ТОХИРОВ Т.И. ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КАК ФАКТОР ВЛИЯЮШИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: , , , , , , ,


ТОХИРОВ Т.И. ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КАК ФАКТОР ВЛИЯЮШИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Keywords: coefficient of issue, coefficient of valiancy, economic security of motor transport enterprise, selective estimation


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1462 (дата обращения: 29.09.2017).

УДК 339.9

Тохиржон Исломжонович Тохиров,

ассистент кафедры автомобили и управление на транспорте политехнического института таджикского технического университета имени академика М.С.Осими.

e-mail: tohirov.82@mail.ru

Обосновывается методический подход к выбору подвижного состава как фактора влияющего на экономическую безопасность автотранспортного предприятия на основе совместного учета показателей производительности и себестоимости перевозок.


CHOICE OF MOBILE COMPOSITION AS FACTOR OF VLIYAYUSHIY ON ECONOMIC SECURITY OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

The methodical going is grounded near the choice of mobile composition as a factor of influencing on economic security motor transport enterprise on the basis of joint account of indexes of the productivity and prime price of transportations.

 

Обеспечение экономической безопасности автотранспортного предприятия зависит от многих факторов, в числе которых одним из основных является правильность выбора подвижного состава автомобильного транспорта. В современных условиях видения хозяйственной деятельности правильный выбор модели автотранспортного средства для выполнения функциональных задача стоит перед каждым автотранспортным предприятием (АТП). Это обусловлено тем что, в рыночных условиях хозяйствования перевозчик и клиент заинтересованы в наиболее эффективном использовании провозных возможностей эксплуатируемого парка автомобилей, несмотря на различие целей. Для перевозчика приоритетным является увеличение сбыта собственных услуг, что выражается в росте коэффициента выпуска подвижного состава на линию при одновременном снижении внутрипроизводственных затрат, для клиента важен факт покупки требуемого объема услуг высокого качества за минимально возможную цену.

В теории и практике грузовых перевозок получили распространение и использование, различные методики выбора автотранспортных средств. В частности: для перевозки массовых грузов наиболее распространена технология выбора универсальной модели автотранспорта по показателям производительности и себестоимости; при перевозке грузов с использованием специализированного подвижного состава руководствуются показателями себестоимости; при выборе автосамосвала при разработке пород в карьерах принимают в расчетах себестоимость экскавации и транспортировки; при сравнении специализированного и универсального подвижного состава определяют равноценное расстояние перевозки, опять же, опираясь на критерии производительности и себестоимости и др. методики.

Предлагаемая методика наиболее близка по своей структуре к выбору автомобиля или автопоезда для работы на маршрутах, когда проводится попарное сравнение соотношений их грузоподъемностей, технической скорости и удельного времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Суть методики заключается также в попарном сопоставлении, однако не выделенных выше факторов, а показателей производительности и себестоимости. Еще одно важное отличие состоит в том, что на первом этапе выбирается базовая модель и предварительный расчет проводится по отношению к обусловленной модели, а затем по полученным коэффициентам производится сравнение альтернативных моделей автотранспортных средств. Данная методика является универсальной, поскольку позволяет проводить сравнение моделей различных модификации и специализации кузова. Приоритет критерия, выбранного в качестве основного (производительность или себестоимость) определяется заказчиком. Данный расчет может быть выполнен для любого диапазона расстояния перевозок, поэтому его целесообразно представить в табличной форме, куда будут внесены все полученные значения коэффициентов по критериям производительности и себестоимости. Исходя из текущих целей заказа, клиент или ответственное функциональное лицо транспортного подразделения производственно-коммерческой организации быстро и оперативно может воспользоваться табличными результатами расчетов, пользуясь принципом наглядности, что значительно облегчает процедуру заключения договорных соглашений и выбора предпочтительной модели транспортного средства.

Предварительный этап разработки технологии начинается с выбора базовой модели подвижного состава, имеющейся на балансе АТП. Принимая во внимание расстояние перевозки продукции (на средних плечах), а так же характер и особенности организации перевозок продукции в качестве базовой модели может быть использован прототип автомобиля ранее на которых выполнялись аналогичные перевозки, с определенной грузоподъемностью qн. Часовая производительность грузового автомобиля (в тоннах) определяется по общеизвестной формуле теории грузовых пассажирских перевозок [1]. Для проведения расчетов используются отчетно-статистическими материалами о деятельности АТП. С учетом отчетных или прогнозных значений технико-эксплуатационных показателей проводится расчет производительности для базовой модели.

Расчетные данные по сравниваемым моделям подвижного состава сносятся в таблицу 1. Значение себестоимости перевозок в аналогичном отношении – сомон/час, принимаются также из отчетных данных АТП или рассчитываются по нормативам и сносятся в таблицу.

Таблица 1 – Информация для выбора подвижного состава

Марка автомобиля

Производительность (Wi ) т/ч

Себестоимость

перевозок, сомон/час

Kw

Fs

Оценка выбора

Далее определяются коэффициенты соотношений производительностей и себестоимостей в сравнении с базовым автомобилем по формулам:

(1)

где Wср и Wб –часовые производительности соответственно базовой и сравниваемых моделей, т/час.

Определение часовой производительности подвижного состава:

(2)

где Wi – часовая производительность базовой или сравниваемых моделей, т/час; q – грузоподъемность автомобиля, т; Y — коэффициент использования грузоподъемности; β — коэффициент использования пробега; Vт—техническая скорость движения, км/ч; lег – средняя длина ездки, км; tпр— время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой, ч.

(3)

где Zб и Zср – часовые себестоимости соответственно базовой и сравниваемых моделей, сомон/час.

Результаты расчетов сносятся в таблицу 1. Окончательный выбор модели подвижного состава осуществляется путем соотношения полученных значений коэффициентов конкретно по каждой модели. Учитывая, что в рыночной экономике большее значение придается себестоимости перевозок окончательное выражение можно записать в следующем виде

(4)

где D – оценка выбора подвижного состава; V – валентность (вес) экономического критерия. Принимается по усмотрению эксперта, производящий выбор.

Чем выше полученное оценочное значение, тем оптимальное будет произведен выбор подвижного состава. Результаты расчетов также сносятся в таблицу 1.

Как видно из предложенной методики выбора подвижного состава, не точность расчетов, или субъективное мнение эксперта может привести не рациональному выбору подвижного состава, который в свою очередь влечет за собой не эффективное использование трудовых и материальных ресурсов АТП. Не эффективность производственной деятельности АТП это угроза ее экономической безопасности.

Литература

  1. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Дело и сервис, 2004.
  2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2002. – 380с.
  3. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 2000 -№2


Все статьи автора «Tohirjon»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: