УДК 331.55

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Матюшкина Ирина Алексеевна1, Михалева Ольга Михайловна2
1Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления
2Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления

Аннотация
Данная статья посвящена анализу динамики показателей демографического развития села за 2005-2011 годы, оценки показателей социально-экономического развития сельских территорий области. В ходе исследования проведена оценка состояния рынка труда в сельской местности области и предложены мероприятия для привлечения высококвалифицированных специалистов на село.

Ключевые слова: Брянская область, демографические показатели, сельская занятость, социально-экономическое развитие села, трудовые ресурсы


THE ANALYSIS OF THE RURAL AREAS DEVELOPMENT IN THE BRYANSK REGION

Matyushkina Irina Alexeyevna1, Mikhalyova Olga Mikhailovna2
1Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy
2Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy

Abstract
This article is devoted to the analysis of the dynamics of demographic indicators of rural development for 2005-2011 years, the evaluation of indicators of socio-economic development of regional rural territories. In the course of researches the state of regional rural market was analyzed and the measures for attracting highly qualified specialists to the village are suggested.

Keywords: human resources, rural employment, socio-economic development of village, the Bryansk region, the demographic indicators


Библиографическая ссылка на статью:
Матюшкина И.А., Михалева О.М. Анализ развития сельской местности в Брянской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1637 (дата обращения: 29.09.2017).

Одним из приоритетных направлений развития России в последние годы стало социально-экономическое развитие села и качество и уровень жизни сельских жителей. В Брянской области, как и в других регионах, реализуются различные проекты в сфере развития агропромышленного комплекса, обеспечения сельских жителей  доступным и комфортным жильем, улучшения демографической ситуации в сельской местности. Для оценки перспектив развития села необходимо провести анализ имеющегося и ожидаемого в будущем потенциала трудовых ресурсов. Для этого представляется целесообразным отследить динамику демографического и социально-экономического развития села за 2005-2011 гг.

Брянская область по численности населения на 1 января 2011 года занимала 8-е место в Центральном федеральном округе. Плотность населения составляет 36,3 человека на 1 квадратный километр, численность постоянного населения –1264,4 тысяч человек, из них городское население – 874,7 тыс. человек (69,2% от общей численности населения), сельское – 389,7 тыс. человек (30,8%). За 2010 год и 2011 год число жителей области уменьшилось  соответственно 10,6 тыс. человек и на 10,9 тыс. человек  – это наибольшие показатели за последние 14 лет (так, за 2008 год сокращение составило 8,8 тыс.человек, а 2007 году – 9,1 тыс. человек). За период с 2005 г. по 2011 г. общая убыль населения составила 82,2 тыс. человек, из них сельского –41,1 тыс. человек. Снижение численности населения было обусловлено на 94% естественной убылью, а на 6% – миграционной [1, с. 28].

Изменение численности населения  практически не повлияло на возрастно-половую структуру сельского населения. Так, в 2011 году соотношение мужчин и женщин в структуре сельского населения составляет 53,9% и 46,1% соответственно. Анализ возрастного состава сельского населения показывает сокращение численности и доли детей и подростков до 16 лет в общей структуре сельских жителей с 17,7% в 2005 г. до 15,2% в  2011 г. За период с 2005 по 2010 гг. наблюдается превышение численности лиц старше трудоспособного возраста над числом детей и подростков. При этом доля сельского населения  в трудоспособном возрасте остается стабильной, так в  2005 г. численность трудоспособного населения составляла 235,0 тыс. человек (или 54,5%), а в 2011 г. 234,9 тыс. человек (или 60,3%). Несмотря на то, что абсолютное значение показателя остается неизменным, в процентом соотношении доля лиц в трудоспособном возрасте увеличилась на 5,8 п.п. Это связано с  выходом на рынок труда  родившихся в первой половине и середине 80-х годов. Увеличение доли населения в трудоспособном возрасте на селе оказывает двойственное воздействие на рынок труда: с одной стороны, увеличивается предложение рабочей силы, т.е. усиливается давление на рынок труда, с другой стороны – рост численности лиц трудоспособного возраста несколько смягчает демографическую нагрузку на работающее население.

Динамика рождаемости показывает, что, начиная с 90-х годов начался общий процесс снижения ее уровня. Снижение уровня рождаемости началось еще в 80-х годах, несмотря на  принятие мер по поддержке материнства и детства. Наименьшего значения на селе он достиг в 2001 году 7,7 родившихся на 1000 человек населения. Начиная с 2005 г. отмечается увеличение коэффициента рождаемости. В 201 году он составил 10,9 родившихся на 1000 сельских жителей, что на 1,9  человека больше, чем в 2005 году.  Данное увеличение связано с одной стороны введением материнского капитала при рождении женщиной второго и последующих детей, а с другой тем, что в целом в области отмечается увеличение численности женщин возрастов стабильного деторождения (24-29 лет).  Но, несмотря на это, на селе не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. Для равного численного замещения поколений  родителей их детьми необходимо, чтобы показатель  суммарной рождаемости составлял не менее 2,14-2,15. На селе этот показатель в 2011 году составил 1,78.  Частота рождений у сельских жителей выше. Более трети селянок родили двух детей, 21% – трех, 17% – четырех и более детей. Среднее число рожденных детей у женщин в возрасте 15 лет и более на селе в 1,5 раза выше, чем в городе.

Анализируя динамику  смертности  сельского населения  области можно отметить, что с 2005 г. по 2011 г. происходит снижение коэффициента смертности сельского населения с 25,8 человек на 1000 сельских жителей в 2005 г. до 19,3 человек в 2011 г. Уровень смертности различается по районам области. Эта дифференциация вызвана различиями в возрастной структуре населения. Среди основных причин смертности высока доля умерших от болезней системы кровообращения, внешних причин и новообразований. В 2011 году от болезней системы кровообращения  умерло 13236 человек (64,6% от общего числа умерших), от новообразований – 2754 человек(13,4%), от внешних причин – 2114 человек (10,3%).

Анализируя состав расходов на конечное потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий можно отметить, что в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц в целом по области в 2011 г. приходилось 8686,0 рубль, (что в 3 раза больше, чем в 2005 г.) из них: 3788,7 руб. (43,6%) – на питание, 2849,0 (32,8%) – расходы на покупку непродовольственных товаров, 1963,0(22,6%) – расходы на оплату услуг. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление, проживающих в сельской местности на 34,7% (или на 2336,1 руб.) меньше расходов городских домашних хозяйств. Структура расходов сельских домашних хозяйств показывает, что в 2011 г. по сравнению 2005 г. она увеличилась в 3,3 раза и составила 6730,0 рублей в месяц. Из них на питание уходит 3457,7 руб. (50,1%), на покупку непродовольственных товаров – 2014,0руб. (29,9%),  на оплату услуг – 1151,0 руб. (17,1%) [1, с. 123].

Динамика состава располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий области позволяет сделать вывод о том, что в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц в 2005 г. приходилось 3257, 4 руб., а в 2011 г. – 12085,1 руб. или в 3,7 раза больше. Большую долю в структуре располагаемых ресурсов занимают денежные расходы (в 2011 г. их доля составляет 83,8% или 10132,5 руб.). В 2011 г. уровень располагаемых ресурсов  домашних хозяйств, проживающих в сельской местности, на 10,3% меньше областного уровня и на 14,3% меньше уровня располагаемых ресурсов городских домашних хозяйств. За период с 2005 г. по 2011 г. данный показатель в сельской местности увеличился в 3,8  раза и составил  10842,1  руб. в среднем на члена домашнего хозяйства.

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование  и функционирование  сельского рынка труда области, является состояние социальной инфраструктуры, которое можно характеризовать как критическое. В то же время достойное образование, качественная медицина, наличие рынка жилья, доступ к культурным ценностям и другие элементы инфраструктуры обеспечивают более привлекательными условия жизни населения и способствуют  повышению качественных характеристик трудовых ресурсов.

Развитие жилищного строительства на территориях сельских поселений Брянской области является одной из основных составляющих закрепления трудовых кадров в аграрном производстве и привлечения специалистов для работы в учреждениях и организациях сельской местности. Потребность в жилье, привлекаемыми трудовыми кадрами, в том числе молодыми специалистами,  оценивается как первоочередная.

В целом ситуация  по области с жилищным фондом постепенно улучшается. Увеличивается  объем жилищного фонда как в целом по области, так и в сельской местности, так в 2011 году жилищный фонд сельской местности составлял 11414,9 тыс.кв.м., что только лишь на 1,5% больше, чем в 2005 г..  Средняя обеспеченность населения жильем на одного жителя  в 2011 г. в городской местности составила  23,9 кв.м.,  в  сельской местности – 29,3 кв.м. За период с 2005 года по 2011 год обеспеченность сельского населения жильем в расчете на одного жителя увеличилась на 2,8 кв.м. или 10,6% .

Несмотря на то, что средняя обеспеченность общей площадью одного жителя села выше, чем в городе и в целом по области, в расчете на фактически заселенную площадь, значительная часть жилого фонда  на селе пустует и не вовлечена в сферу экономической деятельности. В основном  пустующие дома сосредоточены в  отдаленных и малых деревнях, где проживают преимущественно одинокие и малодетные люди старших возрастов. Кроме того, доля ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности занимает большую долю от общей площади жилья 2,6%, против 1,8% в целом по области.

Подавляющая часть сельского жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения по благоустройству, так как жители сел и деревень практически лишены элементарных коммунальных удобств. Постепенно происходит улучшение благоустройства жилищного фонда на селе. В 2011 году уровень обеспеченности сельского жилищного фонда водопроводом составил 45% (против 78% в городе), канализацией 37% (76%), центральным  отоплением 62% (87%), природным газом 93% (89%), горячим водоснабжением 27% (69%). Но, несмотря на  улучшение благоустройства сельских территорий, все показатели остаются очень низким, из них лишь показатель газообеспеченности является достаточно высоким и превышает городской,  уровень обеспеченности остальными  показателями не достигает даже  50% и значительно уступает уровню в городской местности. Это не смотря на то, что  в 2011 году в 1195 сельских населенных пунктах проведен водопровод.

Сравнительный анализ показывает, что состояние  сельской социальной инфраструктуры ухудшается повсеместно и по-прежнему значительно  уступает городу. Плохая материально-техническая база, снижение объемов строительства и свертывание деятельности  сельской социальной инфраструктуры усугубляют непривлекательность сельского образа жизни и снижают человеческий потенциал сельского населения. В результате этого сельское население оказалось практически оторванным  от средств жизнеобеспечения, от  социальных и политических прав.

Вследствие  глубокого и затяжного социально-экономического кризиса, убыточности многих предприятий в 90-е годы  произошло резкое снижение уровня заработной платы. Заработная плата не выполняет свою экономическую функцию. При этом, отмечается значительная дифференциация заработной платы между отраслями экономики. Так в 2011 г. среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций по области составила 13912,0 руб., при этом зарплата работников в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве составила 9720,9 руб. (или  70,0% от среднеобластного), в сфере обрабатывающего производства – 13626,2 руб. (или 98,0%), в сфере строительства – 16131,0 руб. (или 116,0%).Анализируя темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства можно сказать, что наибольший темп роста отмечается в 2005 г. (132,3%), в 2007 г. (138,6%),  в 2008 г. (130,2%),  в 2011 г. темп роста составил всего лишь 115,8 %.  Рассматривая среднемесячную номинальную начисленную заработную плату  по формам собственности можно отметить, что в 2011 г. наибольшая заработная плата в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства была начислена в организациях иностранной, совместной российской и иностранной формы собственности – 9912,2 руб. и  государственной формы собственности – 8627,1 руб., наименьшая – в частных организациях – 6748,7руб.

В сельской местности существует проблема занятости. На ситуацию на рынке труда сельских территорий Брянской области влияет ряд отрицательных факторов. К наиболее серьезным из них относятся: неблагоприятные демографические процессы, проблемы развития агропромышленного комплекса, неравномерность распределения трудовых ресурсов на территории области.

Ограниченные возможности в трудоустройстве граждан, проживающих в сельской местности, сложное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, территориальная разбросанность сельских населенных пунктов, отсутствие регулярного сообщения между территориями, снижающиеся возможности поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах, сезонные колебания в спросе  на рабочую силу в сельскохозяйственных организациях ведут к обострению проблемы сельской занятости.

Анализ среднегодовой численности занятых в экономике показывает, общая численных занятых в экономике в 2011 г. составила553,1 тыс. человек, что на 8,5% меньше, чем в 2005 г. При этом среднегодовая численность занятых в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства уменьшается на протяжении исследуемого периода. В 2011 г. этот показатель составил 69,9 тыс. человек (или 12,7% от общей среднесписочной численности занятых в экономике области), что на 18,7 тыс. человек меньше, чем в 2005 г.

Рассматривая распределение среднесписочной численности работников организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства по районам области можно отметить, что наибольшая доля работающих зафиксирована в Брянском, Дятьковском,Стародубском, Погарском и Почепском районах.

На 1 января 2011 г. сельскохозяйственное производство Брянской области осуществляется на площади 1754,9 тыс.га, включая земли, выделенные во временное пользование или аренду из муниципальных земель для сенокошения и выпаса скота (159,6 тыс. га). Основными пользователями сельскохозяйственных угодий области являются сельскохозяйственные организации (1287,2тыс. га), хозяйства населения (244,6 тыс. га), личные подсобные хозяйства (ЛПХ) граждан (143,5тыс. га). В структуре сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций большую долю 63,2% составляет пашня, 18,2% – пастбища, крестьянских (фермерских) хозяйстви индивидуальных предпринимателей – 86,3% пашня.В результате разнонаправленных тенденций развития в коллективном и индивидуальном секторах, преобладающая часть валовой продукции сейчас производится хозяйствами населения, тогда как в 90-е годы приоритет принадлежал сельскохозяйственным организациям. Хотя, начиная с 2005 г., наблюдается тенденция смещения производства продукции в сторону сельскохозяйственных организаций. Так в 2005 г. доля продукции, произведенной в сельскохозяйственных организациях составляла 34,8%, в хозяйствах населения – 62,0%, к 2011 г. соотношение долей составило соответственно 46,3% и 42,0%.

Анализ технического оснащения сельскохозяйственного производства области показывает, что его сокращение с точки зрения требований современной технологии достигло критических размеров. Уменьшается количество тракторов, комбайнов различного направления, прицепных с навесным орудием. В результате соотношения между силовыми и рабочими машинами стало 1:1,4 вместо нормативного 1:2,0 – 2,4. Нагрузка на технику сегодня в 1,5 – 2,0 раза выше нормативной, при этом изношенность основных фондов составляет 46,7%, а по технике эта цифра достигает 70 – 80%. Рассматривая коэффициент обновления основных фондов в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в 2010 году составил 7,6. За период с 2005 по 2011 гг. энергетические мощности  в расчете на 1 работника  увеличиваются (с 62,6 л.с. в 2005 г. до 79,4 л.с. в 2010 г.), однако значительно уменьшаются  на 100 га посевной площади (с 344 л.с. в 2005 г. до 243 л.с. в 2010г.). Общая энергетическая мощность за период с 2005 по 2010 гг. уменьшилась на 39% (или 728 тыс. л.с.). Одной из главных причин технического и технологического отставания большинство ученых и практиков называют недостаток финансовых средств для внедрения новейших достижений науки и техники.

Анализ состояния сельского рынка труда области, свидетельствует о том, что  совокупность определенных проблем и факторов не позволяет обеспечить стабильный приток в сельскую местность профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу. В области проводится определенная работа по разработке и осуществлению мероприятий кадрового обеспечения  сельской местности и особенно АПК применительно к условиям формирующихся рыночных отношений. В агропромышленном комплексе области функционирует универсальная система непрерывного аграрного образования, но, не смотря на это, проблема остается не решенной. А возрастание роли кадрового потенциала в связи с развитием новых форм собственности, управления и организации сельскохозяйственного производства с использованием мировых и отечественных достижений аграрной науки и практики обуславливает необходимость проведения кадровой политики с использованием новых подходов. Основными направлениями ее модернизации являются:

- формирование и совершенствование единого образовательного комплекса АПК, обеспечивающего универсальное непрерывное образование с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения;

- подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации на базе слияния образования, производства и науки;

- осуществление и совершенствование поэтапного перехода на многоуровневую структуру высшего, среднего, начального, дополнительного образования в целях улучшения качества подготовки аграрных кадров;

- развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и фермеров.

Развитие кадрового обеспечения АПК и социальной сферы села предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, повышению обеспеченности организаций АПК и социальной сферы села необходимыми молодыми кадрами.


Библиографический список
  1. Сельское хозяйство Брянской области. Стат. сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Брянской области,. – Брянск, 2012. – 225 с.
  2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы) года».


Все статьи автора «Matyushkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: