1- значение индикаторов на момент окончания программ (2018 г.).
2 – значение индикатора в 2014 г. |
Говоря о целевых показателях реализации государственной программы, особо следует отметить подпрограмму 2, в которой к ее окончанию плановое значение основного индикатора (объем реализации продукции НХП) в пересчете на сопоставимые цены сократится почти на 20% (табл. 2). Следует отметить, что данный сценарий достаточно оптимистичен, т.к. прогнозные значения инфляции варьируются от 4 до 6%; однако в предшествующие пять лет инфляция в Вологодской области составляла от 5,7 до 14,3%.
Таким образом, даже при уменьшении объема реализации продукции НХП на 20 %, подпрограмма будет реализована. Данный факт свидетельствует о существенном недостатке долгосрочного планирования, а также сложности развития предприятий НХП. Уже сегодня можно говорить, о том, что результатом данной подпрограммы скорее станет сохранение предприятий НХП, чем их развитие.
Таблица 2. Целевой индикатор «Объем реализации продукции НХП» в фактических и сопоставимых ценах.
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018 к 2013 |
|
Объем реализации продукции НХП: |
347 |
350 |
352 |
355 |
357 |
360 |
103,7 |
в сопоставимых ценах* |
347 |
330 |
313 |
301 |
291 |
282 |
81,3 |
* – расчет произведен с учетом прогноза Индекса потребительских цен в СЗФО.
Также, хотелось бы обратить внимание на финансирование государственной программы и в целом сферы туризма Вологодской области, оптимальное распределение которого напрямую влияет на достижение долгосрочных целей развития отрасли.
В настоящее время расходы на содержание и обеспечение управленческого аппарата Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области составляют 78,6% от общего объема финансирования и значительно превышают расходы, направленные на реализацию долгосрочных целей и развитие отрасли (21,3% общего объема финансирования) (табл. 3).
Таблица 3. Структура расходов Департамент международных, межрегиональных связей и туризма области в 2013 г. [3]
Виды расходов | Расходы млн. руб | В процентах от общего числа |
Всего |
54690,8 |
100 |
Долгосрочные целевые программы |
11661,8 |
21,3 |
Центральный аппарат |
23014,2 |
42,1 |
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг выполнение работ). |
20014,8 |
36,6 |
Данная тенденция присуща и вновь принятой госпрограмме (таблица 4), где на обеспечение ее реализации выделено 194,4 млн. рублей (56,3% от общего финансирования), в то время как на основные мероприятия, направленные на развитие туризма и предприятий НХП, заложено 150,9 млн. рублей (43,7%).
Таблица 4. Ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» за счет средств областного бюджета.
Подпрограмма |
Расходы |
|
млн. руб. |
в % от общего финансирования государственной программы |
|
1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области»; |
133 |
38,5 |
2. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области»; |
17,9 |
5,2 |
3. «Обеспечение реализации государственной программы», из них на: |
194,4 |
56,3 |
Исполнение Департаментом возложенных полномочий |
137,7 |
37,9 |
Оказание государственных услуг и выполнение работ БУ «Туристско – информационый центр Вологодской области |
56,7 |
18,4 |
Сложившаяся ситуация с финансовым обеспечением негативно сказывается на возможности динамичного развития индустрии туризма региона и свидетельствует о низкой эффективности государственной политики в данной сфере.
Еще одним существенным недостатком государственной программы, который нельзя обойти стороной, является несоответствие названия ее содержанию. Говоря о развитии туристского кластера, следует в первую очередь сосредоточить внимание на его формировании, поскольку в настоящее время в Вологодской области туристского кластера в классическом его понимании не существует, более того по мнению многих авторов, занимающихся исследованиями в этой сфере, даже в наиболее посещаемых туристами регионах, (г. Москва, г. С-Петербург, Байкальский регион, Центральная Россия, Краснодарский край) туристические кластеры пока находятся в стадии проектирования и создания [2].
В целях, задач, ожидаемых результатах государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы» отсутствует какое-либо упоминание о туристском кластере, его создании и развитии. Только в подпрограмме 1 появляется задача: «развитие туристского кластера Вологодской области», реализация которой видится посредством поддержки проектов, направленных на развитие туристского кластера (рис. 1). Все сказанное выше приводит к постановке вопроса: «Возможно ли развивать туристско-рекреационный кластер, который еще не создан?».
Рис. 1. Мероприятия подпрограммы 1, направленные на развитие туристского кластера Вологодской области.
В заключении хотелось бы отметить, что государственная программа закрепляет основные направления развития сферы туризма и народных художественных промыслов, способствует продвижению туристского продукта Вологодской области, поддерживает развитие туристских проектов и т.д. Однако фактически она не способствует созданию и развитию конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера региона, а ведь именно такие цели и задачи должны стоять при реализации госпрограммы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы».
Библиографический список
- Величкина А.В. Анализ долгосрочных целевых программ в сфере туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. – № 8, Август 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26017.
- Гуриева Л.К. Кластерный подход к развитию туризма в регионе / Л.К. Гуриева, Т.Г. Курскиев // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» – [Электронный ресурс] – URL: uecs.ru/uecs-47-472012/item/1707-2012-11-27-06-16-18?pop=1&tmpl=component&print=1
- Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 12 декабря 2012 г. N 817 Закон «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», в редакции от 01.10.2013 N 3144-ОЗ [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».
- Постановление Правительства Вологодской области № 1099 от 28.10.2013 «Об утверждении государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». // [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – URL: vologda-oblast.ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/postanovleniya_pravitelstva/17695