СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

Ямалова Эльвира Химатовна
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
магистрант 3 курса

Аннотация
Статья раскрывает видение внешнеэкономической деятельности нашей страны: ее прошлого, нынешних проблем и возможностей развития и приводит всем понятные примеры. Также автор делает осторожные прогнозы на будущее.
Тема внешнеэкономической деятельности страны – важнейшая из тем современности, ведь она подразумевает отношения нашей страны с другими государствами.
Адресуется широкому кругу читателей.

Ключевые слова: аспект, внешнеэкономическая деятельность, инвестиции, политика, Россия, рынок, труд, экономика


STRATEGIC ASPECTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF RUSSIA

Yamalova Elvira Khimatovna
Bashkir academy of public service and management at the President of the Republic of Bashkortostan
master degree student, 3 course

Abstract
The article opens vision of foreign economic activity of our country: its past, present problems and development opportunities, it also gives all clear examples. Also the author does conservative forecasts on the future.
The subject of foreign economic activity of the country – the most important of present subjects, after all it means the relations of our country with other states.
It is addressed to a wide range of readers.

Keywords: economy, foreign economic activity, investments, labour, market, politics, Russia, vision


Библиографическая ссылка на статью:
Ямалова Э.Х. Стратегические аспекты внешнеэкономической деятельности России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3158 (дата обращения: 13.03.2024).

Как известно, в дореформенный период в нашей стране решающую роль играли внутренние экономические факторы, но с переходом к рыночной экономике ключевую роль начинают играть внешнеэкономические связи. А это означает, что государству уже приходится регулировать свою экономическую жизнь с учетом процессов, происходящих в мировом хозяйстве. В данной статье как раз и пойдет речь о некоторых стратегических аспектах внешнеэкономической деятельности нашей страны в современности.

Баланс интересов

У любого хозяйствующего субъекта есть достаточное количество стимулов развития – это и возможность роста прибыли, и наличие финансов, и остальное, перечислять все нет необходимости – это  не главное в данном вопросе. А главное то, что внешнеэкономическая деятельность должна запускать, а не подменять собой потенциал.

Но тут возникает серьезное препятствие на пути устойчивого роста: отечественные организации по некоторым показателям, таким, например, как доля новых технологий и некоторым другим, пока еще здорово отстают от зарубежных. Скажем, Россия отстает от зарубежных производителей энергетического оборудования. Из статьи генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна «Конкуренты не спят» [1] мы узнаем, что доля всего российского энергомаша на мировом рынке в пять раз меньше немецкого «Siemens», в восемь раз  – «Alstom», и аж в двенадцать раз – «General Electric». Хотя наша страна до сих пор остается государством, имеющим возможность производить практически весь спектр энергетического оборудования для любого типа традиционной энергетики. Как в знаменитом советском боевике «Белое солнце пустыни» – за державу обидно.

К решению проблемы необходимо подойти вдумчиво. Расширение внешнеэкономических связей, да еще и с усиливающейся конкуренцией, должно начинаться только после того, как представители власти, бизнеса, экспертного сообщества станут думать на два, три, и даже четыре шага вперед, то есть, когда их политика будет похожа на продуманную.

Любая действующая организация присутствует в национальной экономике и при разработке ее внешнеэкономической стратегии нужно различать предпринимательские, региональные и федеральные приоритеты развития внешнеэкономической деятельности. Они могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. Здесь мы сделаем логичный вывод, не открыв Америки: нужно находить баланс интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Оптимальный баланс. Это один из важнейших пунктов при построении стратегии внешней экономики и упускать из виду его ни в коем случае нельзя, а то долгой и счастливой жизни этой организации не будет!

Конкурентоспособность

Конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции как была, так и остается низкой – об этом у нас знает даже подросток. Что ж удивительного, что это привело к интенсивной импортной интервенции, хотя любые интервенции и запрещены международным правом, но все же? Как пел один из рок-музыкантов в 80-ых, «я вижу то, что вижу». А вижу я, что эта самая интервенция стимулировала спад отечественного производства, а также спад инновационной активности и, что еще хуже, «утечку интеллектуальной собственности» из России. Согласно заявлению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова [2], за период с 1989 года по 2004 из России уехало около двадцати пяти тысяч ученых, а тридцать тысяч работают за рубежом по временным контрактам. По словам журналиста Сергея Шалманова [3], потери страны от «утечки интеллектуальной собственности» и оттока ноу-хау уже превысили один триллион американских долларов. Один триллион даже для такого немаленького государства как  наше – цифра более чем внушительная, есть о чем задуматься.

Здесь мы вплотную подходим к феномену международного разделения труда. Вкратце объясню, что это такое и буду развивать свою мысль дальше.

Итак, под международным разделением труда мы понимаем специализацию стран на производстве определённых видов товаров, имеющих предпочтительные условия по сравнению с другими государствами. Это нечестно? Это бизнес! Выгодно развитым западным  странам производить и  продавать высокотехнологичную продукцию? И они будут ее производить до тех пор, пока на нее есть спрос. Спрос, как известно, рождает предложение. Это прибыль, это рабочие места. Выгодно развивающимся странам заниматься поставками сырьевой и продовольственной продукции? Вот они и будут заниматься этим до конца. Ну и пусть какой-нибудь Китай лидирует по вылову рыбы, китайские рыбаки как беспрестанно закидывали свои удочки и сети в воды Тихого океана, так и будут, и никто им не помешает.

Но …это привело к тому, что страны стали специализироваться в зависимости от степени конкурентоспособности какой-либо отрасли. Вот «сильными» на мировом рынке и оказались отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах и ориентированные на экспорт. При этом надо признать, что большая часть продукции, производимой в России, не может конкурировать с зарубежной.

Отсюда вывод: стимулирование развития российских высокотехнологичных производств, обязательно конкурентоспособных, даст преимущества российским компаниям и способно помочь нашей стране занять достойное место в международном разделении труда, а также значительно повысить свою конкурентоспособность как в целом на мировом рынке, так и на отдельных товарных рынках. Где обещанный господином Прохоровым суперсовременный (на фоне не слишком современных вазовских «Калин» и «Грант») Ё-мобиль? Дата начала производства все откладывается, планы не выполнены, а предполагаемые цены на предполагаемые машины уже растут. Эх, Россия…

Что нужно для развития высокотехнологичных российских производств? Что нужно вообще для развития любого производства? Деньги, конечно. А в нашем случае – прежде всего инвестиции в науку.

Президентом России в марте 2002 года был утвержден документ в области развития науки и технологий и в нем были определены следующие задачи:

1). Совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

2). Укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.

3). И, наконец, поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приобретенных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере. Этот пункт, надо думать, и будет означать инвестиции в науку. Младшим научным сотрудникам кафедр, институтам, скажем, в Уфе, зарабатывающим смехотворные восемь-десять тысяч рублей в месяц может и есть повод надеяться на лучшее.

Но кое о чем мы забыли. Объединение науки и образования, их интеграция тоже в дальнейшем может хорошо сказаться на развитии современных производств. Думается, что у этого направления большое будущее. Ведь еще Михаил Ломоносов выступал за единство образования, науки и практики. Но у нас, по словам Николая Лавёрова, академика РАН[4], хотят перетащить всю науку в университеты, противопоставив их государственным академиям и научным центрам. Во всем мире ищут пути, как объединить усилия науки и образования, а нам напрямую говорят: вы должны конкурировать. «Вы» – это три группы разных структур: государственные академии (в том числе РАН), университеты и государственные научные центры, оставшиеся от промышленности, в основном оборонной. Декларируется необходимость модернизации экономики и инноваций, а на деле расчленяют три взаимосвязанные структуры. Не приведет ли эта идея к потере фундаментальной науки, ухудшению качества высшего образования и утрате центров научных разработок? Я считаю, что приведет.

Внешнеэкономическая стратегия России

Нынешняя внеэкономическая стратегия базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Стратегия  эта определяется тем, что в области внешнеэкономических связей нашей страны ситуация складывается иначе по сравнению с предшествующим периодом. Как? Сейчас расскажу.

Итак, к примеру, усиливается активность государства в мировой экономической политике. Действие стран в торгово-политической сфере создает необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области, задергалась одна, задергалась и другая, цепная реакция. Конфликт вокруг Сирии это подтвердил. В него, помимо самой Сирии, итак замешаны соседние Ирак, Иордания и Ливия, так еще и США (в большей степени) с Россией активно высказываются и лезут к воющим сирийцам со своими позициями.

Невооруженным глазом виден переход экономики России на новый путь развития, на путь, как бы это ни было громко сказано и как бы ни сглазить, инноваций  – это реализация крупных стратегических проектов мировых масштабов, с привлечением – внимание! – потенциала других стран и иностранных компаний. Такие проекты необходимо долгое время координировать, тщательно подготавливать и лишь затем приступать к осуществлению. Русский мужик долго запрягает, да быстро едет?  Хотелось бы.

Хорошая динамика заметно и в выходе российских компаний на мировой рынок. Эти компании, как подснежники, пробивающиеся сквозь сугробы весной, нуждаются в поддержке государства, тем более в преодолении сложностей выхода на внешние рынки.

За примером, кстати, далеко ходить не надо – завод Ростсельмаш, российское предприятие, производящее комбайны. В уже далеком 2007-ом им был приобретен канадский тракторный завод «Buhler Versatile Inc.». По собственным данным ростовской компании, с апреля 2008 года по декабрь того же года, канадский завод произвел и реализовал шестьсот единиц техники, что на 85% больше, чем за весь предыдущий сельхоз год.

Также компания входит в пятерку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники. С момента основания Ростсельмаш поставил своим клиентам в сорока восьми  странах мира более 2,6 миллионов единиц техники, но…в 2008-2009 годах завод чуть не приказал долго жить из-за падения спроса на свои комбайны в условиях финансового кризиса. Чтобы выжить, предприятию пришлось сократить более тысячи своих сотрудников – привычное решение для тяжелых времен, снижение издержек. Спасти ситуацию, как говорили тогда управленцы завода, могла только помощь со стороны федерального правительства. Они – то, видимо, и позволили выжить этому большому и старому заводу, но его сеялки-веялки от этого современнее не стали. Завод, кстати, жив и поныне [5].

Вообще мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 годов ударил по России однозначно сильнее, чем по другим странам, хотя бы по той простой причине,         что Россия  – нефтяное государство, цены на «черное золото» в то время сильно упали, а мы являлись ее крупным экспортером. Большая потеря для экономики.  А ведь внешняя экономика (говорим внешняя экономика читаем внешняя торговля) для нашей страны являлась и является одним из их приоритетных направлений.

К 2010 году экономика нашей страны уже принялась стабилизироваться, но это уже совсем другая история.

Вернемся к теме. Стратегия определяет приоритеты и параметры внешней экономической политики Российской Федерации. В связи с долгосрочными целыми и задачами ее внутренней политики, то есть, взаимосвязь внутренней и внешней политики крайне важна. Об этом надо помнить всегда.

Но распыляться, тратить силы на все направления ВЭД тоже смысла нет. Отсюда неумолимый вывод: нужно определить важнейшие направления внешнеэкономической политики страны и работать, работать и еще раз работать по этим направлениям, никуда не сворачивая.

Приоритеты ВЭД по отношению к отдельным странам и регионам мира должны быть расставлены верно. Вспоминается недавний Грузино-абхазский конфликт и Абхазия здесь, на мой взгляд, выступала как рычаг давления в руках России на совсем уж зарвавшуюся Грузию, а через нее на Америку. Приоритеты нашими властями  в свое время были расставлены верно, что ж, в дальновидности им не откажешь.

Приведу еще один пример, в котором снова без США не обойдется. Как известно, Иран был против вторжения Америки в Ирак. Несмотря на недружественные отношения между странами-соседями Хусейн представлял для Ирана гораздо меньшую опасность, чем американцы. И иранцы отказались признавать новую власть в соседнем государстве. Так в Ираке началась анти иранская компания, которая продолжается до сих пор и разжигается Америкой. Вот такое направление – терроризировать тех, кто не признает новую власть в Ираке, нисколько не боясь последствий. Хотя агрессирует Америка не только из-за этого.

Также важно будет и то, какими средствами, инструментами, способами будет реализована внешнеэкономическая политика. Этот вопрос тоже не следует упускать из вида. Поиск верного способа – задача нелегкая.

После всего сказанного выше можно сделать большой вывод, что ВЭД в современности – это важная составляющая роста национального дохода государств, роста экономики и ускорения научно-технического прогресса. Внешнеэкономическая деятельность для страны – как бензин для машины. Она может развивать какую угодно скорость и перевозить сколько угодно людей, но без бензина она не разовьет никакую скорость и не перевезет никого и никуда.

Также отрадно, что ВЭД в современности – необычный обмен товарами, как в эпоху до научно-технической революции, а торговля услугами, совместные решения технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации, в общем, это обширное и взаимовыгодное сотрудничество нужное нам, и, надеюсь, другим странам.

Инвестиции

Не так давно в мировой экономике появились так называемые инвестиционные внешнеэкономические связи – эдакий синтез производственных и финансовых внешнеэкономических связей.

Россия, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [6], по прямым инвестициям пока не лидер даже среди стран  БРИК. По итогам 2010 года, в страну поступило 41,2 миллиарда долларов, тогда как, скажем, в Китай  – внушительные 105,7 миллиарда. Есть федеральные законы, касающиеся этих инвестиций, а в Санкт-Петербурге создан Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, но результат все равно пока не поражают воображения. Будем ждать, что ж нам остается делать?.. Ведь учитывая основную цель экспорта капитала – максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала, то нужно найти что-то такое, что продавать за рубежом выгоднее, чем в России. Но, думается, у российских маркетологов всех мастей итак голова этим забита.

Прямые инвестиции влияют на экспортную деятельность компании. С одной стороны, зарубежное производство можно удачно противопоставить экспорту товаров из своей страны. Но ведь зарубежному производству необходимы поставки оборудования и сырья, иначе производство это будет стоять и просто приносить убытки. Кроме того, продукция предприятий расположена за рубежом, может в страну базирования транснациональной компании, то есть «возвращаться на родину», или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании. «А причем тут прямые инвестиции?», – наверняка спросите вы. А вот причем. В описываемом варианте развития событий они оказываются стимулом для экспорта. Экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные.

Теперь об иностранных инвестициях ближе к нашей стране – цифры и осторожный и оптимистичный прогноз на будущее.

Как известно, иностранные инвестиции в основном поступают в Россию из Кипра. Росстат делится информацией о том, что за 2011 год объем «кипрских» инвестиций в Россию составил около 78,2 миллиардов США, что почти в четыре раза превышает внутренний валовый продукт Кипра [7]. Некоторые полагают, что эти деньги просто «отмываются» на Кипре. Но тут нужно понимать разницу между «отмыванием» денег и уклонение от налогов в рамках закона. Первое – статья, второе – хитрость.

Правда, Кипр с ее, будем откровенны, здоровенным креном экономики в сторону оффшорного сектора в марте 2013 года пережил сильный кризис и преддефолтное состояние и теперь только-только оправляется от пережитого шока. Из Еврозоны, скажем, киприоты уже вылетели. И в целом этот кризис будет иметь последствия и для самой страны и для других стран. Не исключено, что ситуация с поступлением иностранных инвестиций в Россию из Кипра изменится.

Компания «Boeing», крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация и самый крупный производитель самолетов как гражданских, так и военных, развивает свой бизнес в России – вкладывает в него около 27 миллиардов долларов США [8]. Они пойдут на программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов. Более чем масштабное инвестирование, не правда ли? Держитесь, «Сухой» и «Антонов»!

В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании «Ernst & Young» отмечалось, что в 2009 году Россия вошла в первую пятерку стран по количеству привлеченных новых инвестиционных проектов [9]. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку, что не может не радовать.

Можно сказать, что влияние государства на регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия нужно рассматривать с нескольких аспектов.

Во-первых, с аспекта, который предусматривает полное регулирование на субфедеральном уровне.

Во-вторых, развитие внешнеэкономической деятельности региона предусматривает какой-никакой,  но рост.

В-третьих, внешнеэкономическая деятельность региона – процесс, охватывающий сразу несколько уровней социально-экономического развития государства; процесс многогранный и сложный, и именно поэтому нельзя делать какие-либо уверенные прогнозы на будущее в российской экономике, чего мы в этой статье и избегали. В ней (экономике) возможны сюрпризы, ведь Россия – непредсказуемая страна, хоть с этим и не согласился наш премьер на недавнем «круглом столе» в Сочи.

А если все же не удержаться, и попытаться спрогнозировать, то прогнозы эти будут, в принципе, оптимистичными – достаточно вспомнить, как обстоят дела с иностранными инвестициями, и хотелось бы, чтобы так дальше и было.


Библиографический список
  1. Саакян Ю. «Конкуренты не спят». // «Российская газета», Российская Бизнес-газета” №826 (44), 2011 г.
  2. Заявление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. // Портал strana.ru
  3. Шалманов С. «Россия потеряла от “утечки мозгов” $1 трлн.». // Портал cnews.ru
  4. Интервью Николая Лавёрова, академика РАН «Ломоносов ратовал за объединение науки и образования. А современные чиновники сталкивают их лбами». // «Аргументы и факты» № 47 от 23 октября 2011 г.
  5. Титков Д. «Ростсельмаш» подъехал к черте выживания». // Газета Коммерсантъ (Ростов), №221 (4038)
  6. Данные конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Доклад о торговле и развитии. Доклад о мировых инвестициях. Веб-сайт Организации Объединенных Наций.
  7. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – http://www.gks.ru.
  8. Сайт газеты «Известия» 7 июля 2009 г.
  9. РБК российский рынок прямых инвестиций в 2010 г. Аналитический отчет. – М.: 2010 г.


Все статьи автора «Ямалова Эльвира Химатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: