УДК 33

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАСХОДОВ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Маричева Кристина Владимировна
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)
Магистрант кафедры экономика и менеджмент

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные виды расходов органов Федерального казначейства и их финансирование. Органы Федерального казначейства, являясь бюджетными организациями, обеспечиваются за счет средств федерального и регионального бюджетов. В согласовании с обязательствами по расходам, которые обусловливает законодательством, разделением компетенции органов Федеральной, государственной власти субъектов РФ, местных органов самоуправления, происходит построение бюджетной системы расходов на всех уровнях.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетные средства, департамент государственного казначейства Министерства Финансов, орган Федерального казначейства, средства бюджета федерального уровня, Центральный аппарат Федерального казначейства


THE MAIN TYPES OF COSTS THE FEDERAL TREASURY AND FINANCING

Maricheva Cristina Vladimirovna
Moscow State Engineering University (MAMI)
Master of Economics and Management Department

Abstract
This article describes the main types of expenses of the Federal Treasury and financing. Federal Treasury, as the budget organizations, provided by the federal and regional budgets. In accordance with the obligations of the expenditures that makes law, separation of powers of the Federal and state authorities of the Russian Federation, local self-government, is building a budget system costs at all levels.

Keywords: budget, Central Office of the Federal Treasury, federal budget funds, the authority of the Federal Treasury, the budget system, the Department of the Treasury Department of the Ministry of Finance


Библиографическая ссылка на статью:
Маричева К.В. Основные виды расходов органов Федерального казначейства и их финансирование // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1657 (дата обращения: 30.09.2017).

Органы Федерального казначейства имеют большое значение для организации исполнения бюджета Российской Федерации. Центральный аппарат Федерального казначейства является органом исполнения бюджета, но как бюджетная организация является полноправным участником бюджетного  процесса. Руководитель казначейства в данном случае выступает в качестве распорядителя средств бюджета федерального уровня.

История системы органов казначейства имеет очень глубокие корни. Казначейство в своем развитии проходило многолетний и тернистый путь. Еще в Древней Руси вводились специальные должности казначеев. Позже казначеи ведали «государевыми» доходами, получали пошлины и оброки. При Екатерине II, была определена должность уездного казначея как главного классного финансового чиновника низшего звена администрации. При Александре I был утвержден Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Сеть казначейских учреждений была распределена по всей России. Однако после Октябрьской революции 1917 казначейская система была расформирована, а ее функции были делегированы Государственному банку.

В настоящее время создание Центрального аппарата Федерального казначейства, обеспечивающего выполнение бюджетов, было оправдано необходимостью предварительного, текущего контроля по сбору доходов и проведения расходов в процессе исполнения государством собственных функций. Органы Федерального казначейства служат инструментом реализации бюджетной политики страны и выполняют ключевую функцию – обеспечивают сохранность бюджетных средств федерального уровня на счетах в Банке России. Они осуществляют выплаты из бюджета федерального уровня и внебюджетных источников от имени и по поручению получателей средств бюджета федерального уровня, имеющих лицевые счета в ОФК; обслуживают исполнение бюджетов всех субъектов РФ по целевым средствам, выделяемым из бюджета федерального уровня; организуют сбор отчетности основных распорядителей средств бюджета федерального уровня, финансовых органов субъектов РФ и составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении бюджета федерального уровня и консолидированного бюджета страны.

С 1 января 2005 года функция Центрального аппарата  как федеральной службы  Министерства финансов РФ) регламентируется Положением «ОФК» ( Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 702.

Органы Федерального казначейства, являясь бюджетными организациями, обеспечиваются за счет средств бюджета федерального уровня и регионального бюджета.

В бюджетную систему страны мобилизуется более пятидесяти процентов финансовых ресурсов, создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обуславливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.

В отличие от коммерческих организаций, которые могут расходовать средства по своему усмотрению – будет ли это увеличение фонда оплаты труда сотрудников либо направление средств на благотворительность, организации из системы органов Федерального казначейства (как и любые другие бюджетные организации) не располагают такой свободой действий. Полученные из бюджета и даже  самостоятельно заработанные средства могут быть использованы исключительно на цели,  предусмотренные сметой.

От величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит эффективность работы казначейства.

Таким образом, дать характеристику расходов органов Федерального казначейства, рассмотреть порядок их планирования и финансирования, а также выявить наиболее значимые виды расходов очень актуально в данное время. Учитывая большое число организаций, входящих  в систему Федерального казначейства, их приоритетное место в бюджетной системе Российской Федерации, интересно рассмотреть именно расходы данных организаций.

Система Федерального казначейства в основном была создана к 1997 году. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 года № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств бюджета федерального уровня» предписывал проведения единой бюджетной политики в целях укрепления государственной финансовой дисциплины, усиления контроля за своевременным поступлением, эффективным и целевым использованием средств бюджета федерального уровня Правительству Российской Федерации предписывалось принять меры по повсеместному переходу на казначейскую систему исполнения бюджета, обеспечив завершение этой работы до  1 января 1998 года.

В соответствии со статьей  161  Бюджетного кодекса  РФ  бюджетное учреждение проводит операции с бюджетными средствами только через открытые ему лицевые счета, по расходованию бюджетных средств, производимых в пределах доведенных ему расходов  по кодам классификации.  Расходы  должны соответствовать бюджету  лимитов бюджетных обязательств, а также с учетом принятых и неисполненных обязательств, в соответствии с бюджетной сметой. [1.- Ст.161]

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение расходов бюджета, как представляющие собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за вычетом средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. [1.- Ст.6]

В согласовании с обязательствами по расходам, которые обусловливает законодательством, разделением компетенции органов Федеральной, государственной власти субъектов РФ, местных органов самоуправления, происходит построение бюджетной системы расходов на всех уровнях.

Обеспечение деятельности бюджетных учреждений, в соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса РФ включает:

- зарплату (денежное содержание, довольствие) работающих в бюджетных учреждениях (государственных гражданских, муниципальных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц);

- выплаты на командировки  и другие расходы по трудовым договорам (контрактами) в соответствии с  законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и государственными правовыми актами;

- оплату за поставку товаров, исполнения работы услуг для муниципальных нужд;

- уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

- возмещение ущерба, причиненного бюджетным учреждением при проведении работ и осуществлении его  деятельности.

Расходование бюджетными учреждениями бюджетных средств на другие цели не допускается. Если органы Федерального казначейства используют средства не по целевому назначению, то они будут считаться нарушителями бюджетного законодательства, к которым в соответствии с Бюджетным кодек-сом Российской Федерации могут применяться следующие меры:

- предостережение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- другие меры. [1.- Ст.284]

Главный распорядитель средств бюджета федерального уровня – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства бюджета федерального уровня по подведомственным распорядителям, а также получателям бюджетных средств, включая учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации, здравоохранения. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации может распределять средства бюджета федерального уровня по подведомственным распорядителям, а также получателям бюджетных средств. При этом  главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета федерального уровня.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств бюджета местного уровня – орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, учреждение, имеющие право наделять и распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств бюджета местного уровня, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Нецелевое использование средств бюджета, выразившееся в направлении и использование их на цели, не надлежащие условиям получения средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо другими правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не сообразно целевому назначению, а ещё при наличии состава правонарушения уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Организации, входящие в систему органов ФК, в соответствии с функциональной классификации расходов бюджета относятся к системе государственного управления и местного самоуправления.[21.- С.117]

Выполняя возложенные на них функции, бюджетные организации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и поступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сметам, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с действующими бюджетными классификациями.

Рассмотрев в целом структуру расходов органов Федерального казначейства, можно отметить, что самой значительной их частью являются расходы на оплату труда. В органах Федерального казначейства работают квалифицированные специалисты, большая часть из которых имеет высшее профессиональное образование и длительный стаж работы на государственной гражданской службе за плечами. Из этого следует, что расходы на содержание государственных гражданских служащих являются значительными, так как за классный чин, за особые условия труда, за каждый год  выслуги начисляются и выплачиваются различные надбавки к основному окладу, определяемые законом [5]. Соответственно, будет велика и доля расходов, связанная с начислениями на оплату труда, к которым относятся единый социальный налог и принятые тарифы по обязательному страхованию от возможных несчастных случаев на производстве.

Расходы, связанные с приобретением оборудования и расходных материалов, менее значительные, чем расходы на оплату труда, но также имеют весомое место. Это объясняется тем, что вследствие проведения административной реформы в Российской Федерации в учреждениях системы органов Федерального казначейства расширяется штат сотрудников и соответственно для организации нормальных условий труда требуются средства для оформления рабочих мест и обеспечения сотрудников всеми необходимыми материалами (бумага, канцелярские принадлежности, телефонные аппараты и пр.).

Величина расходов на оплату коммунальных услуг зависит от величины помещения организаций (которая, как правило, достаточно значительная), от количества потребляемой электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения (объем этих расходов соответственно имеет прямую взаимосвязь с количеством сотрудников в организации).

Командировочные расходы в основном имеют место среди руководящего персонала органов Федерального казначейства. Это в основном поездки за рубеж или в другие города России по обмену опытом работы в казначейской системе. Среди прочего персонала имеют место расходы на служебные поездка. Примером таких расходов служит оплата проездного билета курьерам.

Таким образом, расходы, отражаемые в смете организации из системы Федерального казначейства, должны быть очень грамотно спланированы и распределены по надлежащим статьям, но в соответствии с пределами объемов бюджетного финансирования для данных организаций, а также с соблюдением различных установленных норм и нормативов для расчета расходов, устанавливаемых соответствующими органами власти.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ: «О государственной гражданской службе Российской Федерации


Все статьи автора «Маричева Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: