Как известно, в дореформенный период в нашей стране решающую роль играли внутренние экономические факторы, но с переходом к рыночной экономике ключевую роль начинают играть внешнеэкономические связи. А это означает, что государству уже приходится регулировать свою экономическую жизнь с учетом процессов, происходящих в мировом хозяйстве. В данной статье как раз и пойдет речь о некоторых стратегических аспектах внешнеэкономической деятельности нашей страны в современности.
Баланс интересов
У любого хозяйствующего субъекта есть достаточное количество стимулов развития – это и возможность роста прибыли, и наличие финансов, и остальное, перечислять все нет необходимости – это не главное в данном вопросе. А главное то, что внешнеэкономическая деятельность должна запускать, а не подменять собой потенциал.
Но тут возникает серьезное препятствие на пути устойчивого роста: отечественные организации по некоторым показателям, таким, например, как доля новых технологий и некоторым другим, пока еще здорово отстают от зарубежных. Скажем, Россия отстает от зарубежных производителей энергетического оборудования. Из статьи генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна «Конкуренты не спят» [1] мы узнаем, что доля всего российского энергомаша на мировом рынке в пять раз меньше немецкого «Siemens», в восемь раз – «Alstom», и аж в двенадцать раз – «General Electric». Хотя наша страна до сих пор остается государством, имеющим возможность производить практически весь спектр энергетического оборудования для любого типа традиционной энергетики. Как в знаменитом советском боевике «Белое солнце пустыни» – за державу обидно.
К решению проблемы необходимо подойти вдумчиво. Расширение внешнеэкономических связей, да еще и с усиливающейся конкуренцией, должно начинаться только после того, как представители власти, бизнеса, экспертного сообщества станут думать на два, три, и даже четыре шага вперед, то есть, когда их политика будет похожа на продуманную.
Любая действующая организация присутствует в национальной экономике и при разработке ее внешнеэкономической стратегии нужно различать предпринимательские, региональные и федеральные приоритеты развития внешнеэкономической деятельности. Они могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. Здесь мы сделаем логичный вывод, не открыв Америки: нужно находить баланс интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Оптимальный баланс. Это один из важнейших пунктов при построении стратегии внешней экономики и упускать из виду его ни в коем случае нельзя, а то долгой и счастливой жизни этой организации не будет!
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции как была, так и остается низкой – об этом у нас знает даже подросток. Что ж удивительного, что это привело к интенсивной импортной интервенции, хотя любые интервенции и запрещены международным правом, но все же? Как пел один из рок-музыкантов в 80-ых, «я вижу то, что вижу». А вижу я, что эта самая интервенция стимулировала спад отечественного производства, а также спад инновационной активности и, что еще хуже, «утечку интеллектуальной собственности» из России. Согласно заявлению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова [2], за период с 1989 года по 2004 из России уехало около двадцати пяти тысяч ученых, а тридцать тысяч работают за рубежом по временным контрактам. По словам журналиста Сергея Шалманова [3], потери страны от «утечки интеллектуальной собственности» и оттока ноу-хау уже превысили один триллион американских долларов. Один триллион даже для такого немаленького государства как наше – цифра более чем внушительная, есть о чем задуматься.
Здесь мы вплотную подходим к феномену международного разделения труда. Вкратце объясню, что это такое и буду развивать свою мысль дальше.
Итак, под международным разделением труда мы понимаем специализацию стран на производстве определённых видов товаров, имеющих предпочтительные условия по сравнению с другими государствами. Это нечестно? Это бизнес! Выгодно развитым западным странам производить и продавать высокотехнологичную продукцию? И они будут ее производить до тех пор, пока на нее есть спрос. Спрос, как известно, рождает предложение. Это прибыль, это рабочие места. Выгодно развивающимся странам заниматься поставками сырьевой и продовольственной продукции? Вот они и будут заниматься этим до конца. Ну и пусть какой-нибудь Китай лидирует по вылову рыбы, китайские рыбаки как беспрестанно закидывали свои удочки и сети в воды Тихого океана, так и будут, и никто им не помешает.
Но …это привело к тому, что страны стали специализироваться в зависимости от степени конкурентоспособности какой-либо отрасли. Вот «сильными» на мировом рынке и оказались отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах и ориентированные на экспорт. При этом надо признать, что большая часть продукции, производимой в России, не может конкурировать с зарубежной.
Отсюда вывод: стимулирование развития российских высокотехнологичных производств, обязательно конкурентоспособных, даст преимущества российским компаниям и способно помочь нашей стране занять достойное место в международном разделении труда, а также значительно повысить свою конкурентоспособность как в целом на мировом рынке, так и на отдельных товарных рынках. Где обещанный господином Прохоровым суперсовременный (на фоне не слишком современных вазовских «Калин» и «Грант») Ё-мобиль? Дата начала производства все откладывается, планы не выполнены, а предполагаемые цены на предполагаемые машины уже растут. Эх, Россия…
Что нужно для развития высокотехнологичных российских производств? Что нужно вообще для развития любого производства? Деньги, конечно. А в нашем случае – прежде всего инвестиции в науку.
Президентом России в марте 2002 года был утвержден документ в области развития науки и технологий и в нем были определены следующие задачи:
1). Совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.
2). Укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.
3). И, наконец, поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приобретенных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере. Этот пункт, надо думать, и будет означать инвестиции в науку. Младшим научным сотрудникам кафедр, институтам, скажем, в Уфе, зарабатывающим смехотворные восемь-десять тысяч рублей в месяц может и есть повод надеяться на лучшее.
Но кое о чем мы забыли. Объединение науки и образования, их интеграция тоже в дальнейшем может хорошо сказаться на развитии современных производств. Думается, что у этого направления большое будущее. Ведь еще Михаил Ломоносов выступал за единство образования, науки и практики. Но у нас, по словам Николая Лавёрова, академика РАН[4], хотят перетащить всю науку в университеты, противопоставив их государственным академиям и научным центрам. Во всем мире ищут пути, как объединить усилия науки и образования, а нам напрямую говорят: вы должны конкурировать. «Вы» – это три группы разных структур: государственные академии (в том числе РАН), университеты и государственные научные центры, оставшиеся от промышленности, в основном оборонной. Декларируется необходимость модернизации экономики и инноваций, а на деле расчленяют три взаимосвязанные структуры. Не приведет ли эта идея к потере фундаментальной науки, ухудшению качества высшего образования и утрате центров научных разработок? Я считаю, что приведет.
Внешнеэкономическая стратегия России
Нынешняя внеэкономическая стратегия базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Стратегия эта определяется тем, что в области внешнеэкономических связей нашей страны ситуация складывается иначе по сравнению с предшествующим периодом. Как? Сейчас расскажу.
Итак, к примеру, усиливается активность государства в мировой экономической политике. Действие стран в торгово-политической сфере создает необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области, задергалась одна, задергалась и другая, цепная реакция. Конфликт вокруг Сирии это подтвердил. В него, помимо самой Сирии, итак замешаны соседние Ирак, Иордания и Ливия, так еще и США (в большей степени) с Россией активно высказываются и лезут к воющим сирийцам со своими позициями.
Невооруженным глазом виден переход экономики России на новый путь развития, на путь, как бы это ни было громко сказано и как бы ни сглазить, инноваций – это реализация крупных стратегических проектов мировых масштабов, с привлечением – внимание! – потенциала других стран и иностранных компаний. Такие проекты необходимо долгое время координировать, тщательно подготавливать и лишь затем приступать к осуществлению. Русский мужик долго запрягает, да быстро едет? Хотелось бы.
Хорошая динамика заметно и в выходе российских компаний на мировой рынок. Эти компании, как подснежники, пробивающиеся сквозь сугробы весной, нуждаются в поддержке государства, тем более в преодолении сложностей выхода на внешние рынки.
За примером, кстати, далеко ходить не надо – завод Ростсельмаш, российское предприятие, производящее комбайны. В уже далеком 2007-ом им был приобретен канадский тракторный завод «Buhler Versatile Inc.». По собственным данным ростовской компании, с апреля 2008 года по декабрь того же года, канадский завод произвел и реализовал шестьсот единиц техники, что на 85% больше, чем за весь предыдущий сельхоз год.
Также компания входит в пятерку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники. С момента основания Ростсельмаш поставил своим клиентам в сорока восьми странах мира более 2,6 миллионов единиц техники, но…в 2008-2009 годах завод чуть не приказал долго жить из-за падения спроса на свои комбайны в условиях финансового кризиса. Чтобы выжить, предприятию пришлось сократить более тысячи своих сотрудников – привычное решение для тяжелых времен, снижение издержек. Спасти ситуацию, как говорили тогда управленцы завода, могла только помощь со стороны федерального правительства. Они – то, видимо, и позволили выжить этому большому и старому заводу, но его сеялки-веялки от этого современнее не стали. Завод, кстати, жив и поныне [5].
Вообще мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 годов ударил по России однозначно сильнее, чем по другим странам, хотя бы по той простой причине, что Россия – нефтяное государство, цены на «черное золото» в то время сильно упали, а мы являлись ее крупным экспортером. Большая потеря для экономики. А ведь внешняя экономика (говорим внешняя экономика читаем внешняя торговля) для нашей страны являлась и является одним из их приоритетных направлений.
К 2010 году экономика нашей страны уже принялась стабилизироваться, но это уже совсем другая история.
Вернемся к теме. Стратегия определяет приоритеты и параметры внешней экономической политики Российской Федерации. В связи с долгосрочными целыми и задачами ее внутренней политики, то есть, взаимосвязь внутренней и внешней политики крайне важна. Об этом надо помнить всегда.
Но распыляться, тратить силы на все направления ВЭД тоже смысла нет. Отсюда неумолимый вывод: нужно определить важнейшие направления внешнеэкономической политики страны и работать, работать и еще раз работать по этим направлениям, никуда не сворачивая.
Приоритеты ВЭД по отношению к отдельным странам и регионам мира должны быть расставлены верно. Вспоминается недавний Грузино-абхазский конфликт и Абхазия здесь, на мой взгляд, выступала как рычаг давления в руках России на совсем уж зарвавшуюся Грузию, а через нее на Америку. Приоритеты нашими властями в свое время были расставлены верно, что ж, в дальновидности им не откажешь.
Приведу еще один пример, в котором снова без США не обойдется. Как известно, Иран был против вторжения Америки в Ирак. Несмотря на недружественные отношения между странами-соседями Хусейн представлял для Ирана гораздо меньшую опасность, чем американцы. И иранцы отказались признавать новую власть в соседнем государстве. Так в Ираке началась анти иранская компания, которая продолжается до сих пор и разжигается Америкой. Вот такое направление – терроризировать тех, кто не признает новую власть в Ираке, нисколько не боясь последствий. Хотя агрессирует Америка не только из-за этого.
Также важно будет и то, какими средствами, инструментами, способами будет реализована внешнеэкономическая политика. Этот вопрос тоже не следует упускать из вида. Поиск верного способа – задача нелегкая.
После всего сказанного выше можно сделать большой вывод, что ВЭД в современности – это важная составляющая роста национального дохода государств, роста экономики и ускорения научно-технического прогресса. Внешнеэкономическая деятельность для страны – как бензин для машины. Она может развивать какую угодно скорость и перевозить сколько угодно людей, но без бензина она не разовьет никакую скорость и не перевезет никого и никуда.
Также отрадно, что ВЭД в современности – необычный обмен товарами, как в эпоху до научно-технической революции, а торговля услугами, совместные решения технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации, в общем, это обширное и взаимовыгодное сотрудничество нужное нам, и, надеюсь, другим странам.
Инвестиции
Не так давно в мировой экономике появились так называемые инвестиционные внешнеэкономические связи – эдакий синтез производственных и финансовых внешнеэкономических связей.
Россия, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [6], по прямым инвестициям пока не лидер даже среди стран БРИК. По итогам 2010 года, в страну поступило 41,2 миллиарда долларов, тогда как, скажем, в Китай – внушительные 105,7 миллиарда. Есть федеральные законы, касающиеся этих инвестиций, а в Санкт-Петербурге создан Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, но результат все равно пока не поражают воображения. Будем ждать, что ж нам остается делать?.. Ведь учитывая основную цель экспорта капитала – максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала, то нужно найти что-то такое, что продавать за рубежом выгоднее, чем в России. Но, думается, у российских маркетологов всех мастей итак голова этим забита.
Прямые инвестиции влияют на экспортную деятельность компании. С одной стороны, зарубежное производство можно удачно противопоставить экспорту товаров из своей страны. Но ведь зарубежному производству необходимы поставки оборудования и сырья, иначе производство это будет стоять и просто приносить убытки. Кроме того, продукция предприятий расположена за рубежом, может в страну базирования транснациональной компании, то есть «возвращаться на родину», или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании. «А причем тут прямые инвестиции?», – наверняка спросите вы. А вот причем. В описываемом варианте развития событий они оказываются стимулом для экспорта. Экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные.
Теперь об иностранных инвестициях ближе к нашей стране – цифры и осторожный и оптимистичный прогноз на будущее.
Как известно, иностранные инвестиции в основном поступают в Россию из Кипра. Росстат делится информацией о том, что за 2011 год объем «кипрских» инвестиций в Россию составил около 78,2 миллиардов США, что почти в четыре раза превышает внутренний валовый продукт Кипра [7]. Некоторые полагают, что эти деньги просто «отмываются» на Кипре. Но тут нужно понимать разницу между «отмыванием» денег и уклонение от налогов в рамках закона. Первое – статья, второе – хитрость.
Правда, Кипр с ее, будем откровенны, здоровенным креном экономики в сторону оффшорного сектора в марте 2013 года пережил сильный кризис и преддефолтное состояние и теперь только-только оправляется от пережитого шока. Из Еврозоны, скажем, киприоты уже вылетели. И в целом этот кризис будет иметь последствия и для самой страны и для других стран. Не исключено, что ситуация с поступлением иностранных инвестиций в Россию из Кипра изменится.
Компания «Boeing», крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация и самый крупный производитель самолетов как гражданских, так и военных, развивает свой бизнес в России – вкладывает в него около 27 миллиардов долларов США [8]. Они пойдут на программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов. Более чем масштабное инвестирование, не правда ли? Держитесь, «Сухой» и «Антонов»!
В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании «Ernst & Young» отмечалось, что в 2009 году Россия вошла в первую пятерку стран по количеству привлеченных новых инвестиционных проектов [9]. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку, что не может не радовать.
Можно сказать, что влияние государства на регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия нужно рассматривать с нескольких аспектов.
Во-первых, с аспекта, который предусматривает полное регулирование на субфедеральном уровне.
Во-вторых, развитие внешнеэкономической деятельности региона предусматривает какой-никакой, но рост.
В-третьих, внешнеэкономическая деятельность региона – процесс, охватывающий сразу несколько уровней социально-экономического развития государства; процесс многогранный и сложный, и именно поэтому нельзя делать какие-либо уверенные прогнозы на будущее в российской экономике, чего мы в этой статье и избегали. В ней (экономике) возможны сюрпризы, ведь Россия – непредсказуемая страна, хоть с этим и не согласился наш премьер на недавнем «круглом столе» в Сочи.
А если все же не удержаться, и попытаться спрогнозировать, то прогнозы эти будут, в принципе, оптимистичными – достаточно вспомнить, как обстоят дела с иностранными инвестициями, и хотелось бы, чтобы так дальше и было.
Библиографический список
- Саакян Ю. «Конкуренты не спят». // «Российская газета», Российская Бизнес-газета” №826 (44), 2011 г.
- Заявление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. // Портал strana.ru
- Шалманов С. «Россия потеряла от “утечки мозгов” $1 трлн.». // Портал cnews.ru
- Интервью Николая Лавёрова, академика РАН «Ломоносов ратовал за объединение науки и образования. А современные чиновники сталкивают их лбами». // «Аргументы и факты» № 47 от 23 октября 2011 г.
- Титков Д. «Ростсельмаш» подъехал к черте выживания». // Газета Коммерсантъ (Ростов), №221 (4038)
- Данные конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Доклад о торговле и развитии. Доклад о мировых инвестициях. Веб-сайт Организации Объединенных Наций.
- Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – http://www.gks.ru.
- Сайт газеты «Известия» 7 июля 2009 г.
- РБК российский рынок прямых инвестиций в 2010 г. Аналитический отчет. – М.: 2010 г.
Количество просмотров публикации: Please wait