БОНДАРЕНКО В.В., ЮДИНА В.А. ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА


БОНДАРЕНКО В.В., ЮДИНА В.А. ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1444 (дата обращения: 07.06.2018).

В статье отражены результаты первого этапа научного исследования в рамках гранта РФФИ «Разработка экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях инновационно-ориентированного развития (региональный аспект)» (№01201261620).

Реформирование системы государственного регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги населению является одним из главных направлений государственной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Исходя из положений Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства, целью преобразований является его перевод на социально- ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг. Необходимость реализации проектов повышения энергоэффективности, модернизации коммунальных сетей, введения систем оплаты услуг, в большей мере учитывающих режим их потребления и уровень доходов семьи в рамках развития социально-экономической инфраструктуры подчеркивает актуальность внедрения экономических принципов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Инновационная направленность российской экономики определяет необходимость развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение в производство и продвижение на рынок новых наукоемких технологий в жилищно-коммунальное хозяйство и строительную отрасль. В 2010 году было подписано генеральное соглашение о стратегическом партнерстве между Фондом содействия реформированию ЖКХ и государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО). Совместно разрабатываются предложения о создании новых и внесении изменений в существующие нормативные документы, направленные на снижение препятствий и введение стимулирующих норм для внедрения инновационных материалов и наноматериалов в жилищно-коммунальное хозяйство и строительную отрасль. Основными вопросами взаимодействия сторон являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности, альтернативные источники энергии, производство современных строительных материалов и экологическая безопасность.

Таким образом, создание системы эффективного управления  жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов, оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства, повысить качество обслуживания населения, сформировать конкурентную среду среди поставщиков услуг и ресурсов является важнейшей задачей современного этапа реформирования отрасли.

Степень разработанности проблемы характеризуется тем, что имеющиеся теоретические разработки в области теории управления социально-экономическими системами, жилищно-коммунальным хозяйством, государственного и муниципального управления, а также практика работы отечественных предприятий, свидетельствуют о том, что проблемы разработки экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях модернизации и инновационно-ориентированного развития региона исследованы в недостаточной мере.

Различные аспекты использования экономического инструментария регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства рассматривались в  теоретических и эмпирических научных работах отечественных – К.Н. Савина, И.В. Стародубровской, Л.Н. Чернышова, П.Е. Анимицы, Ф.Г. Тахи-Заде, А.Н. Ряховской  и др. и зарубежных – С. Бонет-Йошко, Л. Мюля, Г. Холлиса, К. Плоккера ученых и специалистов, исследующих проблемы управления организациями ЖКХ в аспекте институциональных преобразований в сфере взаимодействия с органами власти.

Имеющиеся теоретические разработки в области теории управления социально-экономическими системами, жилищно-коммунальным хозяйством, государственного и муниципального управления, а также практика работы отечественных предприятий свидетельствуют о том, что проблемы разработки системы оценки структуры управления муниципальными предприятиями на современном этапе социально-экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства исследованы в недостаточной мере.

Целью исследования является теоретическое обоснование  и разработка методических положений и рекомендаций по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов и оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с данной целью в рамках научного исследования  на весь период работ (2012-2013 гг.)поставлены сле­дующие научные задачи:

1. Выявить экономические закономерности развития жилищно-коммунального хозяйства, характерные для современного этапа его реформирования.

2. Провести концептуализацию и операционализацию понятий: жилищно-коммунальное хозяйство как социально-экономическая система, саморегулирование в сфере ЖКХ, структура управления организациями ЖКХ.

3.Разработать программу исследования существующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области.

4. Осуществить сбор эмпирических данных существующей системы управления ЖКХ региона.

5. Разработать методические положения по внедрению экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства.

6. Разработать рекомендации по устранению дублирования функций при разработке программ финансирования капитального ремонта жилищного фонда, модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры, снижению затрат на управление, обработку и передачу информации.

На первом этапе научного исследования (январь-декабрь 2012 г.) поставлены и решены следующие задачи:

1. Выявлены экономические закономерности развития жилищно-коммунального хозяйства, характерных для современного этапа его реформирования, что позволит обосновать направления структуризации и упорядочения отношений, возникающих в процессе производства, потребления, распределения жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также воспроизводства жилищного фонда, инженерных коммуникаций и оборудования, определить целесообразность использования механизмов экономического саморегулирования.

2. Проведена концептуализация и операционализация понятий: жилищно-коммунальное хозяйство как социально-экономическая система, саморегулирование в сфере ЖКХ, структура управления организациями ЖКХ позволит определить субъект, объект, предмет, принципы и методы саморегулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг с учетом региональных особенностей.

3. Разработана программа исследования существующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области и осуществлен сбор эмпирических данных. Исследование существующей системы управления ЖКХ региона, анализ развития рыночной среды и конкурентных отношений в сфере ЖКХ обосновали необходимость выделения в структуре управления элементов саморегулирования, направленных на оптимизации финансовых потоков, разработку адаптивной инвестиционной политики, координацию деятельности аппарата управления организаций.

Объект исследования – организации различных форм собственности, функционирующие в сфере  жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

Предметом исследования являются процессы формирования экономических инструментов саморегулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством региона.

Теоретической и методологической основой иссле­до­ва­ния  являются фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных специалистов и ученых, а также материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, отражающих проблемы управления в социальных и экономических системах,  концептуальные подходы к формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) региона.

Эмпирической базой исследования являются нормативно-справочные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области; сведения о социально-экономической деятельности саморегулируемых организаций ЖКХ; справочная и аналитическая информация, опубликованная в специализированных научных изданиях и периодической печати за 2003–2012 гг., а также результаты научных исследований руководителя и исполнителя проекта.

В научном ис­следовании были использованы методы и современные научные методики сбора и обработки экономико-статистической информации:

– системный подход к изучению фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых,  отражающих проблемы экономики, организации и управления в социально-экономических системах, концептуальных подходов к формированию оценочных критериев структуры управления;

– апробированный в научной практике исследовательский и аналитический аппарат, включающий использование методов: системного, структурного, логического и сравнительного анализа, математико-статистического моделирования, метода статистической группировки, анализа документов, отражающих результаты социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

– экономико-математическое моделирование для  прогнозирования социально-экономических результатов деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, подтвержденных расчетом коэффициентов автокорреляции, критерия Дурбина-Ватсона для остаточных величин, среднего квадратического отклонения от линии тренда;

– экспертные оценки при формировании критериев системы оценки существующей структуры управления организациями ЖКХ, подтвержденных расчетами коэффициентов доверия Стьюдента, ранговой корреляции;

Об­ра­ботка статистической информации выполнена с использо­ва­ни­ем  вычислительной техники: текстовых и гра­фи­чес­ких ре­дакторов (MS Word, MS Excel), программного ста­тис­тического пакета (SPSS 11.0).

Научная новизна исследования заключается в разработке системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов и оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические положения по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона дополняют и развивают результаты научных исследований в сфере совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на современном этапе отраслевых социально-экономических преобразований.

Практическая значимость полученных научных результатов состоит в том, что их использование обеспечивает аппарату управления саморегулируемых организаций, Управлению ЖКХ Пензенской области, органов, осуществляющих надзор за деятельностью СРО в ЖКХ и других организаций, осуществляющих регулирование и контроль за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства,  возможность решения конкретных задач по формированию системы саморегулирования, совершенствованию управления жилищным фондом и разработке гибкой тарифной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Так, в общей структуре платных услуг, оказываемых населению РФ, удельный вес жилищно-коммунальных услуг составляет около 27,7%. По итогам 2010 г. общий объем предоставленных жилищно-коммунальных услуг населению составил 1331,3 млрд. руб. При этом необходимо отметить, что наблюдается тенденция роста объема ЖКУ (таблица 1) при одновременном повышении тарифов.

Таблица 1

Объем жилищно-коммунальных услуг (млрд. руб.)[1]

№ п/п  Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Российская

Федерация

505,048

602,169

912,6

1120,8

1331,3

1537, 2

Пензенская область

4,524

5,602

6,676

8,136

9, 724

11,145

По результатам расчета расчета разработанной авторами экономико-математической модели  прогнозируемые значения объема ЖКУ на 2012-2013 гг. составляют 12105, 4 млн.руб. и 13398,4 млн.руб. соответственно. Положительная динамика объема ЖКУ указывает на возможность снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, так как величина условно-постоянных расходов не зависит непосредственно от количества выпускаемой продукции и с увеличением объема их количество на единицу продукции  уменьшается.

Результаты научного исследования могут быть использованы:

– в деятельности Управлений и Департаментов жилищно-коммунального хозяйства для совершенствования структуры управления организациями жилищно-коммунального хозяйства на уровне региона;

– в организациях жилищно-коммунального хозяйства для решения проблем совершенствования управления жилищным фондом, формирования гибкой тарифной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг;

– в деятельности органов местного самоуправления при разработке целевых комплексных программ и стратегий развития жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне.

На заключительном этапе исследования по гранту планируется разработать:

– методические положения по совершенствованию структуры управления организациями жилищно-коммунального хозяйства;

– рекомендации по устранению дублирования функций по разработке программ финансирования капитального ремонта жилищного фонда, модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры, снижению затрат на управление, обработку и передачу информации;

– рекомендации по внедрению экономических инструментов в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенского региона, в состав которых предлагается включить стандарты и правила профессиональной деятельности членов саморегулируемых; систему допуска хозяйствующих субъектов на рынок соответствующих услуг; механизм имущественной ответственности перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг); тарифно-ценовую политику на жилищно-коммунальные услуги, и систему контроллинга.

 


[1] www.gks.ru

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «veraluzgina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация