УДК 33

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Маричева Кристина Владимировна
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)
Магистрант кафедры экономика и менеджмент

Аннотация
В данной статье рассмотрен инновационный потенциал предприятия. Понятие инновационного потенциала в экономическую модель было введено К. Фрименом для характеристики процесса, обеспечивающего рост системы за счет нововведений. Под инновационным потенциалом предприятия нужно понимать все его ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические, которые можно использовать для инновационных процессов.

Ключевые слова: имитационная схема использования конкретных новшеств, инновационный потенциал, интеллектуальные ресурсы, производственно-экономический и социально-организационный потенциал, система сбалансированных показателей


INNOVATION CAPACITY OF ENTERPRISES AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS

Maricheva Cristina Vladimirovna
Moscow State Engineering University (MAMI)
Master of Economics and Management Department

Abstract
In this paper the innovative potential of the company. The concept of innovation capacity in the economic model was introduced by Freeman to describe a process that allows the growth of the system due to innovations. Under the innovative potential of enterprises need to understand all of its resources: material, financial, human resources, IT, organizational and technical, that can be used for innovation.

Keywords: circuit simulation using specific innovations, innovative potential, intellectual resources, production and economic and socio-organizational capacity, the balanced scorecard


Библиографическая ссылка на статью:
Маричева К.В. Инновационный потенциал предприятия как фактор конкурентоспособности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1655 (дата обращения: 29.09.2017).

Тема инновационного развития предприятий приобрела популярность, многие исследователи считают, что это практически единственный путь возрождения экономики России, для превращения ее в конкурентоспособную на мировом рынке.

Специалисты считают, что  инновационный потенциал конкретных предприятий используется в настоящее время лишь на 7—10%. Творческий потенциал персонала практически не реализуется, хотя это, пожалуй, единственный источник развития для предприятий [1, с.25], [2, с.30].

Слово «потенциальный» заимствовано из французского языка, где potential означает — «могущий быть». Термин «потенциал» используется, чтобы показать возможности конкретной системы, ее внутренние ресурсы, энергию и мощность, которые возможно мобилизовать при определенных условиях для конкретных целей. Когда потенциал системы возможно оценить количественно, то принято говорить об уровне фактического использования потенциала при достижении целей, исчисляемый как  отношение задействованных ресурсов ко всему потенциалу.

Понятие инновационного потенциала в экономическую модель было введено К. Фрименом для характеристики процесса, обеспечивающего рост системы за счет нововведений. Нововведение по Фримену рассматривается как комплекс мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [1, с.10].

В работах П. Дракера нашел свое отражение практический аспект понятия “потенциал”  где исследуются источники развития современной промышленности. Дракер отмечал, что инновации начинаются с определения имеющегося потенциала с целью его эффективного использования [2, с.40]

Ведущие промышленно развитые страны в 70-х годах ХХ века  приняли законы, стимулирующие как государственную, так и предпринимательскую деятельность, направленные на развитие профессионального и интеллектуального потенциала рабочей силы. Так, в Японии была разработана и внедрена система “постоянных маленьких улучшений”, именуемая Кайзен. Система направлена на стабильное развитие потенциала предприятий для достижения более высоких стандартов жизнедеятельности личности и фирмы. В США получила популярность система сбалансированных показателей, способная находить потенциальные пути развития фирмы и возможности для их использования в инновационном прорыве.

В России, к сожалению, до настоящего времени не используется предпринимательский подход к инновациям. Практика установила, по сути, приоритетность имитационных схем использования конкретных новшеств, что реализует лишь сценарий “догоняющего развития” России. При этом инновационный потенциал рассматривается только, как способность предприятий использовать новые «чужие» идеи, имитировать новые технологии, разработанные в экономически развитых странах.

Подобный подход существенно сужает понятие инновационного потенциала, что в практическом плане отбрасывает Россию в разряд вечных аутсайдеров. Естественно, что только наступательная, активная инновационная политика сумела бы обеспечить нашей стране ощутимый скачок в научно-техническом развитии, вывести ее на качественно иной уровень жизни. По мнению многих исследователей, инновационный потенциал следует определять не только имитационной способностью предприятий к использованию “чужих” нововведений, но и способностью самостоятельно вырабатывать прогрессивные изменения и новые ценности.

Следует отметить, что под инновационным потенциалом предприятия нужно понимать все его ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические,  которые можно использовать для инновационных процессов. Инновационный потенциал персонала – ключевая позиция, связанная со способностью и возможностью работников не только вырабатывать, но и эффективно реализовывать и свои, и сторонние новые идеи и проекты.

Другими словами, инновационный потенциал предприятия, по сути, ключевой фактор возможного успеха фирмы. Проблема стратегии развития, прежде всего вопрос изменений, в той или иной степени радикальных. Постоянный поиск перспективных идей и направлений формирует необходимую базу для проведения    оптимального выбора  при определении: портфеля товаров или услуг для производства и реализации в перспективе; прогнозной структуре активов корпорации; перспективных методов и технологий управления и производства.

Предприятие, обладающее существенным инновационным потенциалом или осознано стремящееся к его формированию и развитию, можно считать инновационным или, другими словами, инновационно восприимчивым. Инновационность предприятия считается важным конкурентным преимуществом, поскольку открывает возможность своевременной защиты бизнеса от возникающих угроз во внешней среде посредством системы опережающего и непрерывного привлечения новых путей выживания и развития. Происходит усиление адаптационных способностей предприятия, расширяется возможность принятия управленческих решений, увеличивается разнообразие и вариативность технологий и продуктов. Рынок, как правило, меняет отношение к предприятию на более позитивное, при условии, что оно становится более разнообразным, интересным, креативным (инновационным).

Практика показывает, что на инновационном предприятии поощряются поисковые работы, рационализаторские предложения, творчество, новые мысли и идеи. На таких предприятиях обеспечивается высокая степень вовлеченности персонала, поскольку, каждый сотрудник постоянно думает о совершенствовании своей работы, стремится работать в команде, обсуждая с коллегами качество бизнес-процессов и продукции, стремится к получению новых знаний, развивает свои творческие способности, инициирует новые идеи и проекты. На предприятиях же с низким инновационным потенциалом преобладают привычные однообразные операции, работники характеризуются чертами равнодушия, конфликтности, что в последнее время получило название  синдрома хронической усталости.

Другими словами,  инновационный потенциал предприятия – это  мера его готовности для выполнения задачи, обеспечивающей достижение определенных инновационных целей. Инновационный потенциал рассматривается, как экономические возможности предприятия по эффективному включению новых технологий в хозяйственный оборот. Экономические возможности включают в себя совокупность ресурсов, достаточных для эффективного ведения инновационной деятельности:  интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных.

Под интеллектуальными ресурсами понимается технологическая документация, патенты, изобретения, лицензии, промышленные образцы, полезные модели. Материальные ресурсы – это опытно-приборная база, пилотные установки, различное оборудование для проведения исследовательских, экспериментальных и лабораторных работ. Финансовые ресурсы включают собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые средства. Кадровые ресурсы – это наличие: лидера-новатора, заинтересованного в инновациях; персонала, имеющего специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалистов в области маркетинга, прогнозирования и планирования скрытых потребностей покупателей. Инфраструктурные ресурсы – это наличие собственных подразделений НИР и ОКР, конструкторского и маркетингового отделов, лаборатории контроля качества продукции, патентно-лицензионного отдела.

Приветствуются дополнительные источники повышения результативности инновационной деятельности, а именно наличие партнерских и личных связей сотрудников с НИИ и вузами.

Развитие этих сфер инновационной деятельности можно рассматривать и как текущую меру готовности, и как прогнозируемый уровень эффективности использования предприятием новых технологий. Величина инновационного потенциала коррелирует с выбором определенной стратегии инновационного развития. В случае наличия у предприятия всех необходимых ресурсов, оно может использовать стратегию лидера, разрабатывая и внедряя базисные или принципиально новые инновации. При ограниченных инновационных возможностях более рационально их наращивать, применяя стратегию последователя, реализуя улучшающие технологии. Подобный подход к определению инновационного потенциала принято считать классическим.

Следует отметить, что особенности и существующие тенденции современных условий хозяйствования, при которых экономический рост все в большей степени зависит от способности поддерживать высокую инновационную активность, само понятие «инновационного потенциала предприятия», возможно несколько расширить.

В настоящее время, выбирая ту или иную стратегию разработки и внедрения новых технологий, невозможно ограничиваться оценкой и учетом факторов одной лишь инновационной сферы. Сегодня подобный подход следует считать изживающим себя, причиной чему служит значительное сокращение срока жизни инноваций, вызывающее повышение интенсивности вбрасывания на рынок новых товаров и услуг. Можно отметить практически ежедневное изменение и обновление ассортиментных рядов на определенных товарных рынках, приводящее к ситуации, что инновационные товары, являясь сегодня новинками, назавтра теряют свой статус. Их сменяют другие инновации. Новые технологии при таких условиях в производстве очень быстро становятся текущими или даже устаревшими продуктами. Например, рынок карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов пополняется новыми моделями раз в три-шесть месяцев, оргтехники – немного больше года, автомобилей – через три-четыре года. Следовательно, в настоящее время разработка стратегий инновационного развития, определение инновационного потенциала предприятия требует оценки не только возможностей инновационной сферы, но и анализа достаточности всех видов ресурсов для текущего производства инноваций. Это касается возможности одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавних инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что под инновационным потенциалом предприятия следует понимать его максимальные возможности для генерации высокой инновационной активности, проявляющиеся в эффективном обеспечении текущих и будущих технологий. Тогда и оценку инновационного потенциала нужно проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов, способных эффективно обеспечить не только стратегическую инновационную, но и текущую производственную деятельность.


Библиографический список
  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2004
  2. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – Москва.: Вильямс. 2007


Все статьи автора «Маричева Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: