(Статья опубликована при финансовой поддержке гранта № Б-14/13 для аспирантов и молодых научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы)
Постановка целей социально-экономического развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом, требует чёткого определения ценностных ориентиров общества, которые обеспечат переход к инновационно активной экономике и эффективной социальной политике. Руководство страны на данном этапе экономического развития ставит своей целью достичь качественного изменения жизни населения, экономики и социальной сферы. Для этого необходимы увеличение ВВП, рост производительности труда, укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны, а, главное, повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера.
Инновационный путь развития России будет определяться обеспечением сбалансированного социально-экономического развития регионов, нацеленного на создание благоприятных условий для реализации потенциалов каждого региона и выделением отдельных территорий с учетом естественных конкурентных преимуществ и природных ресурсов [1].
Кластерные стратегии в настоящее время зарекомендовали себя как наиболее действенный инструмент повышения конкурентоспособности территории и ускорения её экономического роста. Этот эффект достигается за счёт формирования единого экономического пространства, развития государственно-частного партнёрства, малых и средних предприятий. Кластер выступает как стимул экономического развития региона, привнося с собой упрощение доступа к новым технологиям, активное внедрение инноваций, снижение затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности участников кластера. Именно поэтому выявление в экономике области существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
В Белгородской области сложились благоприятные предпосылки для развития зон опережающего развития и кластеров: по концентрации производителей, поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций; развитой инженерной, транспортной и рыночной инфраструктуры; трудового потенциала[2]. Таким образом, дальнейшее социально-экономическое развитие региона в долгосрочной перспективе связывается с функционированием территориальных кластеров, призванных обеспечить высокий уровень социального и экономического развития области.
Как следствие, возникает вопрос наращивания инновационного потенциала Белгородской области и достижения целей стратегии её инновационного развития, которые включают в себя существенный экономический подъем, рост производительности труда и капитала, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ области. Это особенно актуализирует необходимость становления и развития инновационных кластеров области. Особую роль в формировании инновационных кластеров будет иметь региональная инновационная система (РИС). Взаимосвязь и взаимовлияние РИС и инновационных кластеров представлены на рис. 1.
Рис. 1. Модель региональной инновационной системы [3]
Появление инноваций зависит от качества взаимодействия между наукой, бизнесом и государственными структурами. Кластеры признаются «ядрами» инновационного развития стран и регионов, обеспечивающие взаимосвязи новых рынков и знаний, необходимых для формирования новых секторов производства. Инновационный кластер и региональная инновационная система, – это не просто совокупность малых и крупных предприятий, корпораций, венчурных и посевных фондов, исследовательских центров и университетов. Инновационный кластер – среда, где протекает процесс создания инноваций. РИС представляет собой совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством и правительством области политики по развитию инновационной системы [4]. Основные задачи создания и активного функционирования региональной инновационной системы Белгородской области включают в себя обеспечение инновационного развития экономики региона, достижение долгосрочной конкурентоспособности региона как на внутренних, так и на внешних рынках, рост научно-технического и экспортного потенциала области, что невозможно без развития как традиционных, так и высокотехнологичных производств, выпускающих наукоемкую продукцию. Последние данные статистики следующие: объём инновационной части реализованной продукции в 2013 году составил 21,6 млрд. руб. Затраты на инновации (технологические, маркетинговые и организационные) составили 1,6 млрд. руб. с начала года [5].
Наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств в области создает условия для модернизации традиционных отраслей экономики и формирования комплекса высокотехнологичных отраслей, расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции. В этом отношении особенно значительна роль малого и среднего инновационного бизнеса, так как малые предприятия легче приспосабливаются к внедрению новшеств в производство, а также требуют меньших инвестиционных вливаний.
По данным 2011 года в Белгороде было зарегистрировано около 27 727 субъектов малого предпринимательства, в сфере малого бизнеса было занято порядка 67,9 тыс. человек, из них более 45,6 тыс. человек – на малых предприятиях. Доля занятых в малом бизнесе в 2011 году составила 34,7% от общей численности работников, занятых в экономике города, а объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг предприятиями малого бизнеса – около 16,0 % оборота организаций по видам экономической деятельности [2].
Для дальнейшего роста этих показателей, а, следовательно, и развития инновационной составляющей экономики региона, необходимо:
- создание региональных инновационных кластеров;
- развитие региональных и межрегиональных программ для содействия предприятиям в продвижении наукоемкой продукции на внутренние и внешние рынки;
- формирование научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства;
- снижение административных барьеров в создании среднего и малого бизнеса, упрощение доступа предприятий к земельным ресурсам и инвестиционным площадкам, энергетической инфраструктуре и другим ресурсам;
- популяризация успешного инновационного опыта, формирование инновационного сообщества путём создания ассоциаций малого инновационного предпринимательства;
- снижение предпринимательских рисков.
Важной и относительно самостоятельной составляющей общей инфраструктуры региональной инновационной системы является инфраструктура науки, создаваемая на базе высших учебных заведений и, прежде всего, университетов. На сегодняшний день в Белгороде функционируют около 80 малых инновационных предприятий, 74,3% из которых были созданы на территории Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. Основные направления деятельности малых инновационных предприятий региона распределились следующим образом:
Рис.2. Распределение малых инновационных предприятий Белгородской области по сферам их деятельности в процентном соотношении [4]
Таким образом, большая доля малых инновационных предприятий создано в сфере ИКТ и нанотехнологий. Авторы считают, что в Белгородской области имеются предпосылки для формирования инновационных кластеров в данных направлениях отраслевой специализации. Имеются следующие составляющие кластера как формы промышленной агломерации:
производственная – в наличии группа взаимосвязанных компаний, которые формируют производство полного цикла;
пространственная – географическая близость производств, их пространственное размещение на территории области;
инновационная – имеют положительное влияние на инновационные процессы, в кластере происходит информационный обмен [6].
Однако отсутствует социальная составляющая кластеров – наличие доверия между участниками кластера, взаимодействие в социальных сетях. Данные кластеры не имеют специализированного органа управления (например, в форме совета кластера), специализированной организации развития кластера (например, в форме некоммерческого партнерства). К сожалению, в области не сформирована стратегия развития кластерного комплекса, нет центра кластерного развития, который стал бы связующим звеном взаимодействия механизма «тройной спирали»: трех групп участников – бизнеса, власти и науки.
В ближайшем будущем планируется создание, становление и развитие инфраструктуры науки на базах университетов города и области, которая будет включать в себя технопарк «Высокие технологии» Белгородского государственного университета, технопарк Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, инновационно-технологический центр Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (ИТЦ БГТУ), включающий Инновационный бизнес-инкубатор, Бизнес-центр, Школу инновационного предпринимательства, а также учебно-научный инновационный центр «Агротехнопарк» (Белгородская государственная сельскохозяйственная академия) [4].
Достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и внедрении инноваций зависит от формирования мощного научно-образовательного комплекса в области. Для этого необходимо формирование условий для предоставления образования, соответствующего современным международным стандартам, интеграция вузов и НИИ, создание налаженного трансфера инновационных идей из сферы науки в производство, а также создание условий для межрегиональных и международных контактов участников инновационной деятельности.
Для развития научно-технологического комплекса, как базовой промышленно-технологической составляющей РИС, в области планируется реализовать технологические платформы как результат потребностей производства, заказа на проведение научно-технологических работ для достижения устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития экономики региона, и ряд конкретных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники [4].
Таким образом, при воплощении планов по формированию и развитию территориальных кластеров, в частности, региональной инновационной системы Белгородской области, регион достигнет значительного повышения конкурентоспособности и развития инновационной составляющей экономики.
По прогнозам стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года основными количественными результатами развития региональной инновационной системы Белгородской области станут рост объема отгруженной инновационной продукции предприятий в общем объеме отгруженной продукции до 30 %; увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 9%; увеличение доли занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике области до 40%; увеличение доли инновационной продукции малых предприятий в объеме отгруженной продукции малых предприятий области до 35%, а также рост количества принятых патентных заявок на объекты интеллектуальной собственности в 2,8 раза[4].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Белгородская область обладает всеми необходимыми условиями для развития региональной инновационной системы: развитой инженерной, транспортной и рыночной структурами, обширными внешнеэкономическими связями, тенденцией к наращиванию объёмов малого инновационного предпринимательства, трудовым и научно-техническим потенциалом, инвестиционной привлекательностью. Дальнейшее развитие инновационных кластеров обеспечит региону повышение конкурентоспособности на основе синергетического эффекта и инновационных подходов, следствием чего будет являться оптимальное использование имеющихся ресурсов территории, а также его экономическая, экологическая, социальная и демографическая устойчивость.
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: официальный текст. – от 17 ноября 2008 года № 1662-р. – 194 с.
- Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода. [Электронный ресурс]. URL: http://www.beladm.ru/
- Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Место кластеров в региональной инновационной системе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2013.- № 10(57).
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: официальный текст. – от 25 января 2010 г. №27-пп. – 258 с.
- Экономика // Белру.РФ: новости. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aisup.xn--p1ai/news/business/2013/06/28/78943.html
- Стрябкова Е.А. Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №8. – С. 310-318.