Одним из направлений деятельности организации является ассортиментная политика. В настоящее время, она приобретает важную значимость, так как потребитель к любому продукту выдвигает требования по качеству и ассортименту, и также требуется построить эффективную систему работы с производимым товаром.
АВС-анализ применяется часто, потому что он является простым и мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты (в нашем случае продукцию), требующие первостепенного внимания.
ABC-анализ является одним из распространенных методом исследования, позволяющий провести оптимизацию ассортимента в сетях предоставления услуг. Повышение эффективности продукции и увеличение объема продаж зависят от правильной оценки прибыльности каждой позиции, отсутствия продуктов, затраты на которые не окупаются. Ассортимент обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ разбивает продукцию на группы: К группе «A» будут отнесены продукты, доля нарастающего итога которого близка к 0,8 (т.е. 80%). К группе «В» относятся все товары, находящиеся выше позиции, где значение нарастающего итога будет приблизительно равно 0,95 (т.е. 95%), а к группе «С» будут отнесены все оставшиеся товары, расположенные ниже группы «B» – эти товары будут являться неликвидными.
Проблемами применения ABC-анализа в различных отраслях экономики занимались российские и зарубежные ученые. А.Ю.Рыманов и Т.В.Титова [1] применили ABC – анализ в производстве сухих строительных смесей. С.В.Мхитарян представил ABC-анализ отраслевых сегментов на рынке B2B [2]. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании показали С.В.Ласковец и др. [3]. А.П.Бровин описал управление запасами широкой номенклатуры с использованием abc-анализа [4]. А.А.Наумов рассмотрел проблемы классических методов анализа [5-7]. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия провел А.И.Репичев [8,9]. Р.И.Баженов и др. разработал программные системы для проведения различных видов анализа ассортимента [10-15]. Зарубежные ученые также исследуют ABC-анализ [16, 17].
Представим АВС-анализ приготовленных блюд в ресторане для реализации через кафе. Организация, которая предоставила данные о реализации ассортимента продукции, находится в г. Биробиджане. В работе продукция товаров вся прописана. Ассортимент включает в себя 40 видов продукций.
Отчет из информационной системы показывает количество проданного товара (единиц) и объем продаж (в рублях) (табл.1) за август 2014 года.
Таблица 1 – Исходные данные для abc-анализа
Продукция |
Кол-во |
Руб. |
Блины с маслом и сахаром |
450 |
18000 |
Блины с медом |
300 |
13500 |
Блины со сметаной |
300 |
13500 |
Блины с варенной сгущенкой |
250 |
11250 |
Блины с джемом |
250 |
10000 |
Блины с курагой и яблоком |
150 |
7500 |
Блины с творогом |
150 |
6750 |
Блины с бананом |
150 |
7500 |
Блины с ветчиной и сыром |
150 |
7500 |
Блины с мясом и рисом |
250 |
12500 |
Блины с грибами |
150 |
7500 |
Блины с сыром |
150 |
6750 |
Блины «Сюрприз» |
150 |
9000 |
Чай |
550 |
11000 |
Кофе |
350 |
10500 |
Сок |
350 |
7000 |
Coca – cola |
150 |
7500 |
Nestea |
80 |
4400 |
Компот |
120 |
2400 |
Мороженое |
300 |
9000 |
Коктейль молочный |
150 |
6750 |
Пиво |
800 |
36000 |
Салат летний |
150 |
5250 |
Морковь-че |
150 |
4500 |
Капуста-че |
150 |
4500 |
Лоба-че |
80 |
2800 |
Фунчеза |
50 |
1500 |
Морская капуста |
40 |
800 |
Кимчи |
75 |
2625 |
Самса |
150 |
4500 |
Роллы с рыбой |
120 |
7200 |
Роллы мясные |
100 |
6000 |
Роллы овощные |
80 |
3200 |
Чебуреки |
100 |
4000 |
Беляши |
100 |
4000 |
Картофель фри |
550 |
27500 |
Картофельные крокеты |
450 |
22500 |
Курица жареная |
500 |
35000 |
Куриные шашлычки |
500 |
37500 |
Шоколадные изделия |
850 |
8500 |
Итого |
9895 |
423925 |
Производим сортировку объектов анализа ассортимента продукции в порядке убывания продукции в рублях каждой позиции. Далее вычисляем долю дохода от реализации каждой позиции и долю с нарастающим итогом анализа ассортимента и разбиваем номенклатуру по группам. Разбиение на группы в соответствии с объемом продаж: Группа А – 80%; Группа В – 15%, Группа С – 5%. Полученные результаты приведем в табл. 2.
Таблица 2 – Разбиение продукции по группам ABC-анализа
№ | Продукция | Выручка (руб.) | Выручка доля, % | Выручка доля с нарастающим итогом | Группа АВС |
1 |
Куриные шашлычки |
37500 |
8,845904346 |
12,67912956 |
А |
2 |
Пиво |
36000 |
8,492068172 |
21,17119774 |
А |
3 |
Курица жареная |
35000 |
8,25617739 |
29,42737513 |
А |
4 |
Картофель фри |
27500 |
6,486996521 |
35,91437165 |
А |
5 |
Картофельные крокеты |
22500 |
5,307542608 |
41,22191425 |
А |
6 |
Блины с маслом и сахаром |
18000 |
4,246034086 |
45,46794834 |
А |
7 |
Блины со сметаной |
13500 |
3,184525565 |
48,6524739 |
А |
8 |
Блины с медом |
13500 |
3,184525565 |
51,83699947 |
А |
9 |
Блины с мясом и рисом |
12500 |
2,948634782 |
54,78563425 |
А |
10 |
Блины с варенной сгущенкой |
11250 |
2,653771304 |
57,43940556 |
А |
11 |
Чай |
11000 |
2,594798608 |
60,03420416 |
А |
12 |
Кофе |
10500 |
2,476853217 |
62,51105738 |
А |
13 |
Блины с джемом |
10000 |
2,358907826 |
64,86996521 |
А |
14 |
Блины «Сюрприз» |
9000 |
2,123017043 |
66,99298225 |
|
15 |
Мороженое |
9000 |
2,123017043 |
69,11599929 |
А |
16 |
Шоколадные изделия |
8500 |
2,005071652 |
71,12107094 |
А |
17 |
Блины с курагой и яблоком |
7500 |
1,769180869 |
72,89025181 |
А |
18 |
Блины с бананом |
7500 |
1,769180869 |
74,65943268 |
А |
19 |
Блины с ветчиной и сыром |
7500 |
1,769180869 |
76,42861355 |
А |
20 |
Блины с грибами |
7500 |
1,769180869 |
78,19779442 |
А |
21 |
Coca – cola |
7500 |
1,769180869 |
79,96697529 |
А |
22 |
Роллы с рыбой |
7200 |
1,698413634 |
81,66538892 |
В |
23 |
Сок |
7000 |
1,651235478 |
83,3166244 |
В |
24 |
Блины с творогом |
6750 |
1,592262782 |
84,90888719 |
В |
25 |
Блины с сыром |
6750 |
1,592262782 |
86,50114997 |
В |
26 |
Коктейль молочный |
6750 |
1,592262782 |
88,09341275 |
В |
27 |
Роллы мясные |
6000 |
1,415344695 |
89,50875745 |
В |
28 |
Салат летний |
5250 |
1,238426608 |
90,74718405 |
В |
29 |
Морковь-че |
4500 |
1,061508522 |
91,80869258 |
В |
30 |
Капуста-че |
4500 |
1,061508522 |
92,8702011 |
В |
31 |
Самса |
4500 |
1,061508522 |
93,93170962 |
В |
32 |
Nestea |
4400 |
1,037919443 |
94,96962906 |
В |
33 |
Чебуреки |
4000 |
0,94356313 |
95,91319219 |
С |
34 |
Беляши |
4000 |
0,94356313 |
96,85675532 |
С |
35 |
Роллы овощные |
3200 |
0,754850504 |
97,61160583 |
С |
36 |
Лоба-че |
2800 |
0,660494191 |
98,27210002 |
С |
37 |
Кимчи |
2625 |
0,619213304 |
98,89131332 |
С |
38 |
Компот |
2400 |
0,566137878 |
99,4574512 |
С |
39 |
Фунчеза |
1500 |
0,353836174 |
99,81128737 |
С |
40 |
Морская капуста |
800 |
0,188712626 |
100 |
С |
Итого |
423925 |
100 |
Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 3).
Таблица 3 – Итоговые значения по выручке и количеству наименований
Группа | Выручка (руб.) | Доля, % | Количество наименований | Доля, % |
Группа А | 339 010 | 80 | 21 | 52,5 |
Группа В | 63 600 | 15 | 11 | 27,5 |
Группа С | 21 325 | 7 | 8 | 20 |
Итого | 423 935 | 5 | 40 | 100 |
Проанализировав полученные данные из табл. 3 можно сделать вывод:
-
Группа А содержит 21 наименование (Куриные шашлычки, Пиво, Курица жареная, Картофель фри, Картофельные крокеты, Блины с маслом и сахаром, Блины со сметаной, Блины с медом, Блины с мясом и рисом, Блины с варенной сгущенкой, Чай, Кофе, Блины с джемом, Блины «Сюрприз», Мороженое, Шоколадные изделия, Блины с курагой и яблоком, Блины с бананом, Блины с ветчиной и сыром, Блины с грибами, Coca – cola), что составляет около 52,5% от общего количества продукций исследуемого ряда продукции. Однако, доля выручки на данную группу составляет 80% в общем объеме продаж.
-
Группа В включает в себя 11 (Роллы с рыбой, Сок, Блины с творогом, Блины с сыром, Коктейль молочный, Роллы мясные, Салат летний, Морковь-че, Капуста-че, Самса, Nestea),наименований продукции, что составляет 27,5% от общего количества продукции. Доля выручки на данную группу приходится 15% от общего объема продаж.
-
Группа С включает в себя 8 (Чебуреки, Беляши, Роллы овощные, Лоба-че, Кимчи, Компот, Фунчеза, Морская капуста) наименования, что составляет 20% от общего количества ассортимента. Доля выручки на данную группу приходится 5% от общего объема продаж.
Продублируем с объектами анализа ассортимента продукции в порядке убывания товара в шт. каждой позиции (табл. 4).
Таблица 4 – Разбиение ассортимента продукции (кол-во) по группам
Продукция | Кол-во | Выручка доля, % | Выручка доля с нарастающим итогом |
Группа АВС |
Шоколадные изделия |
850 |
8,590197069 |
8,590197069 |
А |
Пиво |
800 |
8,084891359 |
16,67508843 |
А |
Чай |
550 |
5,558362809 |
22,23345124 |
А |
Картофель фри |
550 |
5,558362809 |
27,79181405 |
А |
Курица жареная |
500 |
5,0530571 |
32,84487115 |
А |
Куриные шашлычки |
500 |
5,0530571 |
37,89792825 |
А |
Блины с маслом и сахаром |
450 |
4,54775139 |
42,44567964 |
А |
Картофельные крокеты |
450 |
4,54775139 |
46,99343103 |
А |
Кофе |
350 |
3,53713997 |
50,530571 |
А |
Сок |
350 |
3,53713997 |
54,06771097 |
А |
Блины с медом |
300 |
3,03183426 |
57,09954522 |
А |
Блины со сметаной |
300 |
3,03183426 |
60,13137948 |
А |
Мороженое |
300 |
3,03183426 |
63,16321374 |
А |
Блины с варенной сгущенкой |
250 |
2,52652855 |
65,68974229 |
А |
Блины с джемом |
250 |
2,52652855 |
68,21627084 |
А |
Блины с мясом и рисом |
250 |
2,52652855 |
70,74279939 |
А |
Блины с курагой и яблоком |
150 |
1,51591713 |
72,25871652 |
А |
Блины с творогом |
150 |
1,51591713 |
73,77463365 |
А |
Блины с бананом |
150 |
1,51591713 |
75,29055078 |
А |
Блины с ветчиной и сыром |
150 |
1,51591713 |
76,80646791 |
А |
Блины с грибами |
150 |
1,51591713 |
78,32238504 |
А |
Блины с сыром |
150 |
1,51591713 |
79,83830217 |
А |
Блины «Сюрприз» |
150 |
1,51591713 |
81,3542193 |
В |
Coca – cola |
150 |
1,51591713 |
82,87013643 |
В |
Коктейль молочный |
150 |
1,51591713 |
84,38605356 |
В |
Салат летний |
150 |
1,51591713 |
85,90197069 |
В |
Морковь-че |
150 |
1,51591713 |
87,41788782 |
В |
Капуста-че |
150 |
1,51591713 |
88,93380495 |
В |
Самса |
150 |
1,51591713 |
90,44972208 |
В |
Компот |
120 |
1,212733704 |
91,66245579 |
В |
Роллы с рыбой |
120 |
1,212733704 |
92,87518949 |
В |
Роллы мясные |
100 |
1,01061142 |
93,88580091 |
В |
Чебуреки |
100 |
1,01061142 |
94,89641233 |
В |
Беляши |
100 |
1,01061142 |
95,90702375 |
С |
Nestea |
80 |
0,808489136 |
96,71551289 |
С |
Лоба-че |
80 |
0,808489136 |
97,52400202 |
С |
Роллы овощные |
80 |
0,808489136 |
98,33249116 |
С |
Кимчи |
75 |
0,757958565 |
99,09044972 |
С |
Фунчеза |
50 |
0,50530571 |
99,59575543 |
С |
Морская капуста |
40 |
0,404244568 |
100 |
С |
Итого |
9895 |
100 |
Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 5).
Таблица 5 – Итоговые значения по объему продаж и количеству наименований
Группа | Объем продаж, кол-во | Доля, % | Количество наименований | Доля, % |
Группа А | 7900 | 80 | 22 | 55 |
Группа В | 1490 | 15 | 11 | 27,5 |
Группа С | 505 | 5 | 7 | 17,5 |
Итого | 9895 | 100 | 40 | 100 |
Проанализировав данные из табл. 5, можно сделать вывод:
-
Группа А содержит 22 наименования (Шоколадные изделия, Пиво, Чай, Картофель фри, Курица жареная, Куриные шашлычки, Блины с маслом и сахаром, Картофельные крокеты, Кофе, Сок, Блины с медом, Блины со сметаной, Мороженое, Блины с варенной сгущенкой, Блины с джемом, Блины с мясом и рисом, Блины с курагой и яблоком, Блины с творогом, Блины с бананом, Блины с ветчиной и сыром, Блины с грибами, Блины с сыром), что составляет около 55% от общего количества исследуемых продукций. Однако, доля выручки на данную группу составляет 80% в общем объеме продаж.
-
Группа В включает в себя 11 наименование (Блины «Сюрприз», Coca – cola, Коктейль молочный, Салат летний, Морковь-че, Капуста-че, Самса, Компот, Роллы с рыбой, Роллы мясные, Чебуреки), что составляет 27,5% от общего количества единиц номенклатуры. Доля выручки на данную группу приходится 15% от общего объема продаж.
-
Группа С включает в себя 7 наименования (Беляши, Nestea, Лоба-че, Роллы овощные, Кимчи, Фунчеза, Морская капуста), что составляет 17,5% от общего количества продукции. Доля выручки на данную группу приходится 5% от общего объема продаж.
Для сравнения полученных результатов сделали совмещение АВС-анализа ассортиментов проданного количества продукции и выручки в рублях. Возьмем из табл.2 и табл. 4 столбцы «Продукция» и «Группа», отсортируем продукцию в алфавитном порядке и сцепим эти группы (табл. 6).
Таблица 6 – Сортировка и сцепление групп товаров
Продукция | Группа АВС | Продукция | Группа АВС | Сцепление групп |
Coca – cola | А |
Coca – cola |
В | АВ |
Nestea | В |
Nestea |
С | ВС |
Беляши | С |
Беляши |
С | СС |
Блины «Сюрприз» | А |
Блины «Сюрприз» |
В | АВ |
Блины с бананом | А |
Блины с бананом |
А | АА |
Блины с варенной сгущенкой | А |
Блины с варенной сгущенкой |
А | АА |
Блины с ветчиной и сыром | А |
Блины с ветчиной и сыром |
А | АА |
Блины с грибами | А |
Блины с грибами |
А | АА |
Блины с джемом | А |
Блины с джемом |
А | АА |
Блины с курагой и яблоком | А |
Блины с курагой и яблоком |
А | АА |
Блины с маслом и сахаром | А |
Блины с маслом и сахаром |
А | АА |
Блины с медом | А |
Блины с медом |
А | АА |
Блины с мясом и рисом | А |
Блины с мясом и рисом |
А | АА |
Блины с сыром | В |
Блины с сыром |
А | ВА |
Блины с творогом | В |
Блины с творогом |
А | ВА |
Блины со сметаной | А |
Блины со сметаной |
А | АА |
Капуста-че | В |
Капуста-че |
В | ВВ |
Картофель фри | А |
Картофель фри |
А | АА |
Картофельные крокеты | А |
Картофельные крокеты |
А | АА |
Кимчи | С |
Кимчи |
С | СС |
Коктейль молочный | В |
Коктейль молочный |
В | ВВ |
Компот | С |
Компот |
В | СВ |
Кофе | А |
Кофе |
А | АА |
Куриные шашлычки | А |
Куриные шашлычки |
А | АА |
Курица жареная | А |
Курица жареная |
А | АА |
Лоба-че | С |
Лоба-че |
С | СС |
Морковь-че | В |
Морковь-че |
В | ВВ |
Мороженое | А |
Мороженое |
А | АА |
Морская капуста | С |
Морская капуста |
С | СС |
Пиво | А |
Пиво |
А | АА |
Роллы мясные | В |
Роллы мясные |
В | ВВ |
Роллы овощные | С |
Роллы овощные |
С | СС |
Роллы с рыбой | В |
Роллы с рыбой |
В | ВВ |
Салат летний | В |
Салат летний |
В | ВВ |
Самса | В |
Самса |
В | ВВ |
Сок | В |
Сок |
А | ВА |
Фунчеза | С |
Фунчеза |
С | СС |
Чай | А |
Чай |
А | АА |
Чебуреки | С |
Чебуреки |
В | СВ |
Шоколадные изделия |
А |
Шоколадные изделия |
А |
АА |
Для сравнения групп отсортируем таблицу по сцеплению групп (табл. 7).
Таблица 7 – Сортировка по сцеплению групп
Продукция | Сцепление групп |
Блины с бананом | АА |
Блины с варенной сгущенкой | АА |
Блины с ветчиной и сыром | АА |
Блины с грибами | АА |
Блины с джемом | АА |
Блины с курагой и яблоком | АА |
Блины с маслом и сахаром | АА |
Блины с медом | АА |
Блины с мясом и рисом | АА |
Блины со сметаной | АА |
Картофель фри | АА |
Картофельные крокеты | АА |
Кофе | АА |
Куриные шашлычки | АА |
Курица жареная | АА |
Мороженое | АА |
Пиво | АА |
Чай | АА |
Шоколадные изделия | АА |
Coca – cola | АВ |
Блины «Сюрприз» | АВ |
Блины с сыром | ВА |
Блины с творогом | ВА |
Сок | ВА |
Капуста-че | ВВ |
Коктейль молочный | ВВ |
Морковь-че | ВВ |
Роллы мясные | ВВ |
Роллы с рыбой | ВВ |
Салат летний | ВВ |
Самса | ВВ |
Nestea | ВС |
Компот | СВ |
Чебуреки | СВ |
Беляши | СС |
Кимчи | СС |
Лоба-че | СС |
Морская капуста | СС |
Роллы овощные | СС |
Фунчеза | СС |
После сцепления групп мы видим, какие товары являются более успешными (ликвидными) по количеству проданного товара и вырученной прибыли в компании. Первая буква обозначает выручку в рублях, а вторая - количество проданных единиц (табл. 8).
Таблица 8 – Анализ выделения успешных товаров
Группа |
Количество наименований |
Доля, % |
AA |
19 |
47,5 |
AB |
2 |
5 |
AC |
0 |
0 |
BA |
3 |
7,5 |
BB |
7 |
17,5 |
BC |
1 |
2,5 |
CA |
0 |
0 |
CB |
2 |
5 |
CC |
6 |
15 |
ИТОГ: |
40 |
100 |
Из табл. 8 видно, что блюда группы АА самые ликвидные в организации, а значит, они приносят основную прибыль, следует отслеживать колебания спроса и конкурентное окружение. Из группы СС, мы можем сделать вывод, что эти блюда неликвидные и не приносят почти никакого дохода. Категория СС – все показатели низки, указывают на то, что блюда продаются крайне плохо. Так как ассортимент блюд в ресторане постоянно пополняется новинками, поэтому исключение блюд из меню происходит постепенно. После вывода из ассортимента предложений оставшиеся позиции будут распределить по такому же закону.
Таким образом, можно сказать, что данный анализ позволяет обеспечить информационную базу для улучшения предложений блюд. Для того чтобы принять решение по оптимизации ассортимента кафе, следует подробно изучить ассортимент продукции и дополнительно провести другой анализ, например XYZ-анализ, который поможет выявить стабильно продающиеся блюда. Представленное исследование может быть использовано в обучение студентов [18-21].
Библиографический список
- Рыманов А.Ю., Титова Т.В. ABC – анализ в производстве сухих строительных смесей // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. Т. 1. № 1 (23). С. 121-126.
- Мхитарян С.В. ABC-анализ отраслевых сегментов на рынке B2B // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 4 (36). С. 92-95.
-
Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
- Бровин А.П. Управление запасами широкой номенклатуры с использованием abc-анализа // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 313-318.
- Наумов А.А. О проблемах некоторых классических методов анализа экономических систем и путях их разрешения // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 112-114.
- Наумов А.А. Использование метода детализации финансовых потоков в задачах оценивания эффективности проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 48 (186). С. 35-41.
- Наумов А.А., Баженов Р.И. О неустойчивости метода нормализации критериев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40408 (дата обращения: 14.11.2014).
- Репичев А.И. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 59-64.
- Репичев А.И. Методы анализа продуктового портфеля фирмы // Научная жизнь. 2010. № 3. С. 47-49.
- Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
- Баженов Р.И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 37-42.
- Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7(39). С.45-49.
- Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38733 (дата обращения: 06.10.2014).
- Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6033 (дата обращения: 14.11.2014).
- Chu C.-W., Liang G.-S., Liao C.-T. Controlling inventory by combining ABC analysis and fuzzy classification // Computers & Industrial Engineering. 2008. Т.5. №4. С. 841-851
- Odanaka T., Tanaka T. On ABC analysis of multi-item inventory problem // Mathematical Modelling. 1987. Т. 8. С. 725-728
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.
- Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
- Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.