В статье отражены результаты первого этапа научного исследования в рамках гранта РФФИ «Разработка экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях инновационно-ориентированного развития (региональный аспект)» (№01201261620).
Реформирование системы государственного регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги населению является одним из главных направлений государственной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Исходя из положений Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства, целью преобразований является его перевод на социально- ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг. Необходимость реализации проектов повышения энергоэффективности, модернизации коммунальных сетей, введения систем оплаты услуг, в большей мере учитывающих режим их потребления и уровень доходов семьи в рамках развития социально-экономической инфраструктуры подчеркивает актуальность внедрения экономических принципов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Инновационная направленность российской экономики определяет необходимость развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение в производство и продвижение на рынок новых наукоемких технологий в жилищно-коммунальное хозяйство и строительную отрасль. В 2010 году было подписано генеральное соглашение о стратегическом партнерстве между Фондом содействия реформированию ЖКХ и государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО). Совместно разрабатываются предложения о создании новых и внесении изменений в существующие нормативные документы, направленные на снижение препятствий и введение стимулирующих норм для внедрения инновационных материалов и наноматериалов в жилищно-коммунальное хозяйство и строительную отрасль. Основными вопросами взаимодействия сторон являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности, альтернативные источники энергии, производство современных строительных материалов и экологическая безопасность.
Таким образом, создание системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов, оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства, повысить качество обслуживания населения, сформировать конкурентную среду среди поставщиков услуг и ресурсов является важнейшей задачей современного этапа реформирования отрасли.
Степень разработанности проблемы характеризуется тем, что имеющиеся теоретические разработки в области теории управления социально-экономическими системами, жилищно-коммунальным хозяйством, государственного и муниципального управления, а также практика работы отечественных предприятий, свидетельствуют о том, что проблемы разработки экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях модернизации и инновационно-ориентированного развития региона исследованы в недостаточной мере.
Различные аспекты использования экономического инструментария регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства рассматривались в теоретических и эмпирических научных работах отечественных – К.Н. Савина, И.В. Стародубровской, Л.Н. Чернышова, П.Е. Анимицы, Ф.Г. Тахи-Заде, А.Н. Ряховской и др. и зарубежных – С. Бонет-Йошко, Л. Мюля, Г. Холлиса, К. Плоккера ученых и специалистов, исследующих проблемы управления организациями ЖКХ в аспекте институциональных преобразований в сфере взаимодействия с органами власти.
Имеющиеся теоретические разработки в области теории управления социально-экономическими системами, жилищно-коммунальным хозяйством, государственного и муниципального управления, а также практика работы отечественных предприятий свидетельствуют о том, что проблемы разработки системы оценки структуры управления муниципальными предприятиями на современном этапе социально-экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства исследованы в недостаточной мере.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методических положений и рекомендаций по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов и оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с данной целью в рамках научного исследования на весь период работ (2012-2013 гг.)поставлены следующие научные задачи:
1. Выявить экономические закономерности развития жилищно-коммунального хозяйства, характерные для современного этапа его реформирования.
2. Провести концептуализацию и операционализацию понятий: жилищно-коммунальное хозяйство как социально-экономическая система, саморегулирование в сфере ЖКХ, структура управления организациями ЖКХ.
3.Разработать программу исследования существующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области.
4. Осуществить сбор эмпирических данных существующей системы управления ЖКХ региона.
5. Разработать методические положения по внедрению экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства.
6. Разработать рекомендации по устранению дублирования функций при разработке программ финансирования капитального ремонта жилищного фонда, модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры, снижению затрат на управление, обработку и передачу информации.
На первом этапе научного исследования (январь-декабрь 2012 г.) поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявлены экономические закономерности развития жилищно-коммунального хозяйства, характерных для современного этапа его реформирования, что позволит обосновать направления структуризации и упорядочения отношений, возникающих в процессе производства, потребления, распределения жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также воспроизводства жилищного фонда, инженерных коммуникаций и оборудования, определить целесообразность использования механизмов экономического саморегулирования.
2. Проведена концептуализация и операционализация понятий: жилищно-коммунальное хозяйство как социально-экономическая система, саморегулирование в сфере ЖКХ, структура управления организациями ЖКХ позволит определить субъект, объект, предмет, принципы и методы саморегулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг с учетом региональных особенностей.
3. Разработана программа исследования существующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области и осуществлен сбор эмпирических данных. Исследование существующей системы управления ЖКХ региона, анализ развития рыночной среды и конкурентных отношений в сфере ЖКХ обосновали необходимость выделения в структуре управления элементов саморегулирования, направленных на оптимизации финансовых потоков, разработку адаптивной инвестиционной политики, координацию деятельности аппарата управления организаций.
Объект исследования – организации различных форм собственности, функционирующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
Предметом исследования являются процессы формирования экономических инструментов саморегулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством региона.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных специалистов и ученых, а также материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, отражающих проблемы управления в социальных и экономических системах, концептуальные подходы к формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) региона.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-справочные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области; сведения о социально-экономической деятельности саморегулируемых организаций ЖКХ; справочная и аналитическая информация, опубликованная в специализированных научных изданиях и периодической печати за 2003–2012 гг., а также результаты научных исследований руководителя и исполнителя проекта.
В научном исследовании были использованы методы и современные научные методики сбора и обработки экономико-статистической информации:
– системный подход к изучению фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, отражающих проблемы экономики, организации и управления в социально-экономических системах, концептуальных подходов к формированию оценочных критериев структуры управления;
– апробированный в научной практике исследовательский и аналитический аппарат, включающий использование методов: системного, структурного, логического и сравнительного анализа, математико-статистического моделирования, метода статистической группировки, анализа документов, отражающих результаты социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
– экономико-математическое моделирование для прогнозирования социально-экономических результатов деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, подтвержденных расчетом коэффициентов автокорреляции, критерия Дурбина-Ватсона для остаточных величин, среднего квадратического отклонения от линии тренда;
– экспертные оценки при формировании критериев системы оценки существующей структуры управления организациями ЖКХ, подтвержденных расчетами коэффициентов доверия Стьюдента, ранговой корреляции;
Обработка статистической информации выполнена с использованием вычислительной техники: текстовых и графических редакторов (MS Word, MS Excel), программного статистического пакета (SPSS 11.0).
Научная новизна исследования заключается в разработке системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов и оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические положения по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона дополняют и развивают результаты научных исследований в сфере совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом на современном этапе отраслевых социально-экономических преобразований.
Практическая значимость полученных научных результатов состоит в том, что их использование обеспечивает аппарату управления саморегулируемых организаций, Управлению ЖКХ Пензенской области, органов, осуществляющих надзор за деятельностью СРО в ЖКХ и других организаций, осуществляющих регулирование и контроль за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возможность решения конкретных задач по формированию системы саморегулирования, совершенствованию управления жилищным фондом и разработке гибкой тарифной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Так, в общей структуре платных услуг, оказываемых населению РФ, удельный вес жилищно-коммунальных услуг составляет около 27,7%. По итогам 2010 г. общий объем предоставленных жилищно-коммунальных услуг населению составил 1331,3 млрд. руб. При этом необходимо отметить, что наблюдается тенденция роста объема ЖКУ (таблица 1) при одновременном повышении тарифов.
Таблица 1. Объем жилищно-коммунальных услуг (млрд. руб.)[1]
№ п/п | Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Российская Федерация |
505,048 |
602,169 |
912,6 |
1120,8 |
1331,3 |
1537, 2 |
|
Пензенская область |
4,524 |
5,602 |
6,676 |
8,136 |
9, 724 |
11,145 |
По результатам расчета расчета разработанной авторами экономико-математической модели прогнозируемые значения объема ЖКУ на 2012-2013 гг. составляют 12105, 4 млн.руб. и 13398,4 млн.руб. соответственно. Положительная динамика объема ЖКУ указывает на возможность снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, так как величина условно-постоянных расходов не зависит непосредственно от количества выпускаемой продукции и с увеличением объема их количество на единицу продукции уменьшается.
Результаты научного исследования могут быть использованы:
– в деятельности Управлений и Департаментов жилищно-коммунального хозяйства для совершенствования структуры управления организациями жилищно-коммунального хозяйства на уровне региона;
– в организациях жилищно-коммунального хозяйства для решения проблем совершенствования управления жилищным фондом, формирования гибкой тарифной политики в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг;
– в деятельности органов местного самоуправления при разработке целевых комплексных программ и стратегий развития жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне.
На заключительном этапе исследования по гранту планируется разработать:
– методические положения по совершенствованию структуры управления организациями жилищно-коммунального хозяйства;
– рекомендации по устранению дублирования функций по разработке программ финансирования капитального ремонта жилищного фонда, модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры, снижению затрат на управление, обработку и передачу информации;
– рекомендации по внедрению экономических инструментов в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенского региона, в состав которых предлагается включить стандарты и правила профессиональной деятельности членов саморегулируемых; систему допуска хозяйствующих субъектов на рынок соответствующих услуг; механизм имущественной ответственности перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг); тарифно-ценовую политику на жилищно-коммунальные услуги, и систему контроллинга.
Библиографический список